Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование организации производства и реализации и повышение производительности труда в молочном скотоводстве

 

Значительным резервом роста производства продукции в молочном скотоводстве является совершенствование организации и оплаты труда работников. Организация труда в молочном скотоводстве тесно с применяемой на фермах технологией производства продукции. Здесь необходимо учитывать сложившиеся на ферме систему и способ содержания животных, кратность и последовательность выполнения технологических операций.

Внедрение средств механизации позволяет снизить затраты труда и обеспечить оптимальные нормы обслуживания животных, но в силу тяжёлого финансового положения колхоза «Чижовка», у хозяйства не достаточно ресурсов для приобретения новых средств механизации основных процессов производства. Это значит, что единственный и наиболее дешёвый путь повышения производительности труда - рациональная организация трудовых процессов на ферме, создание постоянной производственной бригады, в которой объединены работники различных профессий для определенного поголовья животных.

Закрепление животных за работниками ферм осуществляется на основе норм закрепления, которые устанавливаются в зависимости от пола, возраста и продуктивности животных, способа содержания, режимов труда и отдыха, степени механизации, уровня квалификации. Основным принципом норм закрепления животных за работниками является - всем равные условия.

Распорядок дня работников должен отвечать физиологическим требованиям животных и обеспечивать нормальный режим труда и отдыха, в основном учитывают кратность доения и кратность кормления.

Финансовые трудности хозяйств, отражающиеся на снижении уровня оплаты труда, можно в значительной мере преодолеть именно с помощью той же самой оплаты труда, поскольку её рациональная организация оказывает активное влияние на эффективность производства.


Таблица 26 - Расчёт обслуживающего персонала на молочной ферме

Категории работников Обьём работ, голов Норма обслуживания, голов Среднегодовая численность, чел
Бригадир 107 300 3
Операторы машинного доения 80 25 4
Доярки родильного отделения 80 15 4
Скотники по уходу за коровами 64 50 5
Работники по искусственному осеменению 320 400 1
Слесари X 1 на ферму 1
Подменные X X 3
Итого X X 21

 

Поэтому одна из актуальнейших задач на данном этапе углубления экономических преобразований в аграрном секторе реформирование организации оплаты труда, которое должно органически вписываться в общую систему реформируемых производственных отношений.

Фонд оплаты труда определяется в соответствии с часовыми тарифными ставками по каждой категории работников: бригадир, доярки родильного отделения, работники по искусственному осеменению - 20 руб. за час (VI), операторы машинного доения, скотники по уходу за коровами - 16 руб. (V), слесарь - 14 руб. в час (IV).

Доплаты и начисления к тарифному фонду устанавливаются в соответствии с нормативными актами. Отчисления на единый социальный налог от суммы годового фонда оплаты труда составляют 20%, которое компенсирует хозяйство, то есть увеличивает его.

Далее целесообразно рассмотреть изменение производительности труда в молочном скотоводстве хозяйства по перспективному расчёту, который представлен в таблице 27.


Таблица 27 - Проектная производительность труда в молочном скотоводстве

Показатели Фактическое состояние на 2009 год Проект
Среднегодовая численность работников в молочном скотоводстве, чел 50 80
Затраты труда в отрасли, чел -час. 105 168
Валовое производство молока, ц 7531 13556
Произведено молока на 1 работника, ц 151 169
Затраты труда на производство 1 ц молока, чел. -час. 13,9 11,5

 

По проектным данным предполагается увеличить численность работников.

При рациональной организации труда на предприятии производительность увеличится со 151 до 169 центнеров молока на 1 работника или в 1,12 раза. Трудоемкость производства молока снижается на 17 %. Если организации труда будет уделяться соответствующее внимание и комплексный подход к решению данной проблемы, то можно будет достичь и более значительных результатов.

 

3.4 Экономическая эффективность производства и реализации молока по перспективному плану

 

При определении результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются два основных понятия: экономический эффект и экономическая эффективность. Разница между этими понятиями состоит в том, что эффект выражает абсолютное значение полученного результата безотносительно к затратам, которые этот результат обусловили. Определение эффективности предполагает соотношение полученного результата и затрат, произведенных для его получения.

Таким образом, из определения экономической эффективности можно сформулировать две основные задачи: прямую -достижение максимального эффекта при заданном уровне затрат (что чаще всего обусловливается ограниченностью ресурсов) и обратную — достижение заданного эффекта при минимальных затратах. Каждому предприятию за время своей деятельности приходится решать как ту, так и другую задачу.

