Глава 2. Подготовка и проведение следственного эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Общие тактические приемы, психологические особенности и стадии производства следственного эксперимента Проведение следственного эксперимента подразделяется на следующие стадии: 1) принятие решения о производстве следственного эксперимента; 2) подготовка эксперимента; 3) реконструкция обстановки; 4) проведение опытных действий; 5) фиксация хода и результатов эксперимента; 6) оценка результатов.[8] Следователь принимает решение о производстве следственного эксперимента, исходя из необходимости проверить то или иное обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, путем реконструкции и моделирования того или иного обстоятельства, условий, а также путем производства конкретных опытных действий. Принятию решения о производстве следственного эксперимента предшествуют тщательная проверка и оценка следователем всех собранных по делу доказательственных и иных фактических данных, уяснение характера следственной ситуации, сложившейся на данный момент расследования, тактической обстановки и т.д. В процессе принятия решении следователь должен четко представить, какой конкретный факт, обстоятельство, деталь события нуждаются в проверке, каково их значение для дела; можно ли их проверить при помощи именно данного следственного эксперимента, а не другого следственного действия — осмотра места происшествия, экспертизы, проверки показаний на месте. Кроме того, следователь должен установить, имеются ли технические, организационные и иные возможности обеспечить надлежащие условия для проведения следственного эксперимента, обеспечивающие его допустимость и объективность результатов. Для решения данных вопросов следователю необходимо не только всестороннее знание материалов дела и следственной ситуации, он должен также располагать сведениями о той обстановке и условиях, в которых проходило проверяемое событие. Сведения об этих обстоятельствах могут быть получены путем допросов, очных ставок, дополнительных и повторных осмотров и т. д.
Подготовка к проведению следственного эксперимента подразделяется на два этапа: а) подготовка до выезда на место производства эксперимента и б) подготовка на месте производства реконструкции и опытов. В первый этап подготовки входит: 1) определение конкретных задач, подлежащих решению путем эксперимента; 2) установление времени проведения эксперимента (конкретный день и час); 3) установление места производства следственного эксперимента; 4) определение состава и подбор участников эксперимента, распределение «ролей» между ними; 5) определение минимального количества, содержания и последовательности предстоящих опытов. В сложных случаях следователь для решения этого вопроса должен обратиться за консультацией к специалисту; 6) подбор предметов и объектов, необходимых для производства опытов и реконструкции обстановки, моделирования ее отдельных элементов. Эти предметы в зависимости от ситуации могут быть как подлинными, так и искусственно подобранными, обладающими необходимыми характеристиками, сходными с характеристиками оригиналов; 7) подготовка научно-технических средств, необходимых для проведения опытов, а также для фиксации хода и результатов эксперимента. Если опытные действия будет выполнять обвиняемый (подозреваемый), то остальных участников нужно предупредить о недопустимости проявления в его адрес негативных эмоции, так как это может нарушить психологический контакт. Второй этап подготовки проводится следователем на месте проведения эксперимента и включает:
1) уяснение обстановки и решение вопроса о необходимости восстановления, реконструкции отдельных ее деталей и условий, которые могли подвергнуться изменениям со времени, прошедшего с момента проверяемого события; 2) проверку присутствия участников эксперимента, а также наличие технических средств и тех объектов, без которых проведение эксперимента невозможно; 3) инструктаж участников эксперимента об их конкретной роли в проведении эксперимента, о тех действиях, которые каждый из них должен выполнять. Понятые, специалисты и другие помощники следователя должны иметь ясное представление о целях эксперимента и сути предстоящих опытов. Остальные участники эксперимента: подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели и лица, приглашенные для выполнения определенных действий, информируются только в том объеме, который обеспечит правильное выполнение поставленных перед ними конкретных задач. Здесь же следователь разъясняет процессуальные права и обязанности участникам эксперимента и при необходимости берет подписку о неразглашении сведений о ходе и результатах эксперимента; 4) расстановку участников эксперимента по определенным точкам, в которых он будет проводиться, разъяснение каждому из них, что нужно делать и на что обращать внимание при производстве опытов; 5) обеспечение связи между участниками эксперимента и отдельными группами (телефонной, звуковой и т. д.) и в необходимых случаях обеспечение охраны места проведения эксперимента и безопасности его участников и окружающих лиц[9]. Экспериментальный этап. На этапе опытных действий осуществляется их воспроизведение в меняющихся условиях, то есть повторение обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем тех действий, которые были ими совершены во время расследуемого преступного события. Конечно, при воспроизведении действий, повлекших смерть потерпевшего, нужно пользоваться манекеном и муляжами орудий убийства. Если для достоверности результатов следственного действия имеют важное значение рост, вес и другие физические параметры погибшего, то используемый манекен должен этому соответствовать. Путем воспроизведения действий обычно проверяется и уточняется механизм расследуемого события или его отдельных элементов. При этом, конечно, исключается воспроизведение всей совокупности действий, образующих событие преступления, ибо это означало бы его повторное совершение. Возможность совершения лицом определенных действий целесообразно проверять тогда, когда у следователя есть обоснованные сомнения, что обвиняемый (подозреваемый) мог их выполнить самостоятельно. Другими словами, следователь считает, что он либо берет на себя чужую вину, либо покрывает соучастников.
