Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстраполяция в двигательных навыках

Фазы формирования двигательного навыка

С позиции теории управления Кре­стовников А.Н. выделил 3 фазы в формировании двигательного на­выка: 1) объединение отдельных частей в двигательное действие; 2) устране­ние "лишних" деталей движения и 3) совершенствование движений.

Физиологическими механизмами (эквивалентами) этих фаз навыка являются фазы иррадиация, концентрация, автоматизма и стабилизация двигательных актов.

Первая фазаиррадиации, характеризуется распространением процессов возбуждения в КБП, отсутствием дифференцировочного тор­можения в двигательных центрах, что вызывает генерализованные ответные реакции при первых попытках выполнить новое движение.

Вторая фазаконцентрации: формирование двигательного навыка связана с процессом концентрации нервных процессов, с постепенным огра­ничением возбуждения.

В третьей фазеавтоматизации, сначала простые, а затем и сложные компоненты движения начинают выпол­няться на более низких фоновых уровнях построения движения. Ведущий уровень разгружается от лишней работы.

Устранение вспомогательных движений из зоны внимания назы­вается автоматизацией движений.

У высококва­лифицированных спортсменов фаза иррадиации может быть не выражена.

В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты.

К узловым механизмам любой ФС, обеспечивающим поведенческий акт относятся: 1) афферентный синтез; 2) стадия принятия решения; 3) формирование акцептора результата действия; 4) формирования самого действия; 5) многокомпонентное действие; 6) достижение результата; 7) обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия.

Афферентный синтез

Перед началом выполнения любого движения из внешней и внутренней среды в ЦНС поступает по афферентным системам информация. Она обрабатывается и синтезируется, а системы передающие информацию в ЦНС и состав­ляют сенсорные компоненты двигательного навы­ка. А нализ сенсорной информации П.К. Анохин назвал афферентным синтезом. В результате афферентного синтеза осуществляется сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движе­ния и принимаются решения ее выполнения.

При осуществлении афферентного синтеза учитывается мотивация необходимости действия и пусковая информация - выстрел, звук, свисток, голосовая команда.

Роль сенсорных коррекций (обратных связей)

Афферентный синтез происходит не только перед началом движения, но и при его выполнении. В этом синтезе в процессе движения важнейшая роль принадлежит сенсорным коррекциям.

Сигналы поступающие в ЦНС от управляемых органов и внешней среды до, в процессе и после окончания движения называются обратными связями.

Различают внутренние и внешние обратные связи. Внутренние сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма, а внешние - несут информацию из внешней среды.

На основе обратных связей осуществ-ся коррекция движения с целью правильного выполнения двигательной задачи.

Программирование двигательного акта

Афферентный синтез является основой для принятия решения и программирования последующих действий.

Программа является сигналом о начале работы, сама работа на­чинается после программированная движения на основе следов от предыдущего опыта - двигательной памяти. Из работающих органов в ЦНС в аппараты сличения поступает информация о реализации двигательной программы, где происходит анализ обратной информации с заданной программой движения. Если имеются расхождения фактического и требуемого действия, то в аппаратах сличения возникают так называемые им­пульсы рассогласования. Соответственно этим импульсам в систему управляющую движением, вносятся необходимые коррекции.

Т.о., при выработке и вы­полнении двигательного навыка повторяется не способ решения двигательного навыка - это не заучивание движения, а обучение построению при участии ЦНС. Стереотипность внешней структуры двигательного навыка ха­рактерна для циклических видов спорта, гимнастических упражне­ний. В ситуационных видах спорта и единоборствах внешняя стереотипность навыка сохраняется лишь в отдельных составных элементах, например, в штрафных бросках мяча в баскетболе.

Экстраполяция в двигательных навыках

Экстраполяция - это вероятностное прогнозирование, предугадывание.

Значение экстраполяции в жизни организма огромно, так как, количество вариантов движений очень велико и специальное обучение им невозможно.

Человек при обучении усваивает только некоторые программы ходьбы, затем все осуществляется путем экстраполяции (теория масштабирования Гурфинкеля). Мозг человека отсекает неэффективные варианты и программирует нужные движе­ния. Для этого требуется наличие ранее сформированных определенных программ действия, что позволяет ЦНС путем экстраполяции на их основе решать новые двигательные за­дачи.

Экстраполяция относится ко всем компонентам двигательного действия и имеет очень большое значение при движениях, произво­димых со значительными вариациями характера двигательной деяте­льности. Обучение произ­водится ограниченному числу приемов, а разнообразные двигатель­ные задачи решаются путем экстраполяции.

Таким образом, благодаря свойству ЦНС - экстраполяции при освоении определенного числа вариантов навыков спортсмен приобретает способность правильно выполнять огромное число других вариантов - возможность "с места" осуще­ствлять новое движение.

При однообразном выполнении двигательных актов возмож­ность к экстраполяции суживается, при разнообразном - расширяется.

Использование физиологических основ двигательного навыка в обучении спортивной технике

Чтобы достичь успехов в обучении технике спортивных упраж­нений нужно учитывать следующие положения, вытекающие из физио­логических основ двигательного навыка.

1. Для обучения новым движениям нужно учитывать воэрастно-половые особенности организма: зрелость морфофункционального опорно-двигательного аппарата, вегетативных систем, ЦНС и развития двигательных качеств.

2. Выработка двигательного навыка осуществляется ЦНС с активным участием КБГМ, т.е. под контролем сознания.

3. Основное внимание занимающихся на начальном этапе обуче­ния должно быть обращено на решение двигательной задачи, а не на движения, решающие эту задачу.

