Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Идентификатор подтипов (составлен В. Гуленко).




В каждой паре утверждений выберите лишь одно — то, с которым вы согласны больше. Номера выбранных утверждений запишите.

01. Расходую энергии больше, чем сохраняю.

02. Сохраняю энергии больше, чем расходую.

03. Лучше, если продумываю заранее.

04. Лучше, если поступаю по ситуации.

05. Больше воплощаю, чем задумываю.

06. Больше задумываю, чем воплощаю.

07. Охотнее анализирую и упорядочиваю.

08. Охотнее общаюсь с близкими людьми.

09. Моя работоспособность выше в первой половине дня.

10. Моя работоспособность выше во второй половине дня.

11. Чаще сожалею об излишней активности.

12. Чаще сожалею о недостаточной активности.

13. Последователен и надежен, но не хватает гибкости.

14. Гибок и изменчив, но не хватает последовательности.

15. Более эффективен в проверенном и конкретном.

16. Более эффективен в необычном и малоизвестном.

17. Лучше разбираюсь в технологиях и структурах.

18. Лучше разбираюсь в чувствах и отношениях.

19. Могу легко оставить дело на полдороге.

20. Раздражен, когда дело повисает в воздухе.

21. Принимаюсь за новые и новые дела.

22. Постоянно ограничиваю круг забот.

23. Четче формулирую, чем подмечаю.

24. Четче подмечаю, чем формулирую.

25. Получаю ощутимый результат сегодня.

26. Повседневные запросы откладываю на завтра.

27. Эмоции не затрагивают меня глубоко.

28. Я человек глубоких переживаний и чувств.

29. Легче включаюсь в работу, чем завершаю ее.

30. Легче завершаю работу, чем включаюсь в нее.

31. Моя деятельность скорее растет, чем углубляется.

32. Моя деятельность скорее углубляется, чем растет.

33. Уверенно действую тогда, когда все отлажено.

34. Уверенно действую тогда, когда ситуация меняется.

35. Если ничего не ясно, активно собираю сведения.

36. Если ничего не ясно, полагаюсь на интуицию.

37. Рассудком живу больше, чем сердцем.

38. Сердцем живу больше, чем рассудком.

39. Детали откладываю на потом.

40. Внимателен к важным деталям.

41. Контакты с незнакомыми не напрягают меня.

42. Контакты с незнакомыми требуют усилий.

43. Сконцентрирован несколько больше, чем расслаблен.

44. Расслаблен несколько больше, чем сконцентрирован.

45. С моей практичностью я никогда не пропаду.

46. Моя непрактичность беспокоит моих близких.

47. Окружающие больше ценят мою логичность.

48. Окружающие больше ценят мою человечность.

49. Чаще придаю делу новый оборот.

50. Чаще привожу дела в равновесие.

Ключ к идентификатору:

экстраверсия — 01, 11, 21, 31, 41

интроверсия — 02, 12, 22, 32, 42

рациональность — 03, 13, 23, 33, 43

иррациональность — 04, 14, 24, 34, 44

сенсорика — 05, 15, 25, 35, 45

интуиция — 06, 16, 26, 36, 46

логика — 07, 17, 27, 37, 47

этика — 08, 18, 28, 38, 48

инициальность — 09, 19, 29, 39, 49

терминальность — 10, 20, 30, 40, 50

(Термином «инициальность» В. Гуленко обозначает усиление функции 2-го канала, термином «терминальность» — усиление функции 1-го канала.)

III. Опросник Д. Кейрси.

(взят из книги «Ваш психологический тип», Овчинников и др., СПб, «Андреев и сыновья», 1994)

Прежде чем отвечать на вопросы, начертите таблицу из семи столбцов, в каждом из которых предусмотрите два варианта ответов — «а» и «б». Заполняйте таблицу по горизонтали. Для этого вам понадобится десять строк. Отметьте знаком «+» положительный ответ в столбце «а» или «б» соответственно.