Нельзя не учитывать, что обвиняемый, находящийся под стражей, может дать согласие на участие в следственном эксперименте, чтобы попытаться совершить побег, уничтожить известные ему, но не обнаруженные следователем следы и вещественные доказательства, что-либо сообщить соучастникам и т.п. Воспроизведение обстановки и иных обстоятельств расследуемого события предполагает их воссоздание в том виде, в каком они находились в момент, интересующий следствие. Таким путем обычно проверяются и уточняются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля о механизме совершения преступления и других обстоятельствах, имеющих доказательственное значение по делу.[10] Опытные действия преследуют цель проверить экспериментальным путем: 1) возможность восприятия определенного события (факта, явления). Посредством опытов проверяется способность свидетелей, а иногда потерпевших, обвиняемых (подозреваемых) увидеть, услышать, воспринять иным способом обстоятельства расследуемого преступления, о которых они дали показания. В таком случае следственный эксперимент производится следующим образом: а) реконструируется обстановка, в которой воспринималось конкретное событие. При этом должно быть обеспечено максимальное сходство звуковой среды (характер шума, производимого окружающими источниками, его сила, тональность и др.) и освещенности; б) участники следственного эксперимента и понятые занимают места, указанные следователем. Перед этим лица, воспроизводящие заданные действия, получают инструктаж о том, что именно и в какой момент они должны сделать по сигналу следователя. Чтобы проверить способность проверяемого увидеть или узнать другого человека, важно принять меры к тому, чтобы он не узнал заранее, кто именно будет действовать;
в) проверяемое лицо и двое понятых занимают место, на котором происходило восприятие интересующего следствие факта; г) по сигналу следователя выполняются заданные действия, а проверяемый субъект поясняет, что именно он разглядел, услышал или воспринял иным образом; д) ход и результаты проведенного эксперимента протоколируются и фиксируются с помощью технико-криминалистических средств. Если получен отрицательный результат, следователь должен убедиться, что это не вызвано ухудшением слуха или зрения проверяемого, и повторить опытные действия, несколько изменив условия восприятия (расстояние, освещение и др.); 2) возможность совершения определенных действий: а) преодолеть в течение заданного промежутка времени конкретное расстояние пешком или на различных транспортных средствах; б) изготовить определенные предметы при помощи различных приспособлений или за указанный промежуток времени; в) протащить предмет заданных габаритов через пролом в стене, потолке, окно с решеткой и т.п. Убедившись, что все участники эксперимента заняли свои места следователь подает команду о начале действий по реконструкции и моделированию обстановки как в том случае, когда это является необходимым условием для производства опытов, так и в тех редких случаях, когда реконструкция и моделирование обстановки являются сами по себе целью следственного эксперимента. Только после этого проводятся сами опыты, намеченные в плане эксперимента. Опыты неоднократно повторяются в измененных условиях как по плану следователя, так и (в некоторых случаях) по просьбе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, которые принимают участие в эксперименте и показания, которых в его ходе проверяются. Основной задачей следователя на этом, самом ответственном, этапе следственного эксперимента является наблюдение за ходом проводимой реконструкции и опытов, оценка их результатов, непосредственное обеспечение организации их проведения, параллельная фиксация хода и результатов каждого опыта и этапа реконструкции путем составления черновых записей для протокола, а также путем самостоятельного или с помощью специалистов производства фото-, кино- видео- или звукозаписи. Особое внимание следует уделить видеозаписи — необходимо максимально использовать возможности этого универсального средства фиксации динамического изображения и звука. При проведении эксперимента использование видеозаписи позволяет зафиксировать не только динамику, темп производства опытов, но и их последовательность и вариационность. Видеозапись обеспечивает возможность просмотра видеоматериала прямо на месте и в некоторых случаях указывает на необходимость повторения тех или иных действий.[11]
