Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

регламентирующие безопасность в социальной сфере

Законодательные и нормативные акты Российской Федерации,

Правовую основу обеспечения безопасности Российской Федерации составляют ее Конституция, принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

 

 

Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ определяет правовые основы, основные принципы, содержание деятельности и ее координацию по обеспечению безопасности, государственную политику и международное сотрудничество, полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ее обеспечения, статус Совета Безопасности РФ.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами

государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных

органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения

безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в сфере обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за

целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в сфере обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, органи-зационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в данной области обеспечения реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют

Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Международное сотрудничество РФ в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России. Его основными целями являются:

1) защита суверенитета и территориальной целостности РФ;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся

проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области обеспечения безопасности осуществляются: Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти.

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения его режима;

6) принимает в соответствии с законодательством РФ:

- решение о применении специальных экономических мер в целях

обеспечения безопасности;

- меры по защите граждан от преступных и иных противоправных

действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

- решает в соответствии с законодательством РФ вопросы, связанные

с обеспечением защиты:

- информации и государственной тайны;

- населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности,

возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения

безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовым актами Президента РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области

обеспечения безопасности Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления заключаются в обеспечении в пределах своей компетенции исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности.

Федеральным законом «О безопасности» определяется статус Совета Безопасности, который является конституционным совещательным органом,

осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ, который утверждает Положение о Совете Безопасности РФ.

В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом РФ могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской

Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения

безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту РФ:

- о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и преодолению их последствий;

- о применении специальных экономических мер в целях обеспечения

безопасности;

- о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;

1) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполни-

тельной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государ-ственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и

показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области

обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

Президент РФ может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Совета Безопасности РФ входят Председатель, которым по должности является Президент РФ; Секретарь (постоянный член); постоянные члены (по должности) и члены (назначаются Президентом РФ и участвуют в заседаниях с правом совещательного голоса)

Секретарем Совета Безопасности, его постоянными членами и членами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, которое обеспечивает реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, которому подчиняется непосредственно, и который определяет его полномочия.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний, порядок организации и проведения которых заседаний и определяется Президентом РФ.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами в порядке, определяемом Президентом РФ. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при их принятии. Решения вступают в силу после их утверждения Президентом РФ.

Вступившие в силу решения обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом РФ могут издаваться указы и распоряжения.

 

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности. Она сохраняет преемственность принятых политических установок в области национальной безопасности, в первую очередь Концепции национальной безопасности РФ, и уточняет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием РФ.

Как важнейший документ в системе стратегического планирования, неразрывно связанный с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности.

Стратегия нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В ней сформулированы главные направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности России, а также стратегические национальные приоритеты и меры в области внутренней и внешней политики.

Особенность документа – его социальная и социально-политическая направленность, которая состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается исходя из принципа «безопасность – через приоритеты устойчивого развития», то есть – через достижение стратегических национальных приоритетов, в числе которых – национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государстваповышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.

Реализация Стратегии будет способствовать становлению России в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом, достойным качеством и уровнем жизни народа, активной внешнеполитической позицией.

С Т Р А Т Е Г И Я
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Структура документа

I. Общие положения

II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

III. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты

IV. Обеспечение национальной безопасности

1. Национальная оборона

2. Государственная и общественная безопасность

3. Повышение качества жизни российских граждан

4. Экономический рост

5. Наука, технологии и образование

6. Здравоохранение

7. Культура

8. Экология живых систем и рациональное природопользование

9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

 

 

Фундаментальную нормативно-правовую основу обеспечения социальной безопасности, его различных слоев и групп составляют зафиксированные в Конституции РФ права, свободы и обязанности граждан.

Правовой статус гражданина РФ предусматривает равные для всех субъективные права и свободы человека и гражданина: личные; политические; социально-экономические, а также их юридические обязанности.

Безопасность социальной системы, в которую входит и государство, должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как состояние жизнеспособности народа, как стратегия, направленная, прежде всего, на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Систему обеспечения безопасности образуют силы и средства обеспечения безопасности:

- силы обеспечения безопасности – Вооруженные Силы РФ другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении безопасности государства на основании законодательства РФ;

- средства обеспечения безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Силы и средства обеспечения безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Выбор тех или иных средств обеспечения безопасности в конкретной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств и, прежде всего, от характера и масштабов опасностей или угроз, а также опыта защиты от них, которым обладают субъекты обеспечения безопасности. Однако важно иметь в виду, что для эффективного обеспечения безопасности, чтобы выбранные средства защиты были адекватны угрожающей опасности или угрозе.

 

Территория Российской Федерации разделена на семь федеральных округов, включающих ряд субъектов.

Центральный федеральный округ (центр – г. Москва): Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ (центр – г. Санкт-Петербург): Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Южный (ранее Северо-Кавказский) федеральный округ (центр – г. Ростов-на-Дону): Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания, Чеченская, Красноярский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.