Таблица

               
а б а б а б а б а б а б а б  
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

1) В компании (на вечеринке) вы:

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев;

б) общаетесь с немногими — вашими знакомыми.

2) Вы человек скорее:

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать;

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный.

3) Как, по-вашему, что хуже:

а) «витать в облаках»;

б) придерживаться проторенной дорожки?

4) Вы более подвержены влиянию:

а) принципов, законов;

б) эмоций, чувств.

5) Вы более склонны:

а) убеждать;

б) затрагивать чувства.

6) Вы предпочитаете работать:

а) выполняя все точно в срок;

б) не связывая себя определенными сроками.

7) Вы склонны делать выбор:

а) довольно осторожно;

б) внезапно, импульсивно.

8) В компании (на вечеринке) вы:

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.

9) Вас более привлекают:

а) здравомыслящие люди;

б) люди с богатым воображением.

10) Вам интереснее:

а) то, что происходит в действительности;

б) те события, которые могут произойти.

11) Оценивая поступки людей, вы больше учитываете:

а) требования закона, чем обстоятельства;

б) обстоятельства, чем требования закона.

12) Обращаясь к другим, вы склонны:

а) соблюдать формальности, этикет;

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.

13) Вы человек, скорее:

а) точный, пунктуальный;

б) неторопливый, медлительный.

14) Вас больше беспокоит необходимость:

а) оставлять дела незаконченными;

б) непременно доводить дело до конца.

15) В кругу знакомых вы, как правило:

а) в курсе происходящих там событий;

б) узнаете о новостях с опозданием.

16) Повседневные дела вам нравится делать:

а) общепринятым способом;

б) своим оригинальным способом.

17) Предпочитаете таких писателей, которые:

а) выражаются буквально, напрямую;

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.

18) Что вас больше привлекает:

а) стройность мысли;

б) гармония человеческих отношений?

19) Вы чувствуете себя увереннее:

а) в логических умозаключениях;

б) в практических оценках ситуаций.

20) Вы предпочитаете, когда дела:

а) решены и устроены;

б) не решены и пока не улажены.

21) Как, по вашему, вы человек, скорее:

а) серьезный, определенный;

б) беззаботный, беспечный?

22) При телефонных разговорах вы:

а) заранее не продумываете все, что нужно сказать;

б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано.

23) Как вы считаете, факты:

а) важны сами по себе;

б) есть проявления общих закономерностей?

24) Фантазеры, мечтатели обычно:

а) раздражают вас;

б) довольно симпатичны вам.

25) Вы чаще действуете как человек:

а) хладнокровный;

б) вспыльчивый, горячий.

26) Как, по-вашему, хуже быть:

а) несправедливым;

б) беспощадным?

27) Обычно вы предпочитаете действовать:

а) тщательно оценив все возможности;

б) полагаясь на волю случая.

28) Вам приятнее:

а) покупать что-либо;

б) иметь возможность купить.

29) В компании вы, как правило:

а) первым заводите беседу;

б) ждете, когда с вами заговорят.

30) Здравый смысл:

а) редко ошибается;

б) часто попадает впросак.

31) Детям часто не хватает:

а) практичности;

б) воображения.

32) В принятии решения вы руководствуетесь, скорее:

а) принятыми нормами;

б) своими чувствами, ощущениями.

33) Вы человек скорее:

а) твердый, чем мягкий:

б) мягкий, чем твердый.

34) Что, по-вашему, больше впечатляет:

а) умение методично организовать;

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым?

35) Вы больше цените:

а) определенность, законченность;

б) открытость, многовариантность.

36) Новые и нестандартные отношения с людьми:

а) стимулируют, придают вам энергии;

б) утомляют вас.

37) Вы чаще действуете как:

а) человек практического склада;

б) человек оригинальный, необычный.

38) Вы более склонны:

а) находить пользу в отношениях с людьми;

б) понимать мысли и чувства других.

