Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличительные характеристики мотивации человека.

Мотивация человека отличается от мотивации животных по следующим параметрам: 1) имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива, воспитуема (произведена обществом); 2) опосредована интеллектом, речью, сознанием; 3) обладает функциональной автономностью, независимостью от состояния организма; 4) направлена на отдаленные цели; 5) имеет иерархический характер; 6) полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).

15. Теория Х-Y Д. МакГрегора

Теория X и теория Y были предложены Дугласом МакГрегором в 1960-х годах XX века. Существует мнение, что эти теории не входят в множество процессуальных теорий мотивации, так как описывают поведение руководителей. Тем не менее, в связи с тем, что руководители это также сотрудники коллектива, которым свойственна мотивация труда и определенное поведение в процессе труда, то ее также относят к процессуальным теориям мотивации. Эти теории описывают мотивацию и поведение людей в организациях и некоторым образом противопоставляются друг другу.

Теория X.
В этой теории утверждается, что руководитель исходит из предпосылки о том, что работники в подчинении изначально ленивы и всеми возможными способами будут стараться избегать работы. Также они избегают любой ответственности и стремятся переложить ее на плечи кого-нибудь другого. Главная ценность для работников – стабильность; они должны всегда ощущать уверенность в гарантированности рабочего места. Они лишены всяких добровольных амбиций и стремлений. В связи с этим заставить подчиненных работать можно только с помощью наказаний и жесткого контроля. Работники должны быть под пристальным наблюдением, для чего разрабатываются комплексные системы контроля.
В такой системе руководитель избирает автократичный стиль руководства. Он полагает, что главным средством стимулирования работника являются деньги. Руководитель понимает, что не может в полной мере доверять ни одному работнику. Такой менеджер не дает подчиненным свободы в принятии решений, выстраивает жесткую иерархию и использует такие авторитарные методы воздействия, как принуждение и постоянная угроза сурового наказания.

Теория Y.
Она говорит, что работники могут быть амбициозными и иметь внутренние стимулы. Они воспринимают труд как естественную сторону жизни, такую же, как и отдых. Они полностью способны на самоорганизацию и самоконтроль и не нуждаются в постоянных указаниях «из-под палки». Если существуют благоприятные условия, работники способны на творческую активность; они способны принимать неординарные решения в силу того, что наделены изобретательностью.
Руководитель считает, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом. Таким образом, его главная цель – создать максимально благоприятные условия для полной самореализации работников. Стиль его управления – демократичный; он готов идти на уступки и обсуждения ситуации и не подвергает подчиненных постоянному контролю.

Для лучшего запоминания сути теорий можно использовать пиктограммы в виде человечков.


Или же в виде схемы.

 

16. Устойчивая и неустойчивая мотивация

Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на основных нуждах и потребностях человека. К ним относятся физиологические, познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации, уважении и любви.
Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на реальных потребностях, которые мы испытываем ежедневно. К ним можно отнести жажду, голод, желание быть признанным, иметь авторитет, находиться рядом с людьми, быть компетентным, получать знания, умения и навыки, быть в гармонии с окружающим, быть красивым, здоровым и т.д. Одним словом, то, в чем мы нуждаемся ежедневно, ежеминутно, является устойчивой мотивацией. Ее не нужно поддерживать и подогревать.

Неустойчивая мотивация – та мотивация, которая требует постоянной внешней подпитки.
Неустойчивая мотивация – это достаточно слабая мотивация, которую нужно постоянно поддерживать. Такое может случаться у людей, которые не уверены в собственных силах, в том случае, когда желания сменяют друг друга со скоростью света. В этом случае нужно ответить на несколько вопросов: Чего я хочу? Как сильно я этого хочу? Чего я хочу добиться? Что я получу в итоге? Магия достижения цели

 

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

-индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

-групповые

-познавательные

 

17. Теория двух факторов Ф. Герцберга

См. вопрос 12

18. Когнитивные переменные и механизмы мотивации человека

 

19. Целевой теории мотивации Э. Локк

Поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как ради целей человек осуществляет определенные действия.

Теория постановки целей утверждает, что усилия, затраченные работником, зависят от характеристики целей:

-сложность(Чем сложнее цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается. Исключения составляют нереально высокие цели. Однако повышение целей приводит к повышению результатов труда только в том случае, если сохраняется шанс достижения целей.)

