Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни проявления толерантности личности.




Уровень Где проявляется  
  Гностический -познание и признание своего «Я», и –позиций другого Уровень убеждения
  Конструктив- ный - определение тактики поведения и диалога с другими Уровень поведения
  Деятельност- ный - взаимодействие с другими при абсолютной автономизации Уровень поведения
  Аналитико – Результативн. -анализ результатов взаимодействия Уровень отношения

Таким образом, понятие «Толерантность» хоть и отождествляется с понятием «терпения», но имеет более яркую активную направленность.

 

Толерантность,как качество личности, - не покорное терпение, и не пассивное покорение мнению других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости, пониманию и уважению других во имя взаимопонимания между этносами и социальными группами, а также во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Т олерантности, как качеству личности, соответствуют:

-сотрудничество и дух партнёрства;

-готовность мириться с чужим мнением;

-уважение человеческого достоинства другого;

-уважение прав других;

-принятие другого таким, какой он есть;

-способность поставить себя на место другого;

-признание многообразия мира;

-признание равенства других;

-терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению,

-отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

«Помни, что ты только человек! Как и всякий другой…».

Триада «Т»: уважение; симпатия (эмпатия); доброта.

 

Толерантность, как качество личности, имеет индивидуальную ценность, так как выполняет ряд функций в развитии человека:

1) «Т» предполагает адекватное отношение школьника к действительности, к конкретным ситуациям, поведению своему и окружающих, сл-но является важным регулятором поведения.

2) «Т» обеспечивает возможность формирования представления о себе, способствует расширению кругозора и развитию жизненного опыта, так как позволяет личности принять другие точки зрения и видения решения проблем.

3) «Т» способствует более успешной социализации личности, выработке эмоционально положительного отношения к совместной с другими деятельности.

4) «Т» является основой конструктивного взаимодействия с окружающими, и учащиеся учатся оценивать, планировать, прогнозировать, сопоставлять и пр.

5) «Т» направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям, угрожающим сохранности коллектива, и гарантирует его стабильность и неконфликтность его членов.

Таким образом, толерантность как личностное качество, обеспечивает устойчивость индивидуальности человека, гармоничное развитие его личности в социуме, а также глубокое сущностное понимание того, что мир, окружающий нас, и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-либо пользу.

Толерантность – основа для утверждения демократии, плюрализма и соблюдения прав человека; профилактика агрессивности, догматизма, тоталитаризма.

Возвращаясь к тому, что главными компонентами внутреннего содержания понятия «толерантность» являются:

-активная нравственная позиция личности (её социальное качество),

-психологическая готовность к терпимости (психическое качество), зададим вопрос: откуда взять эти компоненты?

Эти компоненты не берутся «из ниоткуда», и не являются врождёнными. Они: формируются, стимулируются, корректируются.

Где? Кем? Как? – В процессе воспитательного взаимодействия.

 

Целью формирования вышеназванных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций и пр.

В педагогике «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления, и приводящая каждое из их в новое состояние.

Байбородова Л.В. выделяет 7 типов взаимодействия:

1) – диалог - эти три типа соответствуют

2) – сотрудничество позитивной толерантности

3) - опека

-а также –

4) – подавление - эти типы приводят к негативным

5) –индифферентность проявлениям толерантности, либо

6) –конфронтация к её отсутствию.

7) –конфликт

 

Диалог (уровень толерантных убеждений).

В диалоге проявляется индивидуальность каждого и постигается своеобразие другого, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через:

-высокий уровень эмпатии (восприятие),

-чувство партнёра, умение принять его таким, каков он есть,

-отсутствие стереотипности в восприятии других,

-гибкость мышления,

а также через:

-умение «видеть» свою индивидуальность,

-умение адекватно оценивать свою личность.

Такая характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом «Т» и уровнем толерантных убеждений.

