Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки индивидуального здоровья




В практической медицине для оценки индивидуального здоровья обычно ис­пользуют понятие нормы. Норма есть биологический оптимум живой систе­мы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рам­ках которых сохраняется оптимальная связь со сре­дой, а также согласованность всех функций организ­ма.

Интересна точка зрения В.М. Дильмана, который считает, что говорить о здоровье организма и о его норме вообще невозможно, так как все индивидуаль­ное развитие является патологией, отклонением от нормы. Норма возникает лишь в 20 лет и длится не бо­лее 5 лет, так как в пределах этого периода минималь­на частота главных болезней человека. Патологичес­ким индивидуальное развитие является потому, что, наряду с законом сохранения гомеостаза в развиваю­щейся живой системе, должен выполняться и противо­положный ей закон отклонения гомеостаза.

Отсюда неизбежны «нормальные» болезни старче­ского возраста: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, рак, ожирение и др.

Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лаборатор­ных методов.

Для оценки сердечно-сосудистой системы применя­ются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью различных комплексов дыхательной и газоаналитической аппара­туры (спирограф). Обмен веществ в организме оцени­вается сложными биохимическими методами, радио­изотопной диагностикой. Система крови оценивается приборами для анализа состава крови. Иммунологиче­ские исследования — наиболее трудоемкие — базиру­ются на сложных биохимических, микробиологичес­ких и специальных анализах состава и газов крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты-опросники.

Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интеграль­ную оценку своего состояния. К субъек­тивным же показателям относят полноценность сна, ап­петит, бодрость (или слабость) и др. Субъективные пока­затели не всегда соответствуют объективному состоя­нию здоровья человека, человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начина­ющихся болезненных изменениях. Самочувствие, активность, настроение челове­ка — это своеобразный барометр состояния централь­ной нервной системы и многих функций внутренних органов. Наличие болезненных ощущений — это сигна­лы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

Объективные показатели здоровья человека вы­ражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоя­нием и с нормативными характеристиками. К объек­тивным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, темпера­туру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т. д. Чаще всего для этого используется частота сердеч­ных сокращений на дозированную физическую нагруз­ку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

Длина тела (рост) — важный показатель физичес­кого развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, харак­теризующих правильность, пропорциональность тело­сложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21 — 22 лет.

Масса тела — может изменяться в течение дня, по­этому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответст­вие «идеальному весу».

Существует несколько способов расчета «идеаль­ного веса». Самый распространенный и близкий к ис­тинному определяется путем вычитания из показате­лей длины тела (в см) условных величин:

при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;

при росте 165— 175 см вычитается цифра 105;

при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в кило­граммах.

Превышение идеального веса на 10% говорит об из­быточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

Функциональные показатели деятельности сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществ­ляется измерение параметров и характеристик дея­тельности двух основных функциональных систем ор­ганизма в состоянии относительного покоя, и после выполнения какой-либо нагрузки.

А) Пульс — исключительно важный показатель, от­ражающий деятельность сердечно-сосудистой систе­мы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70 — 75 ударам в минуту, у женщин — 75 — 80 ударам.

У тренированных людей частота пульса в покое ре­же за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердечной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту.

Во время физической нагрузки частота пульса уве­личивается. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, ко­торая рассчитывается по формуле: 220 — возраст чело­века. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65 — 90% от максимально до­пустимой для данной возрастной группы.

Б) Проба с 20 приседаниями. Проба является стан­дартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности.

Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытя­нуты вперед). Определяется частота пульса сразу по­сле выполнения нагрузки, через одну, две и три мину­ты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по дли­тельности восстановления частоты пульса до исходной величины.

При учащении пульса: на 25% состояние сердечно­сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50 — 75% — удовлетворительное; более чем на 75% — неудовлетворительное.

Восстановление частоты пульса до исходной вели­чины происходит в норме за 1 —3 минуты.

В) Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчиты-вается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взросло­го человека от 9 до 12—16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естест­венном ритме. Затем проводится проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и ды­хательной систем.

Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимально возможной за­держки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.

Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.

На вдохе: 39 сек. — неудовлетворительно, 40 — 49 сек. — удовлетворительно, свыше 50 сек. — хо­рошо.

На выдохе: 34 сек. — неудовлетворительно, 35 — 39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хо­рошо.

Как видно из данных, представленных в табл. 3, показатели, определяющие индивидуальное здоровье имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно.

 

Группы здоровья детей.

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

§ общая заболеваемость,

§ инфекционная заболеваемость,

§ индекс здоровья,

§ процент длительно и часто болеющих,

§ распространенность и структура,

§ про­цент лиц с нормальным физическим развитием;

§ про­цент лиц, имеющих недостатки в умствен­ном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником.

В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 — 80%, фактичес­ки — 17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3 — 4 раз \ в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Дан­ный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональ­ных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8—12 лет до 80 — 85 мм рт.ст., 13—16 лет — до 90 — 95 мм рт. ст.) — 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Контрольные вопросы

1. Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины.

2. Общее понятие о болезни.

3. Здоровье и факторы, его определяющие.

4. Показатели популяционного здоровья

5. Показатели индивидуального здоровья

6. Группы здоровья детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...