Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование сосулек. Опыт.

Младших школьников

«Первые шаги в науку»

 

секция: Окружающий мир

 

 

Тайны сосульки

Автор работы:

Прядко Полина Ивановна

г.о.г Стерлитамак, МАОУ «Лицей №3»

1 б класс

 

 

Научный руководитель:

Фахрутдинова Рузиля Валейзяновна

учитель начальных классов

высшей категории, МАОУ «Лицей №3»

Стерлитамак 2017


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Описание процесса исследования……………………………………………......4

Теоретическая информация………………………………………………………5

1.0 Образование сосулек. Опыт……………………………………………….....7

1.1 Сосульки в Стерлитамаке…………………………………………….10

2.0 Съедобность………………………………………………………………….13

2.1 Чистота. Опыт……………………………………….………………..13

2.2 Социологический опрос………………………………………………17

2.3 Экспертное мнение……………………………………………………20

Общий вывод…………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….22

Введение

Осенью на крыше моего дома выросло много больших, красивых сосулек. Как же захотелось мне поиграть с ними, погрызть. Но мама сказала, что этого делать нельзя, потому что они грязные.

Сначала мне показалось, что нет ничего проще, чем вырастить сосульку самой. Я налила в пластиковый стаканчик чистой воды и поставила его в морозилку. Вода замерзла и получился обычный лед. Обычная ледышка совсем не похожая на блестящие сосульки-морковки, растущие на нашей крыше. Я поняла, что сосульки — не самое обычное явление природы. Вместе с мамой мы с помощью опыта решили разобраться в том, как же на самом деле растут сосульки. Еще мы решили разобраться, почему нельзя грызть сосульки.

 

Описание процесса исследования

Предметом исследования являются ледяные сосульки, растущие в разных районах города.

Объект исследования: процесс образования и опасность ледяных сосулек.

Актуальность: расширение знаний детей о происхождении сосулек и объяснение опасности употребления их в пищу.

Цель исследования: изучение процесса образования ледяных сосулек и их влияние на здоровье ребёнка.

Задачи:

1. Поставить опыт, который покажет, как растет сосулька.

2. Провести опрос учащихся 1 б класса МАОУ «Лицей № 3» и взрослых людей.

3. Сравнить чистоту ледяных сосулек растущих в разных районах города.

4. Определить, к каким последствиям может привести поедание сосулек.

Гипотезы исследования:

1. Сосулька не обычная ледышка. Чтобы она образовалась нужны определенные условия.

2. Если сосулька съедобна, то её можно есть.

Методы исследования:

- Наблюдение, опыт

- Опрос

- Интервью

- Измерение

- Сравнение

Время проведения исследования: октябрь 2016 г. - март 2017 г.

Теоретическая информация

Для начала мы выяснили, что значит слово «сосулька». Для этого обратились к толковым словарям, а также к сети интернет.

сосульки, ж. 1. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу стержня. Сосульки на крышах. Борода в сосульках. 2. То, что можно сосать, соска (обл.). Хлебная сосулька. 3. перен. О ничтожном или слабом, хи-лом человеке (презрит.). Сосульку, тряпку принял за важного человека! Гоголь. Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Сосуля, сосулька, -лечка - что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья. 1. Хлебная, пряничная со-сулька, медовая сосулька - палочка. 2. Ледяная сосулька - намерзшая вода, капель. 3. Каменные сосульки - капельник, сталактит. 4. Сосулька - растение дремлик, лесная-чемерица. 5. Сосун, сосунья, сосунок, сосуночек, сосунчик - кто сосет, младенец, детеныш.... Словарь Даля
Сосулька - ледяной сталактит (реже — висячая наледь), который образуется у краев нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т.д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды. Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу. Сайт Wikipedia.org

 

Вывод. Мнения всех авторов в определении слова «сосулька» совпадают: «Сосулька - заостренный книзу ледяной стержень, образованный при стоке жидкости».

 

Образование сосулек. Опыт.

Я умею искать в интернете мультфильмы, поэтому для меня не составило труда найти видео, которое показывало бы рост настоящей сосульки. Из видео видно, что сосульки образуются из замерзающих капель воды, которые стекают с крыш.

По предположению мамы, продемонстрировать этот процесс мы сможем с помощью парафина.

Нам потребовались следующие компоненты и устройства: картонка, закрепленная под углом (это наша крыша), спички, парафиновая свеча (имитирует воду) и кусочек фольги (для защиты стола). После того, как устройство собрано начинаем наш опыт.

 

Мы подожгли свечу. Воск начал таять и капать на картонку. Сначала капли просто стекали вниз на фольгу.