На заключительном этапе завершается составление протокола следственного эксперимента, плана местности (помещения), где он производился, схем движения во время его производства. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента. Для процессуальной фиксации хода и результатов следственного эксперимента следователь составляет протокол, проводит необходимые измерения, вычерчивает планы и схемы, применяет (лучше с помощью специалиста) фотографирование, аудио- и видеозапись. Протокол следственного эксперимента — это основной процессуальный документ, в котором подробно отражается экспериментальная работа лица, производящего расследование по уголовному делу. Для того чтобы протокол имел доказательственное значение, он должен: - составляться безотлагательно и только лицом, производящим расследование, на языке, на котором ведется уголовное судопроизводство; - содержать: указание на цели и задачи эксперимента; факт разъяснения прав и обязанностей лиц, участвовавших в эксперименте; предупреждение об ответственности за разглашение его результатов; описание последовательности и всесторонности реконструкции, используемых при этом предметов; описание только тех действий, которые были проделаны при производстве следственного эксперимента; отражение технических данных, условий и результатов применения технических средств; указание на приложения к протоколу. Помимо общих для каждого протокола реквизитов, во вступительной части его следует отразить: 1) предупреждение свидетелей и потерпевших об ответственности за дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний; 2) краткое содержание показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших по существу проверяемого факта (если эксперимент проводится с целью проверки их показаний); 3) цель эксперимента.[12] В описательной части протокола указываются: а) способ производства следственного эксперимента и выполненные для этого подготовительные мероприятия; б) распределение обязанностей между участниками эксперимента, их расположение; в) содержание и последовательность экспериментальных действий, варианты условий, в которых они проводились, описание каждого варианта; г) сведения о применении при этом манекенов, муляжей, макетов орудий преступления и других приспособлений, полученные результаты; д) сведения о применении технических средств фиксации хода и результатов следственного эксперимента. В заключительной части должны отражаться замечания и заявления участников эксперимента, делаются соответствующие ссылки на составленные планы, схемы, которые приобщаются к протоколу. Подписями удостоверяются подтверждение участниками эксперимента факта ознакомления их с протоколом и соответствия содержания протокола производимым действиям. Сведения о научно-технических средствах, применяемых в ходе эксперимента, отражаются в протоколе с указанием условий их применения и данных о лицах, их применивших. Дополнительные средства фиксации это фото-, видеосъемка, аудиозапись, производство измерений, составление планов и схем. Применение конкретного средства фиксации зависит от характера выполняемых опытных действий. Иногда достаточно просто сфотографировать обстановку и основные стадии производства экспериментальных действий. Однако, учитывая динамичность следственного эксперимента, предпочтительнее применять для его фиксации видеозапись. При этом желательно проводить ее, тщательно продумав, какие именно действия и с каких точек нужно зафиксировать. Видеограмма следственного эксперимента передает исчерпывающую информацию не только о процессе проведения опытных действий и их результатах, но и об организации этих опытов, тактических и процессуальных условиях эксперимента. Наличие полной картины эксперимента значительно облегчает оценку полученной доказательственной информации. Применение видеозаписи наиболее целесообразно: - когда следственный эксперимент проводится в отсутствие обвиняемого и других, заинтересованных в его исходе лиц, которые в дальнейшем могут оспорить его результаты; - если после следственного эксперимента обстановка места события изменится и восстановить ее будет невозможно; - при наличии оснований полагать, что лицо, с участием которого проводится следственный эксперимент, может в дальнейшем отказаться от выполнения намеченных действий или выполнить их таким образом, что результаты окажутся недостоверными; - когда данные об условиях постановки опытов и их результатах будут использованы при проведении экспертиз; - если участник процесса, чьи показания проверяются в ходе следственного эксперимента, не может в дальнейшем явиться в суд; - если во время следственного эксперимента предполагается хронометрирование процессов, протекающих в короткие периоды времени. Важно, чтобы видеограмма создавала «эффект присутствия» при производстве следственного эксперимента, помогала оценить возможность или невозможность восприятия в данных условиях конкретной информации, совершения каких-либо действий за определенный промежуток времени и т.д. Заключительная стадия — стадия оценки результатов следственного эксперимента — крайне важна, поскольку следователь должен сделать единственно правильные логические выводы, исходя из специфики и задач эксперимента. Вывод о достоверности результатов эксперимента может быть сделан только на основе проверки правильности его проведения, оценки соответствия условий и обстановки проведения реконструкции и опытов тем условиям и обстановке, в которых проходило проверяемое событие. При оценке результатов эксперимента следует сопоставить их с той доказательственной и иной информацией, которая послужила основанием к производству. Необходимо также учитывать психологические факторы, которые могли оказать влияние на ход и результаты эксперимента. Нарушение этих требований создает условия для возникновения ошибочных оценок. При