Своеобразием диалогового взаимодействия является то, что понимая других, мы понимаем себя. Этому следует учить с раннего детства, ибо «Д.В.» - первооснова позитивного социального опыта.

 

Сотрудничество (уровень толерантного поведения).

Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование, совместное распределение сил и средств на основе возможностей каждого, совместное осуществление деятельности, совместный анализ.

Сотрудничество, как уровень толерантного поведения, может быть охарактеризован следующими признаками:

-контактность,

-доброжелательность (отсутствие агрессии, в т.ч. и самоагрессии),

-отсутствие тревожности,

-мобильность действий,

-вежливость (учтивость),

-терпение,

-доверительность,

-социальная активность.

 

Опека (уровень толерантного отношения).

Опека, понимаемая как забота, которая не унижает достоинства опекаемого, является естественной нормой взаимодействия.

Опека-забота, как вид взаимодействия, возможна только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся.

Опека-забота, как уровень толерантного отношения, характеризуется следующими признаками:

-эмоциональная стабильность,

-высокий уровень эмпатии,

-экстравертность,

-социальная активность,

-умение прийти на помощь.

Все признаки этих трёх типов взаимодействия - - диалога, - сотрудничества, - опеки-заботы, -

характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, - то есть связаны с пониманием категории «свобода».

Однако, если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести.

 

Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, - и рождается совестливое отношение к людям, к работе, к обязанностям.

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» -необходимое понятие, определяющее толерантные отношения взаимодействующих сторон, так как «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического многонационального государства.

 

Дадим ещё раз трактовку понятия «Толерантность», и определим для него основные критерии и показатели:

«Толерантность – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, пола, социальной среды, взглядов (когда позитивное взаимодействие реализуется через диалог, сотрудничество, опеку).

Критерии «толерантности»:

1) Устойчивость - сформированность социально-нравственных мотивов - личности поведения личности в процессе взаимодействия с людьми

иных этнических и социальных общностей.

 

2) Эмпатия -адекватное представление о том, что происходит во - внутреннем мире другого человека.

 

3) Дивергентность - способность необычно решать обычные проблемы, - поведения задачи, ориентируясь на поиск нескольких вариантов

решения.

 

4) Мобильность - способность к быстрой смене стратегии или тактики

поведения с учётом складывающихся обстоятельств.

 

5) Социальная -готовность к взаимодействию в различных социальных

активность межэтнических ситуациях с целью выстраивания

конструктивных отношений в обществе.

 

Критерии толерантности Показатели критериев
Устойчивость личности: -эмоциональная стабильность, -доброжелат-ость, вежливость,терпение, -социальная ответственность, -самостоятельность, -социальная релаксация.  
Эмпатия: -чувствование партнёра, -высокий уровень сопереживания, -учтивость, -экстравертность, -способность к рефлексии,  
Дивергентность мышления: -отсутствие стереотипов, предрассудков, -гибкость мышления, -критичность мышления.  
Мобильность поведения: -отсутствие напряжённости в повед-ии, -отсутствие тревожности, -контактируемость, общительность, -умение найти выход в сложн. сит-ции, -автономность поведения, -прогностицизм, -динамизм.
Социальная активность: -соц-ая самоидентификация, -социальная адаптированность, -креативность, -социальный оптимизм, -инициативность.

 

 

Отличия толерантной личности от интолерантной. (на основе работ Г. Оллпорта).

Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным»(представлением о том, каким Я хотел бы стать) и «Я-реальным»(представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причём не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищённость. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убеждённость, что с ней можно справиться – важное условие формирования толерантной личности.

3.Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой, многое объясняет астрологией. Стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него, обвиняя во всём других, или судьбу.

 

 

Толерантные люди убеждены, что судьба зависит не от звёзд, а от них самих. Они не перекладывают ответственность на других, несут её сами.

4. Потребность в определённости. Интолерантные люди делят мир на две части: чёрное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делят людей на «свои» и «чужие» группы. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, всё происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признаёт мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...