Приволжский федеральный округ (центр – г. Нижний Новгород): Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан,, Удмурдская, Чувашская - Чаваш, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Уральский федеральный округ (центр – г. Екатеринбург): Курганская. Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Сибирский федеральный округ (центр – г. Новосибирск): Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.

Дальневосточный федеральный округ (центр – г. Хабаровск): Республика Саха (Якутия), Приморский. Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский, Чукотский автономные округа.

В настоящее время идет процесс объединение некоторых субъектов РФ для повышения эффективности управления ими и повышения жизненного уровня их населения.

Ведущее место в системе безопасности России занимают Вооруженные Силы РФ, представляющие собой, как подчеркивается в федеральном законе РФ «Об обороне» государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. Они включают в себя центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

 

 

Правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека, составляют и образуют:

• Конституция как основной закон государства;

• нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (как правило, за статьей Конституции стоит соответствующий закон, который развивает нормы данной статьи).

Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.95 № 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) даны основные понятия, определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания.

К социальным службам отнесены:

• предоставляющие социальные услуги предприятия и учреждения независимо от форм собственности;

• граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальные службы в соответствии с законом могут относиться к государственным, муниципальным или иным формам собственности.

Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

4. Деятельность общественных и благотворительных организаций - это проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально-экономической ситуации в стране; стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Важнейшие организационно-правовые документы, регулирующие эту деятельность:

• Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2006 г.);

• Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006);

• «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2006).

В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи в области социальной защиты населения.

Так. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях":

• устанавливает основные правовые, нормы, регулирующие благотворительную деятельность;

• определяет возможные способы и формы ее поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти;

• указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России.

В законе определяется, что благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть:

• негосударственной и немуниципальной;

• некоммерческой.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Способы реализации программ:

• материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает;

• взаимопомощь и совместная организация досуга;

• создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической.

Участниками благотворительной деятельности, кроме благотворителей, являются также:

• благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей;

• добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.

Выделяют несколько типов сотрудничества с властями:

• получение от местных органов власти гуманитарной помощи или участие в ее распределении

• получение помещения для работы;

• прямая финансовая поддержка.

Основные цели, которые преследуют российские негосударственные организации в поиске контактов с зарубежными.

• получение гуманитарной помощи;

• гранты на долгосрочные программы;

• разработка совместных проектов;

• обучение руководителей и персонала.

Успешное функционирование, благотворительных организаций обуславливают несколько основополагающих факторов:

• усовершенствование правовой базы деятельности этих организаций;

• налаживание связей между частными благотворительными организациями и государственной структурой социальной защиты.

 

 

Таким образом, государство обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными – на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

 

К числу наиболее важных законов, регламентирующих правоотношения в сфере обеспечения безопасности относятся:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

- Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ.

- Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ.

- Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года

№ 2446-1 (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ).

- Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года № 105-ФЗ).

- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2006 года № 105-ФЗ).

- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

- Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ (в редакции от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ).

- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июня 2002 года № 114-ФЗ.

- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ.

- Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 года № 236.

- Указ Президента РФ «Положение о войсках Гражданской обороны Российской Федерации» от 27 мая 1996 года № 784.

- Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039).

- Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706).

- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года № 24)

- Основы государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года (утверждены Президентом РФ 5 января 2004 года Пр-12).

- Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 года № 738. 1996.

- Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 года № 1094.

- Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 года № 794 (с изменениями согласно постановлению Правительства РФ от 27 мая 2005 года № 335).

- Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 457) и др.

Рассмотрим содержание некоторых нормативно-правовых актов.

Так, в Конституции РФ закрепляются права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд, вознаграждение за труд без дискриминации, на юридическую защиту чести и достоинства, обеспечение безопасности в различных сферах жизнедеятельности.

Закон «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью в их деятельности (см. схему 1).

В соответствии с данным законом, ведущим субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, Ведущая роль государства состоит в том, что оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством также гарантируется защита и покровительство.

Согласно закону, основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности,


 

общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных законом.

В законе подчеркивается, что для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, т.е. создается система безопасности РФ, о которой речь шла в первом разделе данной главы.

Основными функциями системы безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Контроль за деятельностью, связанной с обеспечением безопасности в пределах своих компетенций осуществляют высшие органы законодательной власти РФ, органы государственной власти и управления РФ.

Общественные и иные объединения и организации, граждане РФ имеют право в соответствии действующим законодательством на получение ими информации о деятельности органов обеспечения безопасности.

Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия федеральных органов государственной власти, функции, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и

обязанности граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для ее обеспечения, ответственность за нарушение оборонного законодательства РФ и т.д.

Согласно закону, под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

 

 

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ, привлекаются другие войска (внутренние войска МВД, войска ГО МЧС). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные при федеральных органах исполнительной власти), органы СВР, ФСБ, ФСО, обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Организация обороны включает:

- прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

- разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

- правовое регулирование в области

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...