Экстраполяция в двигательных навыках
Фазы формирования двигательного навыка С позиции теории управления Крестовников А.Н. выделил 3 фазы в формировании двигательного навыка: 1) объединение отдельных частей в двигательное действие; 2) устранение "лишних" деталей движения и 3) совершенствование движений. Физиологическими механизмами (эквивалентами) этих фаз навыка являются фазы иррадиация, концентрация, автоматизма и стабилизация двигательных актов. Первая фаза – иррадиации, характеризуется распространением процессов возбуждения в КБП, отсутствием дифференцировочного торможения в двигательных центрах, что вызывает генерализованные ответные реакции при первых попытках выполнить новое движение. Вторая фаза – концентрации: формирование двигательного навыка связана с процессом концентрации нервных процессов, с постепенным ограничением возбуждения. В третьей фазе – автоматизации, сначала простые, а затем и сложные компоненты движения начинают выполняться на более низких фоновых уровнях построения движения. Ведущий уровень разгружается от лишней работы. Устранение вспомогательных движений из зоны внимания называется автоматизацией движений. У высококвалифицированных спортсменов фаза иррадиации может быть не выражена. В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты. К узловым механизмам любой ФС, обеспечивающим поведенческий акт относятся: 1) афферентный синтез; 2) стадия принятия решения; 3) формирование акцептора результата действия; 4) формирования самого действия; 5) многокомпонентное действие; 6) достижение результата; 7) обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия.
Афферентный синтез Перед началом выполнения любого движения из внешней и внутренней среды в ЦНС поступает по афферентным системам информация. Она обрабатывается и синтезируется, а системы передающие информацию в ЦНС и составляют сенсорные компоненты двигательного навыка. А нализ сенсорной информации П.К. Анохин назвал афферентным синтезом. В результате афферентного синтеза осуществляется сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения. При осуществлении афферентного синтеза учитывается мотивация необходимости действия и пусковая информация - выстрел, звук, свисток, голосовая команда. Роль сенсорных коррекций (обратных связей) Афферентный синтез происходит не только перед началом движения, но и при его выполнении. В этом синтезе в процессе движения важнейшая роль принадлежит сенсорным коррекциям. Сигналы поступающие в ЦНС от управляемых органов и внешней среды до, в процессе и после окончания движения называются обратными связями. Различают внутренние и внешние обратные связи. Внутренние сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма, а внешние - несут информацию из внешней среды. На основе обратных связей осуществ-ся коррекция движения с целью правильного выполнения двигательной задачи. Программирование двигательного акта Афферентный синтез является основой для принятия решения и программирования последующих действий. Программа является сигналом о начале работы, сама работа начинается после программированная движения на основе следов от предыдущего опыта - двигательной памяти. Из работающих органов в ЦНС в аппараты сличения поступает информация о реализации двигательной программы, где происходит анализ обратной информации с заданной программой движения. Если имеются расхождения фактического и требуемого действия, то в аппаратах сличения возникают так называемые импульсы рассогласования. Соответственно этим импульсам в систему управляющую движением, вносятся необходимые коррекции.
Т.о., при выработке и выполнении двигательного навыка повторяется не способ решения двигательного навыка - это не заучивание движения, а обучение построению при участии ЦНС. Стереотипность внешней структуры двигательного навыка характерна для циклических видов спорта, гимнастических упражнений. В ситуационных видах спорта и единоборствах внешняя стереотипность навыка сохраняется лишь в отдельных составных элементах, например, в штрафных бросках мяча в баскетболе. Экстраполяция в двигательных навыках Экстраполяция - это вероятностное прогнозирование, предугадывание. Значение экстраполяции в жизни организма огромно, так как, количество вариантов движений очень велико и специальное обучение им невозможно. Человек при обучении усваивает только некоторые программы ходьбы, затем все осуществляется путем экстраполяции (теория масштабирования Гурфинкеля). Мозг человека отсекает неэффективные варианты и программирует нужные движения. Для этого требуется наличие ранее сформированных определенных программ действия, что позволяет ЦНС путем экстраполяции на их основе решать новые двигательные задачи. Экстраполяция относится ко всем компонентам двигательного действия и имеет очень большое значение при движениях, производимых со значительными вариациями характера двигательной деятельности. Обучение производится ограниченному числу приемов, а разнообразные двигательные задачи решаются путем экстраполяции. Таким образом, благодаря свойству ЦНС - экстраполяции при освоении определенного числа вариантов навыков спортсмен приобретает способность правильно выполнять огромное число других вариантов - возможность "с места" осуществлять новое движение.