39) Что приносит вам больше удовлетворения:

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса;

б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса?

40) Вы руководствуетесь более:

а) рассудком;

б) велениями сердца.

41) Вам удобнее выполнить работу:

а) по предварительной договоренности;

б) которая подвернулась случайно.

42) Вы обычно полагаетесь:

а) на организованность, порядок;

б) на случайность, неожиданность.

43) Вы предпочитаете иметь:

а) много друзей на непродолжительный срок;

б) несколько старых друзей.

44) Вы руководствуетесь в большей степени:

а) фактами, обстоятельствами;

б) общими положениями, принципами.

45) Вас больше интересуют:

а) производство и сбыт продукции;

б) проектирование и исследования.

46) Что вы скорее сочтете за комплимент:

а) «вот очень логичный человек»;

б) «вот тонко чувствующий человек»?

47) Вы более цените в себе:

а) невозмутимость;

б) увлеченность.

48) Вы предпочитаете высказывать:

а) окончательные и определенные утверждения;

б) предварительные и неоднозначные утверждения.

49) Вы лучше чувствуете себя:

а) после принятия решения;

б) не ограничивая себя решениями.

50) Общаясь с незнакомыми, вы:

а) легко завязываете продолжительные беседы;

б) не всегда находите общие темы для разговора.

51) Вы больше доверяете:

а) своему опыту;

б) своим предчувствиям.

52) Вы чувствуете себя человеком:

а) более практичным, чем изобретательным;

б) более изобретательным, чем практичным.

53) Кто заслуживает большего одобрения:

а) рассудительный, здравомыслящий человек;

б) человек, глубоко переживающий?

54) Вы более склонны:

а) быть прямым и беспристрастным;

б) сочувствовать людям.

55) Что, по-вашему, предпочтительней:

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;

б) предоставить событиям идти своим чередом?

56) Отношения между людьми должны строиться:

а) на предварительной взаимной договоренности;

б) в зависимости от обстоятельств.

57) Когда звонит телефон, вы:

а) торопитесь подойти первым;

б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.

58) Что вы цените в себе больше:

а) развитое чувство реальности;

б) пылкое воображение?

59) Вы больше придаете значения:

а) тому, что сказано;

б) тому, как сказано.

60) Что выглядит большим заблуждением:

а) излишняя пылкость, горячность;

б) чрезмерная объективность, беспристрастность?

61) Вы, в основном, считаете себя:

а) трезвым и практичным;

б) сердечным и отзывчивым.

62) Какие ситуации привлекают вас больше:

а) регламентированные и упорядоченные;

б) неупорядоченные и нерегламентированные?

63) Вы человек, скорее:

а) педантичный, чем капризный;

б) капризный, чем педантичный.

64) Вы чаще склонны:

а) быть открытым, доступным людям;

б) быть сдержанным, скрытным.

65) В литературных произведениях вы предпочитаете:

а) буквальность, конкретность;

б) образность, переносный смысл.

66) Что для вас труднее:

а) находить общий язык с другими;

б) использовать других в своих интересах?

67) Чего бы вы себе больше пожелали:

а) ясности размышлений;

б) умения сочувствовать.

68) Что хуже:

а) быть неприхотливым;

б) быть излишне привередливым?

69) Вы предпочитаете:

а) запланированные события;

б) незапланированные события.

70) Вы склонны поступать, скорее:

а) обдуманно, чем импульсивно;

б) импульсивно, чем обдуманно.

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбце.

Столбцы:

1. a1 — экстраверсия, б1 — интроверсия;

2. а2+а3 — сенсорика, б2+б3 — интуиция;

3. а4+а5 — логика, б4+б5 этика;

4. а6+а7 — рациональность, б6+б7 — иррациональность.

Определив преимущество полюсов во всех четырех дихотомиях, вы найдете ваш психотип.

