Регулярные реализации структурных схем
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Регулярные реализации структурной схемы – это ее регулярные видоизменения, не связанные с выражением предикативности. Понятие регулярной реализации структурной схемы толкуется по-разному. Этим объясняются тот факт, что в источниках рассматриваются разные типы реализаций (и разное их число). Назовем те регулярные реализации, существование которых наиболее признано. 1. Неполные реализации. Они заключаются в том, что в речи один из компонентов структурной схемы не представлен. В традиционной грамматике – это неполные предложения: [ Засыпал он поздно. ] Во сне, сжимаясь, двигал черными, пухлыми в суставах пальцами (Шолохов); [ У стены стояли полосатые кресла, ] в углу – диван раскорякой (А.Н. Толстой). 2. Реализации со связками. Они состоят в том, что в предложение вводится связка или связочное образование (это, вот это, это все равно что, не что ино е как и т.п.): Отдохнуть на море – это (вот, это и есть) моя мечта; Побродить по осеннему лесу – это (вот это) здорово. (Следует учесть, что в предложениях типа Понять значит простить связка является компонентом схемы Inf cop Inf.) 3. Реализации с полузнаменательными глаголами. Они состоят в том, что в предложение вводятся полузнаменательные глаголы-связки бывать, казаться, оказаться, оставаться, представляться, стать и т.п.: Море было теплым. – Море оказалось (становилось) теплым; По вечерам прохладно. – По вечерам бывает (становится, делается) прохладно; Иван Иванович был чудаком. – Иван Иванович казался (считался) чудаком. 4. Реализации с фазовым или модальным глаголом. Они состоят в том, что в предложение вводится фазовый или модальный глагол (модальное прилагательное со связкой). При этом полнозначный глагол или связка получают форму инфинитива. Ср.: Девочка танцует. – Девочка начинает (продолжает, перестает, хочет, может) танцевать; У соседей поют. – У соседей начали (кончили, продолжают, должны) петь; На улице сыро. – На улице стало (сделалось) сыро. – На улице должно (может) стать сыро.
При образовании реализации с фазовым, модальным глаголом или связкой смысл предложения осложняется, в него привносятся дополнительные оттенки, соответствующие значению глагола или связки (см. выше о семантике вспомогательных глаголов и глаголов-связок в составных сказуемых). 5. Реализации с замещением позиции. Они состоят в том, что позицию одного из компонентов структурной схемы занимает предикативная единица, фразеологический оборот, цитата: Вечер был – лучше не придумаешь; Работы хоть отбавляй; «Это ваши проблемы» – его любимый ответ. В «Русской грамматике» к этой группе относятся также реализации с замещением подлежащего формой сравнительной степени прилагательного или косвенного падежа существительного (Постарше подумают, помоложе послушают) и с замещением компонента, обозначающего предикативный признак, междометием (Задача – ой-ой-ой!; Конспект твой тю-тю!). Все реализации этого типа используются в непринужденной экспрессивной речи. Простые предложения несвободной структуры Рассмотренные выше структурные схемы являются свободными. Они не регламентируют лексических свойств наполняющих их слов и предполагают четкие синтаксические связи между компонентами. Но в русском языке есть и фразеологизированные схемы, которые регулируют не только формы компонентов, но и их лексическое наполнение и по которым строятся предложения с нечеткими синтаксическими связями между компонентами[2]. Иначе говоря, фразеологизированными называются «предложения с индивидуальными отношениями компонентов и с индивидуальной семантикой», в которых «словоформы связываются друг с другом идиоматически, не по действующим синтаксическим правилам функционируют служебные и местоименные слова, частицы и междометия»[3].
Предложения несвободной структуры обладают предикативностью, но не строятся в речи, а воспроизводятся как готовые единицы. В них синтаксические связи или отсутствуют, или затемнены общим значением конструкции. Поэтому их синтаксическое членение или вообще невозможно, или крайне затруднено (Торт так торт; Ему не до меня; А что у вас?). Предложения несвободной структуры еще недостаточно изучены, поэтому их устоявшейся типологии нет. Авторы «Русской грамматики», например, выделяют следующие их типы: 1) предложения с союзами: Люди как люди; Обед как обед; Нет чтобы промолчать; Нет бы прийти вовремя; 2) предложения с предлогами: Радость не в радость; Ему не до сна; 3) предложения с частицами: Вот мастер так мастер!; Идти так идти; 4) предложения с междометиями: Ай да молодец!, Эх вы обманщики!; 5) предложения с акцентирующими и местоименными словами: Всем пирогам пирог!; Чем не подарок!; Что за вид!; Есть кому пожаловаться; С кем как не с ним советоваться!; Что ему (до меня)!; Только и радости, что в детях; 6) вопросительные предложения: Что за шум?; Что нового?; Что из того?; Это ли не счастье?; Как не прийти? и др. П.А. Лекант различает две группы конструкций: 1) фразеологизированные предложения, представляюшие собой явления речи (Что с вами?; Как дела?). Они еще не стали фактами языка, не превратились в лексикализованные единицы Их повторяемость объясняется повторяемостью, типичностью ситуаций их употребления; 2) лексикализованные единицы, которые функционируют как готовые предложения, стали полными фразеологизмами (Как бы не так!; Держи карман шире!; Вот тебе на!)[4]. Для фразеологизированных предложений характерна яркая экспрессивная окраска. Они используются в разговорной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|