Основные черты социально-экономической
Модели Китая
Экономическая реформа в Китае ведёт отсчёт с декабря 1978 года, когда идеи реформы впервые прозвучали на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва. Состоявшийся в конце октября 1987 года XIII съезд Коммунистической партии Китая принял курс на укрепление хозяйственных реформ, подчеркнув неразрывное единство всесторонней модернизации страны, построения «социализма с китайской спецификой» с проведением глубоких экономических преобразований. Суть «социализма с китайской спецификой», предложенного Дэн Сяопином, состоит в том, чтобы отстаивать четыре основных принципа, а именно: следование по пути социализма; демократическая диктатура народа; руководящая роль КПК, базирующаяся на идеях марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна, и в то же время твёрдый курс на проведение реформ и расширение связей с внешним миром. Другими словами, нужно вести борьбу за превращение Китая в богатое, могучее, демократическое и цивилизованное современное социалистическое государство. Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. На протяжении последних двух десятилетий Китай являлся одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. За последние два десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 90-х гг. составляли 9,6%, сегодня – 10,3%. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в четыре раза была решена досрочно — уже в 1995 г. В целом за годы реформ объем ВВП Китая увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения —- в 4,4 раза и составляет 4,1 тыс. долл.
Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйстве нной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на форсированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке - в пределах отдельных регионов, отраслей и даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность.
Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически — привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся таким образом привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис и том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Реформы в Китае начались с фактической деколлективизации сельского хозяйства причем надо отметать, что она происходила в достаточной мере спонтанно. Официальные установки конца 70-х гг. предусматривали лишь определенную рационализацию существовавших на селе форм хозяйствования. Но на деле призывы руководства страны к реформам привели к лавинообразному сдвигу в производственных отношениях в деревне. Распад существовавшей с конца 50-х гг. системы «народных коммун» происходил столь быстро, что власти сочли за благо возглавить этот процесс. Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. Крестьяне теперь должны были реализовывать фиксированную часть урожая государству по твердым ценам, а оставшейся продукцией они могли распоряжаться по своему усмотрению. Сроки семейного подряда вначале 80-х гг. обычно составляли 3-5 лет, но уже вскоре было разрешено продлевать их до 15 лет и более. Если в конце 1980 г. система семейного подряда охватывала не более 20% крестьянских хозяйств в Китае, то в 1983 г. — уже 94,2%, а в 1984 г. — 96,5%.
Быстрым оказался и положительный эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978—1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. было достигнуто равновесие на рынках сельскохозяйственной продукции, проблема дефицита продуктов питания утратила актуальность. Если к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности, то во второй половине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения. Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела в действие новый механизм индустриализации — через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Общее число волостных и поселковых предприятий в Китае увеличилось с примерно 6 млн. на конец 1984 г. до 24 млн. на начало 1998 г., а число занятых на них за этот период выросло с 52 до 130 млн. человек. Иными словами, за последние полтора десятилетия такие предприятия аккумулировали половину избыточных трудовых ресурсов деревни. За это время в стране возникло более 50 тыс. новых поселков и малых городов. Ныне на долю волостных и поселковых предприятий приходится около 1/3 ВВП Китая, а их доля в национальном промышленном производстве достигает 50%. На таких предприятиях производится широкий спектр товаров как потребительского, так и инвестиционного назначения.
В целом можно сказать, что структура прав собственности в народном хозяйстве КНР остается достаточно неопределенной. К началу 90-х годов в стране сложилось 4 вида собственности: государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая их них имеет в свою очередь многообразные способы хозяйствования. Очень велика роль различного рода переходных и смешанных форм. Например, в уставных капиталах акционерных обществ, как правило, значительное место занимают государственные средства, а формально коллективные предприятия волостной и поселковой промышленности нередко фактически являются частными предприятиями местных административных функционеров. Поэтому резкое противопоставление государственного и частного секторов в условиях современного Китая практически неприменимо. Тем не менее, было бы неправильным считать, что государственный сектор в современной китайской промышленности утратил бы первостепенное значение. На государственных предприятиях занято более 120 млн. чел., а это большая часть трудоспособного населения в крупных городах Китая. На государственный сектор по-прежнему приходится львиная доля централизованных бюджетных инвестиций. Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции (а затем и части плановой); на более гибкое, чем раньше установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей и т.д. Некоторые китайские экономисты считают, что государственные предприятия необходимо приватизировать, но руководство страны занимает в этом вопросе твёрдую позицию: крупные и средние предприятия должны оставаться в государственной собственности. При этом сторонники государственной собственности приводят в качестве отрицательного примера опыт России, где, по их мнению, приватизация привела к экономическому хаосу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|