IV. Соционический тест.

(составлен автором книги)

Перенесите текст теста на 16 карточек. Читайте последовательно утверждения под № 1, откладывая в сторону то, с чем Вы не можете согласиться. Постарайтесь оставить у себя как можно меньше карточек, которые вновь подвергните отбору, внимательно читая также утверждения №2 и №3. Желательно в итоге выбрать единственный вариант, по всем трем пунктам более всего соответствующий Вашему представлению о себе. Ответ — в конце теста.

1.

1. Главное, без чего немыслима жизнь человека, — это разумно направленный труд, и организовать его нужно так, чтобы работать было удобно, и получать за свой труд заслуженное вознаграждение.

2. Мне кажется наиболее приемлемым стилем общения сдержанность и корректность, хотя и не всегда удается его придерживаться — я иногда бываю вспыльчивым.

3. Я не сторонник рисковых мероприятий. Мне хочется заранее знать, что может произойти через день, неделю, месяц, а если ситуация непредсказуема, я очень нервничаю.

2.

1. Все в мире должно подчиняться гармонии, пропорциональности, балансу, и самый верный путь к достижению этого — делать эстетичную, качественную продукцию.

2. Я не приемлю ничего таинственного и загадочного, того, что нельзя увидеть, потрогать, в реальности чего нельзя быть уверенным.

3. Свои чувства я предпочитаю не афишировать, чаще всего выгляжу человеком спокойным и уравновешенным. Но иногда, правда, очень редко, бывает так, что я могу потерять контроль над собой и неожиданно взорваться.

3.

1. Миром правит сила, и задача состоит в том, чтобы правильно рассчитать баланс сил и организовать нужное направление его реализации — только так можно победить,

2. Мне бывает трудно вникнуть в тайные пружины, которые приводят в движение поступки людей и события, гораздо надежнее просчитать их действия по конкретным проявлениям в фактах,

3. Никому не дано знать, что я порой переживаю внутри себя. Я считаю, что нельзя поддаваться слабости и тем более ее афишировать.

4.

1. Жизнь должна подчиняться определенной системе — как в материальном мире, так и в мире человеческих отношений. Если эта система нарушается, следует прикладывать волевые усилия для ее поддержания, усовершенствования и восстановления.

2. В широком общении полезно пользоваться этическими нормами поведения, а в отношении с близкими людьми — договорными обязательствами.

3. Я не очень доверяю тому, что выглядит слишком неординарным, сильно отличается от общепринятых норм, не подверглось длительной практической проверке.

5.

1. Главное, без чего немыслима жизнь человека, — это разумно направленный труд, и для получения хорошего результата следует действовать эффективно, может быть, даже рискованно, с максимальной выгодой используя время.

2. В общении с людьми я предпочитаю простой партнерский стиль общения, люблю игру, легко нахожу общий язык с детьми.

3. Мне приходится заставлять себя заниматься рутинными хозяйственными делами — уборкой, стиркой, и я бы не отказался от того, чтобы эти дела взял на себя кто-то другой.

6.

1. Мир бесконечен, текуч, многообразен, его состояние непрерывно меняется, и цель человека — найти свое место в бесконечном ряду событий, стать его звеном. Работать имеет смысл только тогда, когда найдена точка оптимального приложения сил.

2. Бытовые проблемы меня мало волнуют, но поскольку без их решения все равно не обойтись, я спокойно могу в точности выполнять то, что от меня требуется, лишь бы меньше об этом думать.

3. От излишне бурных эмоций один только вред, они мешают трезво оценивать ситуацию.

7.

1. Мир полон загадок, таящих в себе необычайные возможности. Разгадке этих тайн и воплощению возможностей способно помочь создание принципиально новых логических концепций.

2. Когда дело касается принципов, которые я исповедую, могу проявить стойкость, упорство и неуступчивость. Но эти принципы никогда не лежат для меня в сфере материальных благ.

3. Для меня очень важны в общении с людьми моральные критерии, многие считают их чересчур завышенными. Но, к сожалению, я не всегда могу почувствовать нюансы отношений людей друг к другу и ко мне.