-Специфичность(ясность и точность)

-преемлемость(достижимость)

 

Люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.п. В соответствии с данной теорией значительное воздействие на мотивацию работника оказывает и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель остается удовлетворенным собой, его мотивация повышается. В противном случае происходит обратное.

20. Просоциальные мотивы

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.

Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях). Вот как определил этот важный человеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного... ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение". Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается. Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.
Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Едва ли можно сформулировать этот критерий более выразительно, чем это сделано в притче о сострадательном самаритянине: "...Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подошел, перевезал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе." Акт помощи сострадательного самаритянина потому так примечателен, что был осуществлен при отсутствии социального давления и даже не на глазах у способного его оценить зрителя, потому также, что самаритянину не были предписаны столь жесткие моральные нормы, как священнику и левиту, и потому еще, что самаритянин взял на себя труд и затраты, связанные с оказанием помощи, не имея никаких видов на вознаграждение.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Обобщая результаты, достигнутые в исследованиях деятельности помощи к настоящему времени, Г.Хекхаузен сформулировал комплекс условий, характерезующих как ситуацию, так и личность с точки зрения теории мотивации. Эти условия могут пониматься как привлекательность предвосхищаемых субъектом последствий вмешательства или невмешательства.

21. Т. Мотивации К. Альдерфера (ERG Теория)

1) экзистенциональная потребность (existance) 2) социальные потребности (relatedness) - в соц связях 3) в развитии (growth)

Если блокируется одна потребность, то активируется другая в качестве компенсаторного механизма

22. Концепция партисипативного мотивирования (управления)

Концепция партисипативного управления базируется на предпосылке, что если работник заинтересованно принимает участие во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно. Партисипативное управление открывает работнику частный доступ к принятию решений по управлению предприятием в виде разнообразных форм самоуправления и «кружков качества». Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что в итоге сказывается на производительности и качестве.
В передовых организациях, где имеются традиции и высока доля творческих, трудолюбивых и исполнительных работников, работающих в русле теории «Y», можно говорить о логичной связи между самоуправлением и мотивацией работника.
На предприятиях – банкротах, где велика доля отсталых работников, нарушающих трудовую дисциплину, работающих с браком и малопроизводительно, предположительно концепцию партисипативного управления ждет крах и более предпочтительна теория «X».
Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:
- работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (гибкий график работы, личный контроль качества, технология решения задач);
- работники привлекаются их непосредственным руководителем к принятию групповых решений по вопросам производства (проекты плановых заданий, использование ресурсов, формы оплаты труда и т.п.);
- работникам дается право операционного контроля качества продукции и устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат (личное клеймо качества, бригадный контроль качества, сдача продукции с первого предъявления и т.д.);
- работники принимают личное и групповое участие в инновационной, изобретательской рационализаторской деятельности с различными способами вознаграждения за внедрение инноваций;
- производственные и функциональные подразделения (участки, бригады, службы, отделы) создаются с учетом пожелания работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.
Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Работник реализует свои потребности самовыражения, признания и принадлежности к социальной группе известной пирамиды Маслоу, а организация достигает важнейших результатов – высокой производительности и качества.

23. Теория усиления мотивации Б. Скиннера

Эта теория отражает важный аспект мотивации — еезависимость от прошлого опыта людей. Согласно теории Скиннера, поведение людей часто обусловленопоследствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.
Схематически механизм поведения по Скиннеру можно изобразить следующим образом:

стимулы → поведение → последствия → будущее поведение

Согласно этой модели, наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то сотрудник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Неоднократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

24. Мотив власти

Это мотив, который побуждает человека к тому, чтобы обладать властью над людьми и происходящими вокруг событиями, контролировать их, управлять ими, оказывать на них влияние. Люди, имеющие такой мотив, активно стремятся к власти, получают удовольствие от того, что имеют власть и пользуются ею. Они активно стремятся занимать руководящие посты, являются участниками различных политических движений и общественных организаций, стараются возглавить соответствующие движения и организации. В группах и коллективах, к которым эти люди принадлежат, они стараются стать лидерами и сохранить за собой это положение. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Есть разные мнения о ценности и нравственной оправданности стремления, соответствующего данному мотиву. Одни специалисты относятся к наличию у человека такого мотива нейтрально, считая, что развитый мотив такого рода еще не характеризует человека как хорошего или плохого, все дело в том, для чего человек стремится получить и сохранить власть. Если власть ему необходима только для того, чтобы удовлетворять свои амбиции или извлекать из обладания властью личные выгоды для себя, то такое стремление к власти вряд ли морально оправдано. Однако если человек стремится к власти для того, чтобы, воспользовавшись ею, оказать пользу людям, то это выглядит вполне морально оправданным.

