16. Как разные теории раскрывают понятие стоимости товара?
В экономической теории существует два подхода к объяснению того, что лежит в основе обмена товара на товар: подход с точки зрения теории предельной полезности, или маржинализма, и подход с точки зрения трудовой теории стоимости. Их можно назвать потребительским и производственным подходам. Маржинализм при объяснении причин обмена товаров друг на друга исходит из наличия у них полезности. Тем самым они обратили внимание на первое и очень важное свойство товара. Если вещь не будет обладать полезностью, то она никому не будет нужна и ее никто не купит, значит, ее нельзя считать товаром. Полезность товара как его способность удовлетворять какую-то потребность характеризует потребительную стоимость товара. Но как полезности обмениваемые товары различны и на основе потребительных стоимостей их трудно сравнивать. Так, полезность сапог совершенно иная, чем полезность муки. Поэтому о полезности или потребительной стоимости товара можно говорить как о качественнойхарактеристике товара, а не количественной, и ее можно рассматриват в виде условия обмена, а не основы эквивалентности обмена. Однако маржиналисты сумели показать, что количественная определенность товара зависит не от полезности вообще, а от предельнойполезности, определяемой последней единицей запаса данного блага. Если у человека есть пара сапог, то полезность еще одной пары будет характеризовать предельную полезность данного блага. Односторонность такого подхода к определению основы меновой стоимости очевидна. Он предполагает рассмотрение субъектов товарного обмена как потребителей, выступающих на рынке в роли покупателей, и их потребительские оценки закладываются в основу меновой стоимости. Но в отношениях товарного обмена активную роль играют производители, продающие товары. Эта роль представителями маржинализма учитывается явно недостаточно. Указанная односторонность устраняется теорией трудовой стоимости. Согласно этой теории в основе меновой стоимости товаров лежит их стоимость, определяемая затратами труда на производство товаров. Данная теория все затраты на производство товара делит на затраты живого и овеществленного труда. Затраты живого труда определяются теми усилиями, той энергией, которые работники затрачивают на производство любого товара. Овеществленный труд предстает как прошлый труд, затраченный ранее при производстве средств производства. Стоимость товара (Ст) предстает как воплощение затрат овеществ-ленного труда (Зот) и затрат живого труда (Зжт): Ст = Зот + Зжт. Если в нашем примере 2 мешка муки обменивается на 1 пару сапог, то это означает равенство затраченного на производство этих товаров труда. Получается, что меновая стоимость как количественное соотношение, в котором один товар обменивается на другой, предстает в виде внешнего проявления, или формы, стоимости. Сказанное может дать основание считать, что теория трудовой стоимости, отражая производство и, соответственно, расчеты продавцов, игнорирует покупателей. На деле эта теория рассматривает стоимость товара в тесной связи с потребностями покупателей. Теория гласит, что стоимость, по которой товар продается на рынке, определяется не просто трудом товаропроизводителя, а общественно-необходимым трудом, то есть трудом, необходимость которого подтверждена на рынке через покупку товара. Это означает, что если товар не продан на рын-ке, то тем самым вложенный в него труд не признан общественно-необх.
Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения.
Экономисты-теоретики создали две прямо противоположные концепции стоимости (ценности). Трудовая теория стоимости Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях. 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. 2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. 3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда. 4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы. 5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость. Нетрудовая теория стоимости Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы.
1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. 2. Полезные блага подразделяются на два вида: а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п. ). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность. 3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения. 4. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность “предельного экземпляра”, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|