оценке фактов, полученных опытных путем, необходимо отличать значение положительных и отрицательных результатов опытов. При этом никогда не следует преувеличивать значение следственного эксперимента в целом. Положительный его результат лишь указывает на то, что проверяемое событие, явление, факт могли иметь место в реальности, но это не значит, что они действительно имели место. Отрицательный результат следственного эксперимента, подтвержденный многократностью проведенных опытов, варьированием условий и получением одинаковых негативных итогов, чаще всего даст основание полагать, что проверяемые в ходе данного следственного эксперимента факты, действия, явления не могли иметь место в действительности. Достоверными могут считаться аналогичные и закономерные результаты, полученные в ходе многократных опытов. В любом случае результаты следственного эксперимента сопоставляются со всеми другими собранными по делу доказательствами, так как и те, что подтверждают, и те, что опровергают выдвинутые следователем версии, могут послужить основой для выдвижения новых версий о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, под следственным экспериментом понимается следственное действие, производимое в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, для выяснения объективной возможности восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также для выявления последовательности события и механизма образования следов путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. Достоверность результатов следственного эксперимента обеспечивается его проведением в условиях, максимально сходных с теми, в которых происходило проверяемое событие, неоднократностью и вариационностью опытов, а также своевременность производства следственного эксперимента. Следственный эксперимент проводится в три этапа: подготовительный, экспериментальный и заключительный. Для процессуальной фиксации хода и результатов следственного эксперимента составляется протокол, проводятся необходимые измерения, вычерчиваются планы и схемы, применяется фотографирование, аудио- и видеозапись. Многозначные результаты следственного эксперимента могут служить основанием для достоверного установления проверяемого факта только в том случае, если они будут подтверждены совокупностью других доказательств.
Библиографический список Нормативно – правовые акты 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2017). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации: закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2017). 3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2017). 4. Специальная литература 5. Бастрыкин А.И. Уголовный процесс. – М.: Проспект, 2013. – 435 с. 6. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2014. - 528с. 7. Верин В.П. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен», 2014. – 714с. 8. Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М. С. Шакарян. - М: ЮРИСТЪ, 2014. – 672с. 9. Гражданский процесс: Учебник. / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. – М.: «Волтерс Клувер», 2015. – 687с. 10. Загорский Г.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам. Учебно-практическое пособие. – М.: Норма, 2012. – 412 с. 11. Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2015.- 623 с. 12. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. М., 2014. – 629с. 13. Рыжаков А.П. Заключение под стражу, залог и домашний арест. – 366 с.М:Норма, 2011. – С.182. 14. Уголовный процесс. / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 448с. 15. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. / Под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2015. — 704с. 16. Уголовно-процессуальное право. / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. – 699с. 17. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. П.А. Лупинская - М.: Юристъ, 2015. – 815с. [1] Вандышев В.В. Уголовный процесс. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2011. - 528с. [2] Верин В.П. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен», 2011. – 714с. [3] Загорский Г.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам. Учебно-практическое пособие. – М.: Норма, 2012. – 412 с [4] Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2011.- 623 с. [5] Загорский Г.И. Актуальные проблемы судебного разбирательства по уголовным делам. Учебно-практическое пособие. – М.: Норма, 2012. – 412 с. [6]) Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. П.А. Лупинская - М.: Юристъ, 2015. – 815с.
[7] Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М. С. Шакарян. - М: ЮРИСТЪ, 2011. – 672с [8] Гражданский процесс: Учебник. / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. – М.: «Волтерс Клувер», 2014. – 687с [9] Бастрыкин А.И. Уголовный процесс. – М.: Проспект, 2013. – 435 с. [10] Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. П.А. Лупинская - М.: Юристъ, 2015. – 815с. [11] Уголовно-процессуальное право. / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. – 699с [12] Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2014..- 623 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|