Для целей экономического планирования и экономического анализа, несомненно, больший интерес представляет экономическая эффективность. Произведя все необходимые расчеты по перспективному плану и затратам на него целесообразно провести сравнение с фактическими результатами за 2009год, для того чтобы дать заключение об эффективности планируемых мероприятий по совершенствованию организации и повышения экономической эффективности производства молока в колхозе «Чижовка». Рассмотрим изменение размера и структуры затрат на производство 1 центнера молока в проекте по сравнению с фактическим уровнем 2009 года в таблице 28.

 

Таблица 28 - Производственные затраты на 1ц молока и их структура

Статьи затрат

2009 год

Проект

Тыс.руб. % руб. %
Оплата труда с отчислениями на социальные нужды 183,80 25,48 238,90 18,47
Корма 437,40 60,64 634,20 49,00
Содержание основных средств 55,30 7,67 50,10 3,87
Работы и услуги 27,75 3,85 66,60 5,15
Средства защиты животных - - 6,00 0,46
Прочие затраты 17,53 2,43 297,5 23,00
Всего 721,28 100 1293,3 100

 

Происходит уменьшение удельного веса затрат на оплату труда в структуре себестоимости I центнера молока, за счёт более рациональней организации трудовых процессов, оптимизации норы нагрузки на 1 работника Удельный вес затрат на корма снизился в 1,5 раза. Это связано с введением оптимальных рационов кормления. Увеличение затрат по статье работы и услуги связано в первую очередь с постоянно растущими ценами на электроэнергию и тепло.

Основным направлением повышения эффективности молочного скотоводства является широкая интенсификация, обеспечивающая ускоренное развитие отрасли. Решение этой задачи возможно на базе достижений научно-технического прогресса, внедрения интенсивных технологий и рациональных форм организации производства Прогрессивные технологии должны способствовать росту продуктивности животных, повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, создавать благоприятные условия для работы обслуживающего персонала.

Снижение себестоимости является важнейшим условием повышения рентабельности производства. Одним из главных путей снижения является повышение продуктивности молочного скота.

Основными факторами повышения прибыли являются увеличение объёма реализованной продукции, снижение себестоимости и реализация продукции по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Следовательно, прибыль и уровень рентабельности находятся в непосредственной связи с выручкой от реализации продукции. Соответственно резервы роста прибыли и рентабельности следует искать не только непосредственно в производстве продукции, но и в её реализации.

Средняя цена реализации в 2009г составляла 703 руб. за центнер, на перспективу, с учётом общего уровня инфляции цен, планируется на уровне 1125 руб. за центнер. Отразим это в таблице 29.

 

Таблица 29 -   Экономическая эффективность производства 1 центнера молока.

Показатели эффективности 2009 год проект
Трудоёмкость, чел. -час. 6,72 5,85
Себестоимость, руб. 531 796,5
Средняя цена реализации, руб. 703 1125
Результат (+,-), руб. 172 328,5
Рентабельность (убыточность), % 32 41

 

По проекту себестоимость производства молока увеличится на 34%, а средняя цена реализации планируется в среднем 1125 руб., следовательно, и относительный показатель рентабельности растёт, который на перспективу должен достичь уровня 41%.

Планируемые мероприятия по совершенствованию организации и оплаты, а также увеличению объёмов производства за счёт приближения уровня кормления и содержания к оптимальным, должны привести не только к большим объёмам производства молока, но и улучшить качество продукции.

На перспективу планируется, что жирность молока повысится на 0,2 %, при этом выручка при пересчете на нормальную жирность составит 4840,38 тысяч рублей.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции, тем самым увеличивая среднюю цену молока, а также совершенствование структуры реализации по каналам. Производство молока запланировано в таблице 26. Объём реализации молока на проект за вычетом расхода молока на выпойку телят составит 13372 центнера. Рассчитаем выручку от реализации молока на проект в таблице 30.

 

Таблица 30 – Выручка от реализации молока

Продукция

Товарная продукция, ц

Средняя цена реализации 1ц, руб.

Выручка, тыс. руб

2009г проект 2009г проект 2009г проект
Молоко 6415 10905 703 1124,8 4509 14204

 

Рассмотрим уровень товарности молока, который сложится в результате увеличения объёма реализации (табл. 31),


Таблица 31 - Уровень товарности молока в колхозе «Чижовка» на перспективу

Продукция

Валовая продукция, ц

Товарная продукция, ц

Уровень товарности, %

2009г проект 2009г проект 2009г проект
Молоко 7531 12049 6415 10905 85 90

 

Уровень товарности молока в проекте возрос на 5%,

Как было отмечено ранее, увеличения выручки от реализации молока можно добиться совершенствованием структуры реализации. Рассчитаем три варианта распределения объёма продаж молока по каналам в таблице 32. Рассмотрим, как будет изменяться выручка от реализации молока при различных вариантах распределения объёма реализации по каналам. Цены устанавливаем с учётом инфляции. Полученные данные занесем в таблицу 33.