Имеется и другая, более жесткая позиция по данному поводу. Дело в том, что данный социальный мотив часто обнаруживается у авторитарных личностей. Такая личность не просто стремится к власти, но старается ее приобрести для того, чтобы подавлять других людей. У детей эта черта личности может сочетается с жестким и даже с жестоким обращением с зависимыми от них или более слабыми, вынужденными им подчиняться, сверстниками. Склонность к авторитаризму связывается также со склонностью к фашистской идеологии (о чем уже писалось ранее), поэтому и стремление к власти нередко рассматривается как отрицательная, нежелательная черта личности.

25. Проблема мотивации в подходах К. Левина

К. Левин исследовал проблему ситуативного развития мотивации. Поведение субъекта, по К. Левину, определяется жизненным пространством, состоящим из личности и окружения. Личность – система многочисленных непересекающихся друг с другом областей. Каждая область соответствует потребности или квазипотребности и обладает напряжением. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не достигается.

Окружение – это психологическое пространство, в котором находятся объекты, обладающие валентностью, т.е. способностью привлекать или отталкивать. Объекты, которые могут служить для разрядки, удовлетворяя потребности, приобретают побудительный характер (валентность), что выделяет их из окружения. На субъекта воздействуют силы определенной величины и направления, исходящие от предметов, обладающих валентностью, которые, взаимодействуя, образуют силовое поле. Если на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, то такая ситуация называется психологическим конфликтом. Например, трехлетний ребёнок пытается достать из морских волн своего игрушечного лебедя. Его притягивает игрушка, но, когда он подходит слишком близко к волнам, его тянет обратно. К. Левин выделил три вида конфликта:

1) стремление – стремление – оба объекта обладают позитивным характером (ситуация буриданова осла);

2) избегание – избегание – например, школьнику надо или доделать ненавистную домашнюю работу или выполнить штрафное задание;

3) стремление – избегание – одно и то же одновременно и привлекает и отталкивает. В условиях такого конфликта приближение к целевому объекту ведет к возрастанию по сравнению с притягивающими отталкивающих сил. На определенном расстоянии от целевого объекта притягивающие силы заметно сильнее отталкивающих. Когда ребёнок переступает границу, образованную точкой пересечения обоих градиентов валентности, отталкивающие силы становятся сильнее и ребенка тянет назад.

Таким образом, величина поведенческой тенденции зависит от величины валентности целевого предмета и расстояния до цели (реального или психологического).

К. Левин ввел понятие квазипотребности, которое также связано с проблемой ситуативного развития мотивации. Квазипотребность – это состояние, которое связано с намерением достичь цели и обладает свойством потребности. Она связана и с исходной потребностью. Например, намерение испытуемого заучить ряд бессмысленных слогов – квазипотребность по отношению к потребности продвинуться вперед в обучении.

Квазипотребность всегда требует разрядки. Существуют два пути разрядки. Первый путь – достижение цели. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не будет достигнута. Пока квазипотребность не удовлетворена, незавершенное действие психологически сохраняется. Второй путь - замещение невыполненного действия другим действием.

Сила конкретного побуждения зависит от пяти причин: 1) от напряжения и интенсивности потребности; 2) от пространственной удаленности предмета потребности; 3) от психологической удаленности (символическое пространство); 4) от временной удаленности; 5) от прогнозируемой вероятности успеха.

26. Понятие «оптимум мотивации»

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

27. Объяснительные модели базовой мотивации

Объяснительные потребности -


Уильям МакДаугл: сводит все поведение к мотивационным диспозициям. Диспозиция - устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов.
Признаки внутренних источников активности: спонтанность движения, его целенаправленность, спонтанный характер изменения поведения, редукция инстинктивных потребностей при достижении результата. Когда результат достигнут, организм готов к следующей ситуации.