 

 

 

Но стоило нам открыть окно, как одна из капель воска застыла на краю картонки. Вывод можно сделать такой: необходим холод, без холода сосулька не застынет: вода будет просто стекать вниз.

 

Со временем благодаря стеканию других капель наша восковая сосулька начала расти в длину и в ширину.

Вывод. Итак, сосулька действительно рождается из замёрзшей капли воды. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает – и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька.

Сосульки в Стерлитамаке

Обычно, по форме сосульки напоминают конус. Вместе они образуют красивые гирлянды. Растут сосульки где угодно: можно встретить их и на ветках деревьев, и на проводах. В нашем городе, конечно же, сосулек предостаточно.

Это ветки дерева со двора моего дома. Весь день было тепло, шел дождь со снегом, а к вечеру похолодало. Ветки промерзли и на них начали образовываться сосульки.

Эта ледяная гирлянда украшала крышу нашего дома.

 

 

А это сосульки с разных районов нашего города.

 

Особенно красивы большие сосульки. Но они долго не могут удержаться на карнизах и падают, разбиваясь на мелкие осколки. Это явление очень опасно для жизни человека (Приложение 1). Поэтому сосульки обязательно сбивают.

 

 

Съедобность

Сосулька напоминает фруктовый лед и очень трудно сдержаться, чтобы не облизнуть ее хоть разок. И я прошу маму достать мне самую большую и красивую, чтобы попробовать ее. Мама спрашивает: «А ты уверена, что вода, из которой образовалась сосулька, чистая?». Действительно, чистая ли вода в сосульке? Как оказалось, для ответа на этот вопрос нам нужно было многое сделать. И мы опять взялись за работу.

Чистота. Опыт.

Мы тщательно подготовились. Сорвали одну сосульку с крыши дома, еще одну — с крыши гаража. К слову, рядом с гаражами находится автосервис, так что машин там ездит очень много. Купили пачку белых салфеток.

Опыт мы проводили дома. На две салфетки поместили по 1 кусочку от каждой сосульки, на третью салфетку мы капнем воду из-под крана. Каждую салфетку мы подписали.

№ 1 — сосулька с крыши дома;

№ 2 — сосулька с крыши гаража;

№ 3 — вода.

 

 

После того, как все кусочки сосульки растаяли, на салфетках остались мокрые следы. На первых двух салфетках мусор был виден невооруженным взглядом, третья салфетка была чистой. Сначала мы сделали обычное фото.

Образец № 1 - сосулька с крыши дома. Видно пару пылинок.

Образец № 2 - сосулька с крыши гаража. Пылинок больше.

 

На третью салфетку капнули воду.

Образец № 3 - вода. Салфетка чистая.

 

Но это еще не все. Нашим экспериментом заинтересовался папа. Он предложил нам сфотографировать следы на салфетках через лупу, потому что наши фото ему показались неубедительными. Итак, макросъемка.

Образец № 1 - сосулька с крыши дома. Было видно лишь пару пылинок. Теперь ясно, что на салфетке много маленьких частиц грязи, которых не видно невооруженным взглядом.

Образец № 2 еще больше нас поразил.

Образец № 2 сосулька с крыши гаража. Мусор крупнее и его значительно больше.

 

И лишь обычная вода из-под крана нас действительно обрадовала.

Образец № 3 - вода. Салфетка чиста даже при макросъемке.

 

 

Вывод. Обе сосульки оставили грязные следы на салфетках. Невооруженным взглядом видно лишь пару пылинок, но при съемке с большим увеличением становится видно мусор, о происхождении которого неизвестно совершенно ничего. На салфетке с обычной питьевой водой след чистый. Следовательно, обе сосульки могут быть опасны для здоровья человека. Мама права, сосульки нельзя грызть и сосать.

 

Социологический опрос

Дети

После нашего опыта с салфетками пробовать сосульки мне расхотелось. Интересно, желание погрызть сосульку возникло только у меня или мои друзья и одноклассники тоже заглядывались на них. Среди своих одноклассников и друзей я провела опрос. Было опрошено 27 человек в возрасте от 7 до 12 лет. На мой первый вопрос «Пробовали ли вы грызть или сосать сосульки?» 13 человек (то есть, почти половина) ответили «Нет». На вопрос «Почему не ели (сосали)?» ответили:

Мои сознательные друзья правы, заболеть действительно можно — это доказывают ответы остальных ребят.