4. Каждый двигательный навык следует отрабатывать как це­лое, а не совершенствовать отдельно форму движения, а затем ско­рость его выполнения или прилагаемую силу. При обучении сложным движениям допускается их расчленение, но при этом необходимо подбирать ряд навыков, в которых каждый будет основываться на движениях предыдущего. Для детей целостный метод обучения являе­тся предпочтительным.

5. Правильное выполнение движения основывается на сенсорных коррекциях.

6. Важное значение имеет число пов­торений и интервалы как между повторениями упражнений, так и между тренировочными занятиями.

7. Необходимо стремиться к разносторонней технической подготовке, в этом случае в фондах двигательной памяти образуется большое число двигательных программ, что повышает эффективность экстраполяции.

8. Сила индифферентного раздражителя (сложность разучивае­мого упражнения) должна быть оптимальной. Подкрепляющий раздра­житель (слово преподавателя) должен иметь максимальную силу - оценка выполнения упражнения, комментирование их, исправление ошибок способствует повышению эффективности обучения.

Физиол-е мех-мы формирования двига­т-х навыков и обучения техники движений.

Управление движением. Двигательные рефлексы могут осуществляться различными отделами мозга.

Один из них является ведущим, другие – вспомогательные. Ведущим отделом мозга решается двигательная задача, способ решения, например, пробежать дистанцию за минимальное время, фоно­вые отделы ЦНС формируют соответствую­щую позу тела, содружественную работу отдельных мышц, обеспечи­вают сохранение равновесия, при этом происходит аналитическая и синтезирующая деятельность ЦНС. Эту сложную деятельность ЦНС Н.А. Бернштейн назвал построением движений. Эта важная особенность по­строения движений заключается в том, что осознаваемость движе­ния всегда связана с ведущим уровнем построения. Другие компо­ненты двигательного акта, играющие роль фона, не осознаются.

Н.А. Бернштейном выделено шесть уровней построения движения (схема 1).

Двигательная память. При обучении движению систематические его повторения оставляют в ЦНС после себя следы, которые называются двигательной памятью.

В физиологическом плане двигательная намять представляет собой функцию ЦНС, обеспечивающую хранение и переработку вновь поступавшей информации, интегрирование ее с ранее приобретенной информацией и извлечение ее из "хранилища" для удовлетворения той или иной возникающей потребности, в этом "хранилище" памяти наряду с другими видами инфор­мации содержатся и сформированные путем обучения программы ко­ординированного управления мышцами, связанные с техникой выпол­нения различных физических упражнений.

Различные параметры двигательного акта запоминаются и из­влекаются из памяти неодинаково. Достаточно xopoшo сохраняются в памяти последовательность и временные параметры осуществления движения. Эффективность запоминания и последующая точность воспроизведения их связаны со степенью обучаемости, сложностью движения, числом повторений движения, длительностью интервалов между ними, длительностью перерывов между трениров­ками.

- двигательный навык (автоматизированный способ управления дви­жениями в целостном двигательном действии при котором двигательная часть осуществляется под управлением низших отделов ЦНС а содержатель­ная - высших);

- управление (целенаправленный процесс, обеспечивающий функцио­нирование управляемого объекта в соответствии с заданными критериями);

- регулирование (поддержание постоянства или изменения в жела­тельном направлении значения некоторого параметра, характеризующего управляемый процесс);

- двигательное действие (проявление двигательной активности чело­века, осознанное и целенаправленное на решение какой-либо конкретной двигательной задачи).

С позиции теории управления и, в частности, на ранней стадии Кре­стовников А. Н. выделил три фазы в формировании двигательного на­выка: 1) объединение отдельных частей в двигательное действие; 2) устране­ние "лишних" деталей движения и 3) совершенствование движений.

Физиологическими механизмами описанных фаз навыка являются: для первой фазы - иррадиация нервного процесса с генерализованным внешним ответом; для второй - концентрация возбуждения с улучшением координа­ции и формированием стереотипных движений; для третьей - формирование автоматизма и стабилизация двигательных актов.

Бернштейн Н.А. выделял 2 периода в формирования навыка

Первый включал фазы: 1) установление ведущего уровня; 2) определе­ние двигательного состава действия; 3) выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонент движения, характера и степени точности, требующихся от этих коррекций, и номенклатуры отвечающих им фоновых уровней; 4) переключение фоновых коррекций в соответствующие низовые уровни, т. е. процесс автоматизации.

Второй период построения навыка автор называет периодом стабили­зации. В нем: 1) совершается освоение фоновыми уровнями компонент дви­гательного состава, переключенных в порядке автоматизации, и, что пред­ставляет, может быть, наибольшие трудности, согласования взаимодействия отдельных фоновых уровней с ведущим и между собой; 2) завершается та сторона автоматизационного процесса, которую обозначают как стандарти­зацию двигательного состава и его компонент и, наконец, 3) осуществляется собственно стабилизация двигательного акта - усиление устойчивости про­тив сбоев его сторон и деталей. Самое существенное из того, что совершает­ся во втором этапе построения навыка - это расширение диапазона внутрен­них и внешних условий, в границах которого реализация навыка не испыты­вает опасности быть разрушенной.

В эти же годы формировал свое понимание проблемы управления в живых системах и Анохин П. К. Создатель теории функциональных систем пришел к представлению о системной организации нервных функций, в основу ко­торого положил функциональную систему.

Анохиным П. К. была построена универсальная модель работы мозга с описанием ос­новных механизмов целостных приспособительных актов любой степени сложности.

Начальной стадией формирования акта является стадия афферентного синтеза. В это время происходит решение 3-х вопросов: что делать, как делать и когда делать?

Двигательная система является конечным звеном управления ответными реакциями организма на изменения внешней и внутренней среды.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...