Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности
К нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности относят научные открытия, рационализаторские предложения, секреты производства (коммерческая тайна), селекционные достижения и др. Научным открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Открытия совершаются в различных областях науки, при этом каждое открытие расширяет и углубляет познание материального мира. Оно представляет собою ответ на тот вопрос, который до этого момента не был решен. Открытие появляется в результате научно-исследовательской деятельности, направленное на решении научной проблемы. Открытием признается решение научной задачи, которое является новым для науки во всем мире и представляет собой научное достижение мирового значения. Такая новизна называется существенной (абсолютной). К обязательному признаку научного открытия не относится теоретическое обоснование установленного свойства или явления. Они должны быть признаны открытием, хотя и не могут быть в данный момент теоретически объяснены. Считается достаточным, если обнаруженное явление, свойство экспериментально подтверждено. Установление закономерной связи между ранее обнаруженными явлениями, свойствами, научное объяснение их может составить новое открытие. Авторам открытий выдаются дипломы. Не выдаются дипломы на географические, археологические и палеонтологические открытия, открытия полезных ископаемых и открытия в области общественных наук. Эти открытия охраняются по нормам авторского права, если они описаны в статье, в публичном докладе, в книге, т.е. как научные произведения.
Рационализаторское предложение. Рационализаторскими предложениями считаются предложения по усовершенствованию применяемой техники, усовершенствованию выпускаемой продукции, технологии производства, способов контроля, наблюдения и исследования, техники безопасности и охраны труда или предложения, позволяющие повысить производительность труда, более эффективно использовать энергию, оборудование, материалы. Рационализаторские предложения в отличие от изобретений не обладают существенной новизной, они не повышают уже достигнутый мировой уровень техники, так как основываются на использовании уже известных технических приемов и средств. Их новизна носит местный (локальный) характер, т.е. является относительной, так как имеет значение только для данного предприятия. Каждое рационализаторское предложение должно давать положительный эффект. Подобно изобретениям, рационализаторское предложение – продукт технического творчества. Таким образом, рационализаторским предложением является относительно новое творческое решение технической задачи, дающее положительный эффект. К признакам рационализаторского предложения относят: · решение технической задачи (усовершенствование применяемой техники, технологии, выпускаемой продукции и т.д.); · обоснованность технического решения; · локальная новизна, определяемая уровнем состояния техники на данном предприятии; · творческий характер задачи; · полезность (предложение должно быть выгодно в экономическом или ином отношении). Названные признаки, относящиеся к существу рационализаторского предложения, являются обязательными. При отсутствии хотя бы одного из них предложение нельзя признать рационализаторским. Не являются рационализаторскими и предложения об использовании (переносе) в порядке обмена опытом изобретений и рационализаторских предложений, которые внедрены на других предприятиях (в организациях) или данные которых опубликованы в печати. Такие предложения о переносе обычно именуются инициативными и поощряются премией. Однако в тех случаях, когда при переносе изобретения и рационализаторского предложения требуется творческий труд для их приспособления к конкретным условиям данного производства, то соответствующее техническое решение должно быть признано рационализаторским предложением. При творческой переработке технического новшества, признанной рационализаторским предложением, автор ее приобретает личные и имущественные права. На признанное к внедрению техническое решение автору (авторам) предприятием (организацией) выдается удостоверение на рационализаторское предложение.
Секреты производства (коммерческая тайна, торговый секрет, служебная тайна, ноу-хау (букв. – знаю как)). Хотя каждый из названных выше терминов имеет присущий ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и тоже понятие, которое в новом Гражданском кодексе (ГК) получило наименование “служебная и коммерческая тайна”. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае если: 1. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. 2. К информации нет свободного доступа на законном основании (если соответствующая информация может быть получена законным образом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., то она коммерческой тайной не признается). 3. Обладатель информации принял меры (технического, организационного и юридического характера) к охране ее конфиденциальности. К коммерческой тайне может относиться: · техническая информация (научно-технические отчеты, методики расчета, рецептуры, инструкции по настройке оборудования, протоколы испытаний, технологические разработки, проектно-сметная документация); · экономическая информация (результаты анализа конъюнктуры рынка, опыт ведения коммерческих операций, наиболее выгодные формы использования денежных средств, бизнес-планы инвестиционных и коммерческих проектов);
· управленческая информация (структура и методы управления, позволяющие наладить эффективное взаимодействие различных производственных и управленческих структур). Владелец коммерческой тайны имеет право на защиту от незаконного использования ее третьими лицами. Важнейшим условием возникновения права на защиту от незаконного использования коммерческой тайны согласно ст. 139 ГК является принятие обладателем мер к охране ее конфиденциальности (разработка правил и процедур работы с коммерческой тайной, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну на данном предприятии, доработка контрактов с сотрудниками и др.). Разработанные документы могут быть использованы в качестве свидетельств, подтверждающих осуществление этих мер в случае судебных разбирательств. При этом обязательно должны быть оформлены приказом по предприятию условия хранения информации: материальный носитель; место хранения; список лиц, имеющих доступ к материальному носителю; список лиц, имеющих доступ к помещению. Договорная практика передачи коммерческой тайны (ноу-хау). Конфиденциальный характер информации создает определенные трудности при передаче ее стороне по договору. С одной стороны, продавец боится преждевременно раскрывать информацию, с другой стороны, покупатель не может быть уверен в готовности объекта сделки. Для обеспечения преждевременного раскрытия информации перед заключением лицензионного договора часто используют опционное соглашение, которое позволяет продавцу ноу-хау ознакомить покупателя с информацией без риска бесплатного раскрытия ноу-хау и использования его покупателем при формальном отказе от сделки. Основными условиями такого опционного договора являются следующие положения: продавец: · раскрывает покупателю коммерческую тайну; · гарантирует, что до истечения срока опционного договора не будет предлагать информацию третьим лицам; · гарантирует после опытной проверки заключение договора о передаче коммерческой тайны.
покупатель: · получает право в течение оговоренного срока произвести опытную проверку ноу-хау на своем предприятии; · обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении коммерческой тайны; · обязуется после окончания срока действия опционного соглашения не использовать ноу-хау без заключения договора о передаче ноу-хау. Цена опционного соглашения составляет порядка 20% от суммы предполагаемого лицензионного соглашения и не возвращается покупателю даже в случае отказа от лицензии. Договор о передаче ноу-хау отличается от других аналогичных договоров в силу специфики передаваемого по договору продукта – секретности информации. Одно из основных условий договора – обеспечение конфиденциальности в отношении ноу-хау. Именно это условие позволяет обеим сторонам длительное время извлекать выгоду из такой сделки. В тоже время стороны сильно рискуют в случаях непреднамеренного раскрытия ноу-хау или законного получения этих знаний другими лицами. Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию и имеются условия ее охраны, предусмотренные законом. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|