The problem of adaptation of freshmen to the university
Алексеев Сергей Дмитриевич студент 2 курса ФП-15 ФТИ СВФУ ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ Alexeev Sergey Dmitryevich THE PROBLEM OF ADAPTATION OF FRESHMEN TO THE UNIVERSITY Аннотация: В данной статье освещаются особенности понятия адаптации ее виды и функции. Пересмотрены разнообразные установления определения «адаптация» и её содержательные компоненты. Значимость хода адаптации первокурсников в вузе. Нынешнее поколение обязано понимать и осознавать сущность взаимодействия индивидуума с окружающей средой и ценностей коллектива, включение в систему деятельности и межличностных отношений, освоения общепризнанных мерок и ценностей вуза, введение в концепцию работы и межличностных взаимоотношений, развития положительного взаимоотношения к общественным общепризнанным меркам, реализация личности студента. Выполнено заключение о том, что под адаптацией следует понимать непрерывный процесс приспособления индивидуума к условиям социальной среды и результат этого процесса. Ключевые слова: адаптация, ассимиляция, виды адаптации, критерии адаптированности. Abstract: This article highlights the features of the concept of adaptation of its types and functions. Various definitions of the definition of "adaptation" and its content components have been revised. The significance of the course of adaptation of first-year students in the university. The current generation must understand and understand the essence of the interaction of the individual with the environment and the values of the team, the inclusion in the system of activities and interpersonal relations, the development of universally recognized standards and values of the university, the introduction of the concept of work and interpersonal relationships, the development of a positive relationship to publicly recognized standards,. It was concluded that adaptation should be understood as a continuous process of adaptation of an individual to the conditions of the social environment and the result of this process. Keywords: adaptation, assimilation, adaptation types, criteria of adaptability.
В сегодняшних обстоятельствах активного формирования общества вопрос эмоциональной адаптации не прекращает актуализироваться. Слово «адаптация» происходит с латинского пригодный, удобный», «приспособление». Представление адаптации (приспособления) представляет немаловажную значимость в различных отраслях сегодняшней науки и, конечно, же в психологии. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Cоциально-психологическая предполагает из себя процесс усвоения людьми конкретного социально-психологического статуса, освоение этими либо другими социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации индивидуум стремится непосредственно достичь согласия между внутренними и наружными критериями существования и работы. [2, с. 245]. Французский физиолог К. Бернар выдвинул догадку о том, что любое живое тело существует из-за способности регулярно сохранять благоприятные для личного существования параметры внутренней среды организма. Бернар первый выразил мысль о том, что стабильность внутренней среды – необходимое условие каждой жизни. В последующем североамериканский физиолог У. Кэннон сформировал эту концепцию и именовал данное идеальное состояние гомеостазом [1, с. 97].
Реализация процесса психологической адаптации, согласно словам Ф.Б. Березина, обеспечивается трудной многоуровневой многофункциональной концепцией, в различных степенях которой регулирование исполняется в большей степени психическими (общественно-психическими и непосредственно психологическими) или физиологическими механизмами. В единой концепции психологический адаптации акцентируется 3 ключевых уровня или подсистемы: психофизиологический, непосредственно психологический и социально-психологический [3, с. 183]. Одним из первых идею о изменении организма и среды, как сторонах процесса приспособления, выразил в собственных трудах Ж. Пиаже. Под ассимиляцией подразумевается комплекс умственных действий индивидуума, нацеленных в введение условий находящейся вокруг сферы в ранее сформировавшиеся у него когнитивные структуры: «...психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, которые сами представляются не чем иным, как перечнем операций, владеющих возможностью стремительно воссоздаваться» Профессор тщательно представил два ключевых механизма, содействующих адаптации человека к обстоятельствам находящейся вокруг среды: ассимиляцию и аккомодацию.