8.

1. В основе всего происходящего лежат определенные закономерности, которые необходимо открыть, для этого следует как можно глубже вникнуть в суть явлений и процессов.

2. Мне бывает нелегко понять мотивы поступков людей, их отношение ко мне, поэтому я стараюсь вести себя достаточно сдержанно, чтобы не оказаться в неловком положении.

3. Меня всегда возмущает любое силовое давление. Каждому человеку можно логически доказать необходимость того или иного действия. Если же логики в нем нет, значит, и делать этого не следует.

9.

1. Главное, что движет людьми во всех их поступках, — это эмоции; самая большая ценность это положительные эмоции, и задача состоит в том, чтобы прибавить людям в этой жизни радости и удобств, избегая всего неприятного.

2. Мне не всегда удается хладнокровно, логически продуманно распределять свои силы. Бывает, что я себя загоняю, работаю слишком много, но недостаточно эффективно.

3. Охватить сразу весь ход событий, увидеть конечный результат бывает довольно трудно, поэтому я предпочитаю не отрываться от конкретной повседневной реальности.

10.

1. Главное в жизни — это гармония, комфорт, возможность испытать удовольствие; надо всем окружающим это показать и пригласить их к совместному наслаждению, радоваться самому и приносить радость другим.

2. Потусторонние миры, мистика, кармические законы, перевоплощения, может быть, и существуют, но зачем нам теперь об этом думать? Сначала лучше заняться земными проблемами.

3. Мне не очень интересны задачи, связанные со строительством заводов, процессом производства, проблемами технологии и т.п., хотя я и признаю необходимость всего этого.

11.

1. Каждому свойственно стремление расширить свое влияние, желание власти и славы, и для реализации этой цели необходимо научиться управлять людьми, манипулируя их слабыми сторонами и уклоняясь от сильных, чтобы никогда не оказаться побежденным.

2. Предаваться фантазиям, несбыточным мечтам — пустая трата времени и сил. Жизнь подчиняется тем, кто действует, а не витает в облаках.

3. Всякая логическая система, все то, что называют «объективная закономерность», мне кажется очень скучным, поэтому бывает так, что я действую вопреки логике и даже в таких случаях стремлюсь достичь успеха.

12.

1. Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций, и следует приложить волевые усилия для сохранения и поддержания этой системы ценностей.

2. Я стараюсь работать как можно больше, но, поскольку не всегда удается правильно рассчитать свои силы, мой труд не всегда оказывается эффективным, а сам я переутомляюсь.

3. Я не люблю попусту предаваться мечтам, фантазировать о том, что все равно не может осуществиться. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

13.

1. Жизнь наполнена смыслом, если в ней присутствуют эмоциональный накал, драматизм переживаний, и надо угадать ту идею, которая захватит воображение людей и правильным образом сформирует их чувства.

2. Рутинный, монотонный труд, в котором нет фантазии, мне претит. Кропотливую мелкую работу все же делать приятнее, чем работать «крупными блоками».

3. Мне неинтересно и, возможно, поэтому трудно заниматься бытовыми проблемами, хотя я и очень чувствителен к комфорту и чистоте.

14.

1. Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. С их помощью можно проникнуть в прошлое и будущее, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику происходящего и затем эмоционально вдохновить людей на необходимые действия.

2. Мне хочется жить не хуже других, но сам я не способен быть практичным, мне трудно вспомнить, на что я трачу деньги и куда они все ушли. Я не могу устоять перед покупкой чего-то красивого или вкусного.

3. Трудовая деятельность для меня может быть эффективной только в том случае, если она творческая и у меня есть подходящее настроение. Мне тяжело заниматься рутинными делами, особенно решать бытовые проблемы.

15.

1. Самое интересное и захватывающее — это увидеть потенциальные возможности и перспективные направления развития как в человеческом обществе, так и в сфере производства, и организовать людей для реализации увиденных возможностей.