Вторая половина опрошенных — 14 человек, которые пробовали сосульки, на вопрос «Почему грызли (сосали) сосульки?» указали следующие причины:

Вывод можно сделать следующий. Чтобы дети не грызли сосульки — родителям нужно почаще покупать им мороженое Третий вопрос был только для ребят, которые кушали сосульки: «Болели ли вы после облизывания сосулек?». Внимание! Из 14 человек не болел только 1, ответы остальных были следующими:

То есть современные дети осознают, что сосульки — вещь крайне не безопасная. Кто-то узнал это от родителей, из мультиков, а кому-то пришлось переболеть, чтобы усвоить этот урок.

Взрослые

Но, конечно, опросили мы и взрослых: мам, пап, дедушек и бабушек. От 28 до 65 лет. Бабушкам и дедушкам мы звонили, а другим взрослым писали через известную социальную сеть. Из 20 человек только 2 не ели сосулек. Эти 2 явно что-то умалчивают. 18 человек ели, а детям не разрешают. Почему?

Но самое загадочное и неясное с третьим вопросом. Болели из 18 только 4 (у них болело горло). Может, остальные 14 просто не помнят, что болели.

Вывод. Этот опрос показал, что взрослые ели сосульки с удовольствием! Только 4 из 18 взрослых помнят, что болели. Но дети умнее, они знают, что есть сосульки хоть и можно, но не безопасно: половина знала про то, что в сосульках микробы, и что из-за них можно заболеть, вторая половина проверила это на себе и переболела, после пробования сосулек. Конечно, опыт взрослых не сравнится с опытом детей, ведь в нашем распоряжении интернет и мультфильмы.

Экспертное мнение

За дополнительными разъяснениями по нашему вопросу мы обратились к детскому врачу Кострюковой Расиме Бакиевне: «Чем опасно поедание сосулек? Во-первых, это попадание грязи, микробов различных, технической грязи с крыш. Второе — это переохлаждение небного кольца. И в горлышке может развиться ангина, заболевания простудные, может подняться температура, горло будет очень сильно болеть. А еще может заболеть живот. Желудочно-кишечный тракт у нас тоже восприимчив к разным микробам, которые попадают из внешней среды. Поэтому не стоит кушать сосульки, есть более вкусные вещи. Например, морковка — она такого же вида, как сосулька и намного полезнее.

 

Общий вывод

В начале своей работы я предполагала, что:

1. Сосулька не обычная ледышка.

Итак, сосулька рождается из замёрзшей капли воды. Когда льдинка подтаивает, вода стекает по ней вниз, снова замерзает – и так раз за разом. Чем чаще это происходит, тем длиннее и толще становится сосулька. Действительно, для образования сосульки нужны определенные условия. Наша гипотеза верна.

2. Если сосулька съедобна, то её можно есть.

В ходе исследования я выяснила, что хоть сосулька и съедобна, но есть ее нельзя: негигиенично и можно нанести вред здоровью. Сосульки содержат вредные примеси из окружающей среды (сосулька с территории гаражей, где ездит много машин оказалась грязнее, чем сосулька со двора, но обе они были грязнее обычной воды из-под крана). И каждый должен сам для себя решить, есть ледяную сосульку или нет! Но выяснила я так же и то, что мои сверстники предпочитают сосульки не пробовать. И я решила для себя, что буду ими только любоваться, а грызть буду морковку. Гипотеза неверна.

Перспектива исследования

Во время работы я узнала, что сосульки образуются при замерзании воды, стекающей с крыши при таянии снега. Но для того, чтобы растаял снег, температура должна быть выше нуля, а для того, чтобы вода замёрзла – ниже. Как это объяснить?

Внутри сосулек я заметила пузырьки воздуха. Как это получается?

Все же интересно, что это за грязь, которую мы рассмотрели на салфетках?

Но это уже другие темы для моего исследования.

Заключение

Я довольна своими наблюдениями, потому что поняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным людям!

Во время проведения исследовательской работы я получила бесценный опыт:

* узнала много нового о сосульках;

* научилась пользоваться поисковыми системами сети Интернет;

* определяла чистоту ледяных сосулек;

* проводила опыт по выращиванию искусственных сосулек в домашних условиях;

* устанавливала взаимосвязь между ледяными сосульками, выросшими в разных местах (во дворе дома, недалеко от дороги);

А самое главное - воспитывала в себе терпение, ведь так хотелось сорвать сосульку и пососать как леденец или мороженое.

 

 

Использованные интернет-ресурсы:

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Режим доступа: http://slovardalja.net/

3. Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

4. Вконтакте. Режим доступа: https://vk.com/

5. Вести.RU. Режим доступа: http://www.vesti.ru/

 

 


Приложение 1

 

 

Приложение 2

Сосульки на козырьке подъезда

Опыт.

 

 


Беседа с педиатром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...