Признак инстинкта (у макдаугла - это и есть источник активности организма):

Признак научаемости. Т.е. Изменение поведения при повторении сходных ситуаций. Именно врожденным компонентом инстинкта является эмоциональный аспект.

Продолжение концепции макдаугла осуществлял Лоренц, который изучал и описывал инстинкты у животных. Выделяет такой механизм преобразования инстинкта, который превращает базовые потребности в производные. Механиз, описанный Лоренцем - импринтинг - запечатление.

 

Базовый мотив выражается в потребности (по Адлеру) стать полноценным членом общества, занять свое статусное место в нем. Основная потребность - в компенсации чувства собственной неполноценности. Присущ всем людям, формируется в раннем детстве. Гиперкомпенсация - стремление к власти.


Карен Хорни. Определила мотивацию поведения человека как первичное беспокойство, вызванное детской беспомощностью, которое в будущем порождает враждебность. -> потребность в безопасности, которая порождает стремление к самооценке и оценке другими людьми. Согласно ее суждению, базовая тревога возникает в случае неблагоприятных условий развития человека в детстве.


Бихевиоральное направление.

Драйв - позыв к побуждению к действию.(инстинкт)

Джон Уотсон. Механизм обусловливания первичных драйвов. Два виде драйвов: Первичные (физиологические - боль, жажда, голод), Приобретенные (выученные, вторичные - страх, тревога)


Теория усиления мотивации Скиннера.

Стимул - поведение - последствия - будущее поведение

Поведение людей обусловлено последствиями их действий.


В рамках социального когнитивного направления:

Альберт Бандура. Коме наказания и награды существует образец поведения другого человека. Центральное место научению происходит путем наблюдения за образцами поведения других людей и его последствиями.

Автор теории научения. Теории социального научения (социального когнитивизма). Автор понятия - самоэффективность. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

 

28. Провести сравнительный анализ мотива аффилиации и мотива идентификации

Аффилиация - стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, руководителя и т. п.). Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала человека за счет символического «заимствования» энергии у объекта идентификации: появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это кумир. Этот мотив побуждает работать и развиваться.

29. Признаки внутренних источников активности (по МакДауголлу)

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З.Фрейд и У.Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У.Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

С теорией инстинктов оказалось связано множество проблем. Основные из них следующие:

1. Как доказать существование у человека этих инстинктов?

2. В какой мере к ним могут быть сведены или из них выведены те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий?

3. Как разделить между собой собственно инстинктивное в этих формах поведение и приобретаемое в результате научения при жизни?

4. Как, пользуясь только инстинктами, объяснить поступки культурного, цивилизованного человека?

30. Описательные модели базовой мотивации

Описательные модели -

Кителл (16ти факторный опросник Кителла)

Генри Мюррей (тематический перцептивный тест) - автор теории персонологии. Персонология - целостное изучение личности: 1) личность имеет не только социальную, но и биологическую природу; 2) личность развивается в определенной среде и определенном социокультурном контексте.
Основные понятия в теории: потребность и давление. Взаимодействие между давлением и потребностью - "тема"

Потребность - сила, которая направляет наш интеллект и перцепцию к действию для удовлетворению ситуации. Давление - воздействие на человека со стороны ситуации, которая принимает вид или угрозу для субъекта.

Потребности по мюррею: Достижения успеха, в афелиации, в агрессии, в независимости... Первичные (органические, висцерогенные), Вторичные (психогенные)

31. Теория потребностей Г. Мюррея. Стратегия выделения базовых потребностей

Центральным вопросом в мотивационной психологии является: «Причинность поведения».

Для ответа на данный вопрос рассмотрим 3 теории. Одна из них диспозициональная (или черта). Люди ведут себя определенным образом из-за своей индивидуальности, черты, т. к они такие какие есть. Основными понятиями в теории Генри Мюррея являются: потребность и давление.

Потребность по Мюррею - это сила, которая организует наш интеллект, перцепцию к действию, для удовлетворения в той или иной ситуации.

Давление - это некое воздействие на человека со стороны ситуации, которое принимает вид или угрозы для субъекта или пользы. Мюррей выделяет α и β давления.

Между давлением и потребностью может возникнуть взаимодействия, которые называются темой.

В своей теории он выделил первичные, вторичные, позитивные, негативные, явные и латентные потребности.

-Первичные потребности– потребности в еде, сне, сексе.