 

Таблица 32 - Варианты распределения структуры реализации

Каналы реализации

 

 

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Количество, ц Структура, % Количество, ц Структура, % Количество, ц Структура, %
ООО «Агромолоко»   6543,00 60 1635,75 15 2726,25 25
ОАО «Ершичи»   2726,25 25 6543,00 60 1635,75 15
ОАО «Компания «Юнимилк» 1635,75 15 2726,25 25 6543,00 60
Рынок 763,35 7 763,35 7 763,35 7
Свои рабочие 327,15 3 327,15 3 327,15 3
Всего 10905 100 10905 100 10905 100

 

Таблица 33 - Формирование выручки при различных вариантах распределения объёма реализации по каналам на перспективу

Каналы реализации

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Цена за 1ц., руб. Выручка тыс.руб. Цена за 1ц., руб. Выручка тыс.руб. Цена за 1ц., руб. Выручка тыс.руб.
ООО «Агромолоко»   825,67 5402,36 825,67 1350,59 825,67 2250,98
ОАО «Ершичи»   964,26 2528,81 964,26 6309,15 964,26 1577,29
ОАО «Компания «Юнимилк» 1068,98 1748,58 1068,98 2914,31 1068,98 6994,34
Рынок 1235,91 943,43 1235,91 910,06 1235,91 943,43
Свои рабочие 850,00 218,08 850,00 278,08 850,00 278,08
Всего Х 10841,26 Х 11762,19 Х 5749,12

 

Расчёты показывают, что если реализовывать молоко по тем каналам, которые имеют наиболее высокую цену реализации, при прочих равных условиях, то увеличение выручки в проекте составит 1238,12 тыс. руб. следовательно, наиболее выигрышным проектом является третий вариант, в котором наибольшую часть продукции мы реализуем ОАО «Компания «Юнимилк». Рассмотрим финансовые результаты от реализации молока на перспективу в таблице 34.

 

Таблица 34- Финансовые результаты от реализации молока в колхозе «Чижовка» на перспективу.

Показатели Проект
Полная себестоимость 1 ц продукции, руб. 445,68
Цена реализации 1 ц продукции, руб. 1124,8
Результат реализации 1 ц (+; -), руб. 679,12
Объём реализации, ц 10905
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 4860,14
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 5749,12
Финансовый результат от реализации всей продукции (+; -), тыс. руб. 878,17
Окупаемость затрат, % 118,29

 

В результате совершенствования структуры реализации, повышения качества молока, увеличение финансового результата от реализации 1ц молока составило 679,12 тыс. руб. В целом увеличение финансового результата от реализации всей продукции составило 878,17 тыс. руб., что обусловило рост уровня рентабельности до 18,29%.


Выводы и предложения

На основании проведённого анализа современного молочного скотоводства в колхозе «Чижовка» было отмечено следующее:

- целью исследования дипломного проекта является исследование современного состояния производства и реализации продукции молочного скотоводства и его совершенствование в колхозе «Чижовка» Рославльского района, Смоленской области;

- предприятие специализируется на молочно-мясном скотоводстве, на долю молока и мяса в структуре товарной продукции за 2009г приходится 57% и 43% соответственно. В 2009 году коэффициент специализации составил 0,52, что выше уровня 2007 года на 10%. Столь заметное увеличение этого показателя вызвано, прежде всего, увеличением доли молока в структуре товарной продукции, что объясняется увеличением удоя в 2009 году, а также значительным снижением роста доли мяса в структуре товарной продукции.

- рассматривая производственную деятельность КХ «Чижовка», необходимо отметить, что с 2007-2009гг. произошло увеличение стоимости валовой сельскохозяйственной продукции в текущих ценах реализации на 18,6 %., увеличение стоимости товарной продукции на 16%. Производство основных видов продукции увеличилось. Предприятие на протяжении анализируемого периода маленькими шагами выходит из состояния убыточности;

- основными факторами, влияющими на общий объём производства молока, являются поголовье животных и их продуктивность. За исследуемый период коров сократилось почти на 30%. Валовое производство уменьшилось с 8796 центнеров до 7531центнера или на 14,4%, хотя продуктивность коров увеличилась на 17,5 % и составила в 2009 году 7531 центнер. Таким образом, можно сделать вывод что на снижение валового производства молока повлияло исключительно снижение поголовья коров.

