Основные черты социально-экономической
Модели Китая
Экономическая реформа в Китае ведёт отсчёт с декабря 1978 года, когда идеи реформы впервые прозвучали на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва. Состоявшийся в конце октября 1987 года XIII съезд Коммунистической партии Китая принял курс на укрепление хозяйственных реформ, подчеркнув неразрывное единство всесторонней модернизации страны, построения «социализма с китайской спецификой» с проведением глубоких экономических преобразований. Суть «социализма с китайской спецификой», предложенного Дэн Сяопином, состоит в том, чтобы отстаивать четыре основных принципа, а именно: следование по пути социализма; демократическая диктатура народа; руководящая роль КПК, базирующаяся на идеях марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна, и в то же время твёрдый курс на проведение реформ и расширение связей с внешним миром. Другими словами, нужно вести борьбу за превращение Китая в богатое, могучее, демократическое и цивилизованное современное социалистическое государство. Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. На протяжении последних двух десятилетий Китай являлся одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. За последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 90-х гг. составляли 9,6%, сегодня – 10,3%. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в четыре раза была решена досрочно — уже в 1995 г. В целом за годы реформ объем ВВП Китая увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения —- в 4,4 раза и составляет 4,1 тыс. долл.
Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйстве
Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически — привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся таким образом привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис и том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Реформы в Китае начались с фактической деколлективизации сельского хозяйства причем надо отметать, что она происходила в достаточной мере спонтанно. Официальные установки конца 70-х гг. предусматривали лишь определенную рационализацию существовавших на селе форм хозяйствования. Но на деле призывы руководства страны к реформам привели к лавинообразному сдвигу в производственных отношениях в деревне. Распад существовавшей с конца 50-х гг. системы «народных коммун» происходил столь быстро, что власти сочли за благо возглавить этот процесс. Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. Крестьяне теперь должны были реализовывать фиксированную часть урожая государству по твердым ценам, а оставшейся продукцией они могли распоряжаться по своему усмотрению. Сроки семейного подряда вначале 80-х гг. обычно составляли 3-5 лет, но уже вскоре было разрешено продлевать их до 15 лет и более. Если в конце 1980 г. система семейного подряда охватывала не более 20% крестьянских хозяйств в Китае, то в 1983 г. — уже 94,2%, а в 1984 г. — 96,5%.
Быстрым оказался и положительный эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978—1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения. Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела в действие новый механизм индустриализации — через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция
В целом можно сказать, что структура прав собственности в народном хозяйстве КНР остается достаточно неопределенной. К началу 90-х годов в стране сложилось 4 вида собственности: государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая их них имеет в свою очередь многообразные способы хозяйствования. Очень велика роль различного рода переходных и смешанных форм. Например, в уставных капиталах акционерных обществ, как правило, значительное место занимают государственные средства, а формально коллективные предприятия волостной и поселковой промышленности нередко фактически являются частными предприятиями местных административных функционеров. Поэтому резкое противопоставление государственного и частного секторов в условиях современного Китая практически неприменимо. Тем не менее, было бы неправильным считать, что государственный сектор в современной китайской промышленности утратил бы первостепенное значение. На государственных предприятиях занято более 120 млн. чел., а это большая часть трудоспособного населения в крупных городах Китая. На государственный сектор по-прежнему приходится львиная доля централизованных бюджетных инвестиций. Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции (а затем и части плановой); на более гибкое, чем раньше установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей и т.д. Некоторые китайские экономисты считают, что государственные предприятия необходимо приватизировать, но руководство страны занимает в этом вопросе твёрдую позицию: крупные и средние предприятия должны оставаться в государственной собственности. При этом сторонники государственной собственности приводят в качестве отрицательного примера опыт России, где, по их мнению, приватизация привела к экономическому хаосу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|