Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность в подростковом возрасте




ВВЕДЕНИЕ

 

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. Проблема развития личности подростка является одной из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии.

Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательно-педагогическом отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Эти вопросы отраженные в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Цель: теоретический анализ учебной деятельности и интеллектуального развития подростков.

Объект: личность подростка.

Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков.

Задачи:

Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте.

Изучить особенности интеллектуального развития подростков.

Проанализировать влияние интеллекта на результативность учебы подростка.

Рассмотреть динамику развития основных видов деятельности под психолого-педагогическим влиянием.

Раскрыть психолого-педагогическое влияние на интеллект и деятельность подростков.

Метод исследования: теоретический анализ научной литературы.


Теоретический анализ учебной деятельности и интеллектуального развития подростков

Учебная деятельность в подростковом возрасте

 

Смена деятельности, развитие общения <http://www.vashpsixolog.ru/teenager/43/82-ommunicate-teenager-with-adults> перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику <http://www.vashpsixolog.ru/index.php/primary-school-age/29-psychological-characteristics-of-age/97-your-child-the-youngest-student>. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: [1]

) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного, безразличного;

) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;

) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);

) по способам усвоения материала - от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;

) по умению преодолевать трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;

) по широте и глубине познавательных интересов.

Выраженность дефектов учебной деятельности может быть разной, но после V класса они могут привести к последствиям необратимого характера - неспособности самостоятельно усваивать новый материал, особенно усложняющийся, формировать индивидуальный стиль умственной деятельности. Обнаружено, что смена типа преподавания (вместо одного учителя появляется 5-6) трудно дается всему классу, но особенно детям с дефектами учебной деятельности. [2]

Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого.

Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII-VIII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. [3]

Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на "интересные" и "неинтересные", "нужные" и "ненужные", что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету - дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.

В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия "учение". В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания <http://www.vashpsixolog.ru/index.php/teenager/44-personal-development/86-consciousness-of-the-adolescent>. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. [4]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...