- эффективность производства молока определяется по ряду показателей, основным из которых является рентабельность. За анализируемый период времени производственная себестоимость продукции молочного скотоводства увеличилась на 14%. Кроме себестоимости экономическую эффективность производства молока характеризуют показатели трудоёмкости, цены реализации, выручки. Цена реализации 1ц продукции молочного скотоводства выше уровня себестоимости, в результате чего результатом производства 1ц молока является прибыль. Следовательно, затраты окупаются и даже приносят прибыль (104 %).

В любом случае, одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед предприятием, является повышение эффективности молочного скотоводства. Основными направлениями совершенствования организации производства молока и повышения его эффективности являются:

- углубление специализации и концентрации производства на основе межхозяйственной кооперации, которая должна привести отрасль к росту экономической эффективности, а также снижению себестоимости продукции и повышению производительности труда;

- улучшение кормления животных, не увеличивая фактического производства, но меняя структуру рациона и качества кормов. С повышением уровня кормления расход кормов на единицу продукции снижается. Потребность в кормах молочного стада рассчитывается на перспективу с учётом продуктивности так, что на 1 центнер молока затрачивается 1,2 ц к. ед., что на 33% ниже фактического уровня. В годовой рацион для коров необходимо включать разнообразные корма, которые полностью должны удовлетворять физиологическим требованиям животных соответствовать нормам кормления; одной из главных задач на перспективу является повышение производительности труда, за счёт более грамотной организации трудовых процессов и оптимизации норм нагрузки на работников. В проекте так же предусматривается повышение средней оплаты труда на23 % руб., так как материальное стимулирование играет важную роль в повышении эффективности производства молока;

Итогом проведённых мероприятий по совершенствованию организации и повышению экономической эффективности производства молока является рост показателя рентабельности на 9 % по фактическим данным хозяйства по перспективному расчёту, представленному в данном дипломном проекте.

Основными факторами повышения прибыли являются увеличение объёма реализованной продукции, снижение себестоимости и реализация продукции по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции, тем самым, увеличивая среднюю цену реализации молока, а также совершенствование структуры реализации по каналам.

В результате увеличения производства молока, объём реализации составил 6415 центнеров.

Изыскав резервы увеличения выручки от реализации молока путём повышения качества производимой продукции, совершенствования структуры реализации по каналам, увеличение финансового результата от реализации всей продукции составило 156 тыс. руб., тем самым повысив значение уровня рентабельности до 18,29%.


Список использованной литературы:

 

1. Актуальные проблемы рыночной экономики/Уч. пособие.-Чебоксары.-2005.

2. Бизнес. Экономика. Рынок./ Словарь терминов.-М.-2004.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т.-СПб.-1994.Т.1.

4. Дихтель Е., Хёршген Х. Практический маркетинг.-М.-1995.

5. Долан Э.Д. Микроэкономика.-Спб.-1994.

6. Карина Л. Молоко вновь подорожало//Советская Чувашия.-№201.-2005.

7. Курс экономической теории /Под общей ред. проф. Чепурина М.Н.:Киров,2006.

8. Лосева Е. В споре хозяйств с молокозаводом проиграл покупатель//Советская Чувашия.-№91.-2007.

9. Лосева Е. Тянут воз, как лебедь, рак и щука //Советская Чувашия.-№116.-1995.

10. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.-2002.

11. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.-М.: Республика, 2002.

12. Новиков В.Е. Регулирование цен - условие стабилизации экономики России//Финансы.-№10.-1994.

13. Основы предпринимательского дела.-М.-2008.

14. Основы предпринимательской деятельности.-М.-2004.

15. Осокин А., Хорошавина Н. Монополистом быть можно. Злоупотреблять нельзя//Коммерсантъ.-№34. -1995.

16. Пайдиев Л. Социальная защита - конкурентоспособность отечественной экономики// Экономист.-№5.-1994.

17. Рыночная экономика:Основы бизнеса-Т.2 ч.1.-М.-1992.

18. Рыночная экономика:Основы бизнеса-Т.2 ч.2.-М.-1992.

19. Самуэльсон П. "Экономика", Пер. с англ. В 2-х т. Т II., М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. 1992 - 416 с.

20. Сашин Д. Чтобы не хозяйничали в чужом доме //Советская Чувашия.-№241.-2005.

21. Соловьев В.,Рыбалкин В., Дякин Б. Основы рыночного хозяйства.-М.-2002

22. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-2000

23. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.-2003

24. Чубаков Г.Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М.

25. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг.-М.-2003.

26. Яковлев А. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в Российской экономике //ЭКО.-№3.-2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...