Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие налога и сбора в российском праве.




Тема 6: «Налоговое право».

Теоретические основы налогового права.

Понятие налога.

Юридическая конструкция налога.

Налоговая система.

Налоговый контроль.

Ответственность налогоплательщиков.

Теоретические основы налогового права.

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на то, что налоговое право Российской Федерации – это не самостоятельная отрасль права, а подотрасль финансового права, так как составной частью финансовой деятельности государства является установление и введение налогов, а также контроль за их уплатой на территории Российской Федерации. Финансовое обеспечение любого государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов, среди которых основным видом являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы.

Такие общественные отношения и составляют предмет правового регулирования налогового права, которые могут быть названы также налоговыми правоотношениями. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве, это означает, что такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных в налогово-правовых нормах условий, называемых в праве юридическими фактами. Среди методов налогового права выделяют императивный (государственно-властные предписания) и диспозитивный способы правового регулирования (рекомендации и согласования).

Нормы налогового права носят публичный характер, так как содержат предписания государства участникам общественных отношении по расчету, внесению налогов в бюджет и внебюджетные фонды и по иным обязательным действиям, связанным с налогообложением.

Среди источников налогового права, прежде всего, следует назвать Конституцию Российской Федерации, нормы которой устанавливают исходные начала и принципы финансовой деятельности в целом и основы налогообложения, определяя в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанность каждого гражданина уплачивать законно установленные налоги и сборы. Большое значение имеет вступивший в действие в 1998 году Налоговый кодекс Российской Федерации, определивший круг налоговых правоотношений, структуру налогового законодательства, полномочия органов и т.д. Кроме того, в сфере налоговых правоотношений кроме законов действуют также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ряд иных нормативно-правовых актов, имеющих важное значение для налоговой деятельности государства.

Важнейшими принципами налогового права являются такие принципы как: федерализм, регулирования налоговых отношений законом, равенства и всеобщности налогообложения, определенности налогообложения, минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права, экономической обоснованности ограничения экономических интересов.

Как и иные подотрасли и институты финансового права, налоговое право рассматривается также как наука и учебная дисциплина. Наука налогового права представляет собой систему знаний, положений и категорий о правовом регулировании финансовой (налоговой) деятельности в сфере налогового права. Таким образом, предметом регулирования науки являются нормы налогового права, категории, а также практика их применения. Среди методов науки выделяют общенаучные и специальные способы регулирования. Что же касается учебной дисциплины, то налоговое право представляет собой учебный курс, изучаемый в учебных заведениях.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой — правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

Налоговые правоотношения имеют следующие особенности:

· возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;

· имеют целевую системность: система налоговых правоотношений подчинена определенной цели — установлению и взиманию налогов;

· формально определены, т. е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;

· обеспечены государственным принуждением: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

Налоговое правоотношение обладает сложной элементообразующей структурой, которая раскрывается через следующие категории: объект правоотношения; субъект правоотношения; права и обязанности субъектов правоотношения; основания возникновения правоотношения.

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый с учетом положений ст. 38 части первой HК РФ и в соответствии с частью второй HК РФ.

Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями. При характеристике участников налоговых правоотношений следует различать:

субъектов налогового права — лиц, обладающих правосубъектностью и потенциально способных быть участниками налоговых правоотношений;

субъектов налоговых правоотношений — реальных участников конкретных налоговых правоотношений.

В рамках налоговых отношений экономические субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых представителей и налоговых посредников, поэтому действующее законодательство позволяет выделить четыре группы субъектов:

1) государственные органы, устанавливающие и регулирующие механизм налогообложения (органы государственной налоговой службы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные, финансовые органы и т. д.);

2) налогоплательщики — физические лица, организации (в том числе филиалы и представительства юридических лиц), другие категории плательщиков, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги;

3) лица, содействующие уплате налогов, — обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов, а также лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (нотариусы, кредитные учреждения, налоговые агенты и т. п.);

4) налоговые представители — лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика.

Субъекты налогового права обладают правосубъектностью предусмотренной нормами налогового права способностью быть участниками правоотношений, связанных с установлением, изменением, отменой налоговых платежей, иметь субъективные права и обязанности. Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные на него обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т. д.), дееспособность — по достижении определенного условия (регистрации в качестве предпринимателя, достижения определенного возраста и т. д.). В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадают. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по предоставлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности его участников (учим по НК РФ!!).

Понятие налога и сбора в российском праве.

В соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и ли оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки налога: индивидуальная безвозмездность, безвозвратность налога, материальная обусловленность, обеспечивается государственным принуждением, вносится в бюджет по установленным ставкам, в определенные сроки и указанным в законе способом, имеет юридическую конструкцию, используется на государственные и общественные цели.

С помощью налогов государство решает экономические, политические и другие общественные проблемы, реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функцийналогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

Фискальная функция означает формирование государственных до­ходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денеж­ных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйст­венные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, администра­тивно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи нало­говой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестици­онный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост произ­водства, а также его структуру.

С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налого­обложения и реализуется посредством: неравного обложения налогом разных сумм доходов (использова­ние прогрессивной шкалы налогообложения); применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); введения акцизов на предметы роскоши.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям.

По территории взиман ия налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, они устанавливаются налоговым кодексом Российской Федерации. Региональные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют: льготы по региональным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам. Местные налоги обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые определяют: льготы по местным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам.

По субъектному составу налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами и налоги, уплачиваемые организациями.

Распространено деление налогов по критериям «техниче­ского» характера, т.е. в зависимости от порядка исчисления и взимания налога налоги делятся: на прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональ­ные и прогрессивные (регрессивные). Под прямым налогомпонима­ют любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взима­ние. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные(например, на­лог на доходы физических лиц) и реальные(налог на землю, на имуще­ство физических лиц и т.п.). Личные налоги непосредственно направ­лены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и при­званы в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расхо­ды. Реальные налоги в большей степени должны быть наце­лены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в рас­поряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога. Косвенные налоги налагаются в общем на объекты по­требления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.

В соответствие с п. 2 ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполно­моченными органами и должностными лицами юридически значимых дей­ствий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Данная легальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Ранее в российском законодательстве от­сутствовало общее определение сбора.

Многие авторы дают определения сбо­ра и (или) пошлины путем указания на их признаки, черты, отличаю­щие их от налога. Так, отмечается, что сборы и пошлины отличаются от налогов по значению для бюджета; по цели; по обстоятельствам, в связи с которыми уплачиваются; по характеру обязанности платель­щиков; по периодичности; по возмездности. Различие между сбором и пошлиной видится в том, что сбор — платеж за обладание особым правом, пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юри­дически значимых действий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...