2.Нельзя давать себя в обиду. Если кто-то пытается на меня давить — немедленно дам отпор, может быть, даже и разыграю ответную агрессию, хотя и в драку сам стараюсь не лезть.

3. По-моему, такие понятия, как «план», «регламент», «режим», «норматив», «подчиненность сверху донизу», ограничивают свободу и творчество, поэтому я стараюсь всеми силами избегать того, что с этим связано.

16.

1. Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций, поэтому необходимо заниматься нравственным усовершенствованием, воспитывать и развивать духовность, искать в человеке истинные ценности.

2. Мне не всегда удается логически правильно продумать и организовать свой труд, привести все рабочие элементы его в систему, поэтому я трачу неоправданно много сил там, где другим это удается делать намного легче.

3. Самым тяжким грехом я считаю насилие над личностью. Никто не вправе распоряжаться судьбой другого человека без его согласия.

Расшифровка теста:

1. ЛСЭ, Штирлиц.

2. СЛИ, Габен.

3. СЛЭ, Жуков.

4. ЛСИ, Максим.

5. ЛИЭ, Джек.

6. ИЛИ, Бальзак.

7. ИЛЭ, Дон Кихот.

8. ЛИИ, Робеспьер.

9. ЭСЭ, Гюго.

10. СЭИ, Дюма.

11. СЭЭ, Наполеон.

12. ЭСИ, Драйзер.

13. ЭИЭ, Гамлет.

14. ИЭИ, Есенин.

15. ИЭЭ, Гексли.

16. ЭИИ, Достоевский.

Литература.

1. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. — Литовская ССР: Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1983.

2. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. — Литовская ССР: Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982.

3. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. — Ленинград: Общество «Знание» РСФСР, 1991.

4. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. — Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 1995.

5. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Соционика для руководителя. — Киев: Изд-во Всесоюзного заочного университета управления персоналом, 1991.

6. Седых Р. Информационный психоанализ. — Москва: Изд-во НПП «Менатеп-Траст», 1994.

7. Филатова Е. С. Соционика для вас — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.

8. Филатова Е. С. Соционика в портретах — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.

9. Юнг К. Г. Психологические типы. — Москва: Госиздат, 1924.

10. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — Санкт-Петербург: Изд-ва МЦНКиТ «Кентавр», Институт личности, ИЧП «Палантир», 1994.


[*] В соционике вместо термина «альтернатива» чаще используется термин «дихотомия».

[†] Ч — черная, экстравертная; Б — белая, интровертная.

[‡] По мнению К.Г. Юнга функцией саморазвития является «суггестивная» функция (4-й канал модели «Ю»). — Прим. ред.

[§] Все отношения одинаково двунаправленные (Вы->Ему и Он->Вам), кроме 4-х: заказные, подзаказные, ревизные, подревизные, — в них указано Вы->Ему.

[**] Для знания какие интертипные устанавливаются между любыми 2-мя психотипами, нужно запомнить все интертипные для одного психотипа (например, вашего) и на какие каналы в модели «А» этого психотипа попадают 1-я и 2-я функции другого психотипа, участвующего с ним в отношениях. У всех интертипных эти 2 канала и последовательность попадания в них — уникальны. Например, ревизор всегда попадает своими 1-й и 2-й функциями в 3-й и 1-й каналы подревизного: ревизор ИЛЭ (ЧИ-БЛ) своими 1-й (ЧИ) и 2-й (БЛ) функциями попадает в 3-й (ЧИ) и 1-й (БЛ) каналы подревизного ЛСИ; обратная последовательность заполнения (1-й, потом 3-й) будет для родственных отношений с ЛИИ (БЛ-ЧИ), и т.п. — Прим. Ред.

[††] К.Г. Юнг считал, что усиление 1-й функции приводит к снижению осознанности, дифференцированности 4-й функции модели «Ю», — что никак нельзя назвать усилением. — Прим. ред.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...