При однообразном выполнении двигательных актов возможность к экстраполяции суживается, при разнообразном - расширяется. Использование физиологических основ двигательного навыка в обучении спортивной технике Чтобы достичь успехов в обучении технике спортивных упражнений нужно учитывать следующие положения, вытекающие из физиологических основ двигательного навыка. 1. Для обучения новым движениям нужно учитывать воэрастно-половые особенности организма: зрелость морфофункционального опорно-двигательного аппарата, вегетативных систем, ЦНС и развития двигательных качеств. 2. Выработка двигательного навыка осуществляется ЦНС с активным участием КБГМ, т.е. под контролем сознания. 3. Основное внимание занимающихся на начальном этапе обучения должно быть обращено на решение двигательной задачи, а не на движения, решающие эту задачу. 4. Каждый двигательный навык следует отрабатывать как целое, а не совершенствовать отдельно форму движения, а затем скорость его выполнения или прилагаемую силу. При обучении сложным движениям допускается их расчленение, но при этом необходимо подбирать ряд навыков, в которых каждый будет основываться на движениях предыдущего. Для детей целостный метод обучения является предпочтительным. 5. Правильное выполнение движения основывается на сенсорных коррекциях. 6. Важное значение имеет число повторений и интервалы как между повторениями упражнений, так и между тренировочными занятиями. 7. Необходимо стремиться к разносторонней технической подготовке, в этом случае в фондах двигательной памяти образуется большое число двигательных программ, что повышает эффективность экстраполяции. 8. Сила индифферентного раздражителя (сложность разучиваемого упражнения) должна быть оптимальной. Подкрепляющий раздражитель (слово преподавателя) должен иметь максимальную силу - оценка выполнения упражнения, комментирование их, исправление ошибок способствует повышению эффективности обучения. Физиол-е мех-мы формирования двигат-х навыков и обучения техники движений.
Управление движением. Двигательные рефлексы могут осуществляться различными отделами мозга. Один из них является ведущим, другие – вспомогательные. Ведущим отделом мозга решается двигательная задача, способ решения, например, пробежать дистанцию за минимальное время, фоновые отделы ЦНС формируют соответствующую позу тела, содружественную работу отдельных мышц, обеспечивают сохранение равновесия, при этом происходит аналитическая и синтезирующая деятельность ЦНС. Эту сложную деятельность ЦНС Н.А. Бернштейн назвал построением движений. Эта важная особенность построения движений заключается в том, что осознаваемость движения всегда связана с ведущим уровнем построения. Другие компоненты двигательного акта, играющие роль фона, не осознаются. Н.А. Бернштейном выделено шесть уровней построения движения (схема 1). Двигательная память. При обучении движению систематические его повторения оставляют в ЦНС после себя следы, которые называются двигательной памятью. В физиологическом плане двигательная намять представляет собой функцию ЦНС, обеспечивающую хранение и переработку вновь поступавшей информации, интегрирование ее с ранее приобретенной информацией и извлечение ее из "хранилища" для удовлетворения той или иной возникающей потребности, в этом "хранилище" памяти наряду с другими видами информации содержатся и сформированные путем обучения программы координированного управления мышцами, связанные с техникой выполнения различных физических упражнений. Различные параметры двигательного акта запоминаются и извлекаются из памяти неодинаково. Достаточно xopoшo сохраняются в памяти последовательность и временные параметры осуществления движения. Эффективность запоминания и последующая точность воспроизведения их связаны со степенью обучаемости, сложностью движения, числом повторений движения, длительностью интервалов между ними, длительностью перерывов между тренировками. - двигательный навык (автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии при котором двигательная часть осуществляется под управлением низших отделов ЦНС а содержательная - высших); - управление (целенаправленный процесс, обеспечивающий функционирование управляемого объекта в соответствии с заданными критериями); - регулирование (поддержание постоянства или изменения в желательном направлении значения некоторого параметра, характеризующего управляемый процесс); - двигательное действие (проявление двигательной активности человека, осознанное и целенаправленное на решение какой-либо конкретной двигательной задачи).
С позиции теории управления и, в частности, на ранней стадии Крестовников А. Н. выделил три фазы в формировании двигательного навыка: 1) объединение отдельных частей в двигательное действие; 2) устранение "лишних" деталей движения и 3) совершенствование движений. Физиологическими механизмами описанных фаз навыка являются: для первой фазы - иррадиация нервного процесса с генерализованным внешним ответом; для второй - концентрация возбуждения с улучшением координации и формированием стереотипных движений; для третьей - формирование автоматизма и стабилизация двигательных актов. Бернштейн Н.А. выделял 2 периода в формирования навыка Первый включал фазы: 1) установление ведущего уровня; 2) определение двигательного состава действия; 3) выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонент движения, характера и степени точности, требующихся от этих коррекций, и номенклатуры отвечающих им фоновых уровней; 4) переключение фоновых коррекций в соответствующие низовые уровни, т. е. процесс автоматизации. Второй период построения навыка автор называет периодом стабилизации. В нем: 1) совершается освоение фоновыми уровнями компонент двигательного состава, переключенных в порядке автоматизации, и, что представляет, может быть, наибольшие трудности, согласования взаимодействия отдельных фоновых уровней с ведущим и между собой; 2) завершается та сторона автоматизационного процесса, которую обозначают как стандартизацию двигательного состава и его компонент и, наконец, 3) осуществляется собственно стабилизация двигательного акта - усиление устойчивости против сбоев его сторон и деталей. Самое существенное из того, что совершается во втором этапе построения навыка - это расширение диапазона внутренних и внешних условий, в границах которого реализация навыка не испытывает опасности быть разрушенной. В эти же годы формировал свое понимание проблемы управления в живых системах и Анохин П. К. Создатель теории функциональных систем пришел к представлению о системной организации нервных функций, в основу которого положил функциональную систему. Анохиным П. К. была построена универсальная модель работы мозга с описанием основных механизмов целостных приспособительных актов любой степени сложности. Начальной стадией формирования акта является стадия афферентного синтеза. В это время происходит решение 3-х вопросов: что делать, как делать и когда делать? Двигательная система является конечным звеном управления ответными реакциями организма на изменения внешней и внутренней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|