Ниже приведен список «компонентов» и принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды).
Методы диагностики толерантности В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмциональной сфере, поведенческой и когнитивной. В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно различные методы. Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие: 1. Методика измерения уровня толерантности у подростков; 2. Индекс толерантности; 3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений; 4. Диагностический тест отношения; 5. Культурно-ценностный дифференциал; 6. Типы этнической идентичности; 7. Этническая аффилиация; 8. Этническая толерантность личности; 9. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);
10. Метод измерения социального расстояния; 11. Метод приписывания качеств; 12. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов); 13. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов; Диагностика общей коммуникативной толерантности. Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например: 1. Направленность личности в общении; 2. Стиль педагогического общения; 3. методика на выявление авторитарности - F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон); 4. тесты на ассертивность; 5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина; 6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера); 7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана; 8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; 9. Тест поведения в конфликте К.Томаса; Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум) MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др. Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик. Кроме вышеназванных в зарубежных исследованиях встречаются ссылки на следующие психологические и социологические методики изучения толерантности: 1. Intolerance of Ambiguity Scale (by S. Budner, 1962); Tolerance for ambiguity (TFA) scale MacDonald's Ambiguity Tolerance scale Rokeach Dogmatism Scale Beall-Panton's Frustration Tolerance Index Scale of interpersonal tolerance Scales of authoritarianism Tolerance for Sexual Harassment Inventory Tolerance for Disagreement and Innovativeness Scales Tolerance Scale of the Jackson Personality Inventory Wilson-Patterson Conservatism Scale Measure of Ambiguity Tolerance (MAT-50) Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.
В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик: 1. Опросник определения нервно-психической устойчивости; 2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге); 3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор); 4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов); 5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); 6. Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура); 7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); 8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман); 9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн); 10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский); 11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер); 12. Методика ТАТ; 13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус); 14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);
15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер); 16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик); 17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова); 18. Опросник "Типы этнической идентичности" (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова); 19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности; Евробарометр». Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов. Ниже приведен список «компонентов» и принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды). · Ответственность школы за воспитание толерантности. · Позитивное отношение к национальному своеобразию. · Развитие понимания другого. · Поликультурное образование. · Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей. · Последовательное противостояние проявлениям расизма. · Создание позитивной атмосферы в школе. Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций. Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса? Какие в вашей школе существуют возможности для развития конфликтной компетентности, изучения путей и способов разрешения конфликтов, для практического применения этих знаний и умений? Обучали ли методам разрешения конфликтов учителей вашей школы? Какие вопросы и проблемы в сфере прав человека являются для вашей школы и вашего сообщества наиболее важными? Как ваш класс или ваша группа оценивает свою готовность к теоретическому и практическому освоению направлений ориентированного на культуру мира учебного процесса? Каким образом вы можете расширить учебный и практический процесс по освоению культуры мира, не ограничиваясь исходной ценностью толерантности?
На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании. В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности. Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте "породившей" его специфической теоретической концепции - возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов. В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления а) содержания образования; б) методов и технологий обучения;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|