-Вторичные потребности– потребности психогенного характера.

-Позитивные потребности– поиск.

-Негативные потребности– избегание.

-Явные потребности– активно выражены во внешнем поведении.

-Латентные потребности– фантазии.

32. Проблема осознаваемости мотивов

Мотив трактуется как осознанное (сознательное) побуждение для определенного действия, ставшего непосредственной причиной действий человека. Между тем мотивы, так же как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности, что признают и зарубежные, и отечественные исследователи мотивации.

Согласно теории психоанализа, значительная часть наших действий мотивирована со стороны бессознательных влияний. Считая, что мысли, чувства и воспоминания не осознаются по вполне мотивированным причинам, психоаналитики далее полагают, что скрытое в подсознании может проявляться в нашем повседневном поведении через оговорки, ошибки восприятия и т.п. Итак, дело не только в том, что есть компоненты нашего «Я», о которых мы ничего не знаем, но и в том, что эти компоненты влияют на наше поведение.

Когнитивное представление о бессознательном предполагает, что бессознательные процессы, во- первых, могут быть такими же разумными, логичными и рациональными, как и сознательные, во- вторых, когнитивное представление о бессознательном подчеркивает разнообразие содержимого, которое может находиться в бессознательном, не выделяя в особую категорию сексуальную и агрессивную сферы. И соответственно подобное бессознательное не обязательно оказывает мотивационное влияние на наше поведение.

В целом же вопрос осознаваемости мотива Е. П. Ильин неразрывно связывает с тем, какое мотивационное образование принимается за мотив. Если склонности или влечения, то степень осознания будет низкой, а если цели - то и степень осознанности будет гораздо выше. Но структура мотива, как считает данный исследователь, не может не осознаваться даже при импульсивных действиях.

Иногда, когда человек не хочет вскрывать истинные причины своего поступка, он подменяет их мотивировкой, но в этих случаях психолог имеет дело уже с иным образованием.

А. Н. Леонтьев осознание мотивов считал вообще чем-то вторичным, изначально не данным, требующим специальной внутренней работы. Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются. Это психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению Маркса, как закон определяет его действия. Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того, ради чего они совершаются

Е. В. Сидоренко в своей работе «Мотивационный тренинг» предприняла попытку организовать все пространство человеческих побуждений по признакам рациональности-иррациональности и осознанности-неосознанности. Тогда к неосознаваемым иррациональным побуждениям относятся вытесненные импульсы и предубеждения, к неосознаваемым рациональным побуждениям - привычки и автоматизмы; к осознаваемым иррациональным побуждениям - желания и страсти, а к осознаваемым рациональным - намерения и решения (Сидоренко, с. 96).

На наш взгляд, представляется необходимым выделить еще один аспект проблемы осознаваемости мотива. Этот аспект связан с осознанием не содержательной стороны мотива, а с осознанием энергии различных побуждений. Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни. Не забывайте, что дискомфорт может мотивировать. «Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды» (Цит. по: Сидоренко, с. 161).

33. Стратегия выделения базовых мотивов по Р. Кеттеллу

Основные стратегии выделения базовой мотивации:
1) Умозрительный подход (результат наблюдений и жизненного опыта) - Фрейд, Мак-Дауголл.

2) Факторный анализ - Р.Кетелл.

3) Эмпирический метод - проективные техники - Мюррей (ТАТ) - базовыми являются потребности и мотивы; более элементарное выделить нельзя, нет инструмента.

4) Анализ биографии, интервью, опросники.

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. Опросник Кеттелла - одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.

34. Понятие и виды мотивации. Структура мотивационного процесса

МОТИВАЦИЯ — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение, а так же обусловливающих субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении.

Виды мотивации:

1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.

2. Внутренняя мотивация - связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

3. Положительная мотивация - основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать получу премию.

4. Отрицательная - основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работать получу выговор и штраф.

5. Устойчивая мотивация - которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

6. Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.

Такое рассмотрение процесса носит условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для пояснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, необходима и достаточна модель, приведенная ниже.

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в том, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

Если потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что он должен делать, какими средствами и чего добиться, что получить для удовлетворения потребности. На данной стадии должны быть найдены ответы на такие вопросы:

- что я должен получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен сделать, чтобы получить желаемое;

- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...