Большинство ученых, исследуя этот либо другой подход приспособления, связывают в две крупные категории: конкретные (наружные) и индивидуальные (внутренние), которые, в собственную очередность, также разделяются в группы [1, с. 79]. В.Н. Безносиков к объективным критериям, характеризующим адаптированность, в две группы: 1) непосредственно индивидуальные, т. е. самомнение субъекта приспособления; 2) индивидуально-конкретные, если адаптант считается предметом оценки его состояний сравнительно объективным (экспертным) способом. К основной категории принадлежат подобные характеристики, равно как: удовлетворение, взаимоотношения, ценностные ориентации, нацеленность, социальные установки и т. д. К второй категории писатель причисляет обширный комплект критериев, основанных в обобщении оценок общественного поведения адаптанта, к примеру: выполнение рабочей выдержки, социальная динамичность, желание к увеличению профессиональной квалификации и т.д. [1, с. 67]. Е. В. Осипчукова акцентирует в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной категории, в какую он вступает, к новой для него социокультурной среде университета следующие стадии: 1. начальная ступень, если человек либо категория понимают, равно как они обязаны вести себя в новой для их общественной сфере, однако ещё никак не склонны принять и осуществить концепцию ценностей новой среды университета и стараются соблюдать прежней системы ценностей; 2. стадия терпимости, если личность, категория и новая среда выражают обоюдную толерантность к концепциям ценностей и стандартам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и установление индивидумом главных компонентов концепции ценностей новой среды при одновременном признании определенных ценностей индивидуума, группы новой социокультурной средой; 4. ассимиляция, т.е. абсолютное единство концепций ценностей индивидуума, категории и окружения. В следствии реализации индивидуального адаптационного потенциала в ходе приспособления достигается конкретное положение персоны – адаптированность, равно как итог, результат хода приспособления. Обеспечение успешной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной сфере явилось этой целью, что обозначила сущность определенных педагогических проблем. Деятельность в данном направлении дала возможность отметить концепцию поочередных и взаимозависимых шагов: • изучение индивидуальных отличительных черт первокурсников; • выявление проблем адаптационного этапа и отличительных черт «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь; • анализ и обобщение полученных данных; • подготовка в базе данных исследований направлений для кураторов и педагогов, работающих с студентами первых курсов, направленных в оптимизацию адаптационного периода; • проведение круглого стола с участием проректора по соц и внеучебной работы, заместитель. деканов по воспитательной работе, экспертов управления координационно-воспитательской работы по вопросу адаптации первокурсников; • включение в учебное расписание учащихся первого курса кураторского часа, в рамках которого ведутся разномасштабные события согласно разным предметным программам; • разработка и непрерывное усовершенствование предметных образовательных проектов для студентов первых курсов; • организация и осуществление цикла практических уроков с студенческими активами и старостами первых курсов, нацеленных в увеличение уровня осознания проблем адаптационного периода, осваивание методов их преодоления и формирование способностей конструктивного общения;
• разработка цикла фактических уроков с целью студенческих групп первого курса, которые в последующем станут рекомендованы для выполнения в рамках кураторского часа; • апробация сведений уроков экспертами УОВР в реальных учебных группах первокурсников и введение необходимых корректив; • организация и осуществление Школы кураторов и юных педагогов, работающих со студентами первых курсов, направленной в повышение у преподавателей степени психолого-преподавательской грамотности; • организация и осуществление методичных семинаров с кураторами первых курсов согласно освоению ими технологии выполнения практических уроков в студенческих группах в рамках кураторского часа; • социально-психическое и учено-методичное сопровождение деятельности кураторов в ходе изучения ими предложенной технологии выполнения массовых занятий с первокурсниками; • индивидуальное и массовое консультирование учащихся вузов и педагогов; • совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и составление плана работы в будущее. [4]. Результаты теста “психических состояний Айзенка” студентов СВФУ ФТИ гр.ФП-15
Интерпретацию теста можно посмотреть по ссылке. [6]. С учетом проведенного теста можно прийти к следующим выводам: 1) У большинства тестируемых повысился уровень тревожности ко второму курсу чем в первом, это может говорит о том что, в процессе адаптации первокурсники стали более серьезно относиться к учебе, так как прочувствовали требования и сложности университетской программы обучения. 2) Показатели фрустрации понизились к второму курсу чем в первом, можно прийти к выводу что студенты вполне адаптировались к студенческой жизни, так как уже чего-то нового будет поменьше чем в первом курсе, препятствия от воображаемых страхов уменьшилось, у студентов уже нет таких вопросов как: Что меня там ждет? как я там буду? что буду делать? какие знакомства меня ждут? и т.д. 3) У большинства студентов так же понизился уровень агрессивности, это может говорить о том что процесс социализации прошел успешно, студенты уже привыкли к окружающим людям и к среде обитания, сдружились, познакомились по ближе не испытывают тревожных чувств по отношению к окружающим в университетской жизни.
4) Показатели ригидности уменьшились у большинства студентов, можно прийти к выводу что тестируемые стали более гибкими по отношению к учебе и университетской жизни. Проведенный анализ демонстрирует, то что представление приспособления способно исполнить важную значимость в психическом познании, в случае если трактуется не тесно (равно как адаптацию к среде), а широко, равно как целостность взаимовлияющих обратно нацеленных процессов уравновешивания субъекта с окружением. Таким образом, адаптация это процесс,во-первых,непрерывный,так как не прекращается ни на один день, а во вторых,колебательный,поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы:деятельность,общение,самосознание. Список литературы 1. Донцов А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов. – М., 2002. 2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1980. – 335 c. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1982. – С. 183–185. 4. http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html 5. http://www.gurutestov.ru/test/154 6. http://www.gurutestov.ru/test/154
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|