Особенности монументально-декоративного искусства Урарту
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Из произведений монументально-декоративного искусства Урарту наиболее знаменита разноцветная каменная инкрустация пола из крепости Топрак-кала близ озера Ван (VII-VI вв. до н. э.). В плитах пола здесь вырезались округлые или многоугольные лунки, в которые вставлялись концентрические кольца из черного, белого и темно-красного камня. К полу кольца крепились с помощью медного конуса. Встречались также варианты квадратных, многоугольных орнаментов, орнаменты в форме ромба, ласточкиного хвоста и т.д. Росписи сохранились в Эребуни лучше, чем в Тейшебаини. Широкий пояс росписи, занимающий нижнюю часть стены, состоял из нескольких орнаментальных и фигурных полос. Особенно интересны полоса с зубцами крепостной стены и нижняя полоса с изображением характерных для искусства Месопотамии сцен поклонения священному дереву. Фриз исполнен синей, красной и черной красками по белому фону (рис. 7.33).
Рис. 7.33. Расписной фриз Перистильного двора в Эребуни (по О.Х. Халпахчьяну)
Судя по дворцам Тейшебаини и Эребуни, роспись парадных и культовых помещений была распространена в Урарту. Росписи стен обычно производились синей и темно-красной краской по белому фону (каолиновая огнестойкая глина). Перед началом работ на поверхность стены наносилась сажей сетка.
Рис. 7.34. Фрагмент росписи Малого зала в г. Эребуни
Рис. 7.35. Крылатые лев, кариатида – статуэтки с подножий урартских тронов. Красную краску получали из природной охры, богатой железом, синюю – из нефритовой лазури, замешанной на клею (толченая смальта) (рис. 7.34). Интерьеры помещений обычно украшались коврами, циновками и бронзовыми предметами (посуда, оружие, декоративные маски и т. п.).
Изображения животных (быков, грифонов, львов) на фресках и коврах, в круглой скульптуре были выполнены в ассирийских традициях, но достаточно примитивно (рис. 7.35). Мышцы животных здесь были показаны условными завитками и штрихами, лишены экспрессии и силы, присущей ассирийскому искусству.
Государство урартов пало в 585 году до н. э. в результате нашествия объединенной армии Мидии и скифов (рис. 7.36).
Рис. 7.36. Киммерийцы (роспись этрусской вазы). Скифы
В то же время урартская культура оказала несомненное влияние на развитие строительного искусства и архитектуры Ассирии, народов Закавказья. На территории Армении находят руины крепостей, построенных в урартских традициях. Урартский язык, мифология и религия, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали огромное влияние на развитие искусства Великой Армении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиев В.И. История древнего Востока – М.: ОГИЗ, 1948. – 588 с. 2. Буниатов И. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни – 1933 – 122 с. 3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии., Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937. – 442 с., ил. 4. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955. – С. 513-533. 5. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 30-34. 6. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т.1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 257-272. 7. Древние цивилизации. Глава VIII. Древние цивилизации Закавказья. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – С. 165-177 8. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. // «Вестник древней истории», 1951, № 2. – С. 257-356. 9. Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту. // «Вестник древней истории», 1951, № 3. – С. 207-252. 10. Капанцян Г.А. История Урарту. – Ереван, 1940. – 242 с.
11. Лосева И.М. Раскопки урартской крепости города Ирпуни (Еребуни) на холме Арин-берд. // в журн. «Советское востоковедение», 1955, № 3. – С. 144-150. 12. Меликишвили Г.А. Некоторые вопросы социально-экономической истории Наири-Урарту. – «Вестник древней истории», 1951, № 4. – С. 25-26. 13. Никольский М.В. Древняя страна Урарту и следы ассиро-вавилонской культуры на Кавказе. // «Землеведение», 1895, Т. 2, Кн. 1. – С. 1-24. 14. Пиотровский Б.Б. Крепости Армении доурартского и урартского времени. // «Проблемы истории материальной культуры», 1933, № 5-6. 15. Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту. – Ереван, 1944, XII. – 364 с. 16. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) – М.: Изд-во восточной литературы, 1959 – 284 с. 17. Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту VIII-VI вв. до н.э. – Л.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1962 – 125 с. 18. Пиотровский Б.Б. Кармир-Блур: Альбом – Л.: Аврора, 1970 – 145 с. 19. Пиотровский Б.Б. У стен Тейшебаини. – М.: Советский художник, 1975 – 130 с. 20. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с. 21. Струве В.В. Древний Восток: Книга для чтения. – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с. 22. Халпахчьян О.Х. Архитектурные ансамбли Армении. – М.: Искусство, 1980 – С. 20-47. 23. Ходжаш С.И. и др. Эребуни: Памятники урартского зодчества VIII-VI вв. до н.э. / С.И. Ходжаш, Н.С. Трухтанова, К.Л. Оганесян. – М.: Искусство, 1979. – 167 с. 24. Barnett R. The excavations of the British museum at Toprak Kale, near Van. – «Iraq», 1954, Vol. 26, Pt. 1, p. 3-22.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В 1956 году у входа в храм Суси (Эребуни) была обнаружена табличка следующего содержания: «Богу Иварша этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил. Аргишти говорит: «Земля в этом месте была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города» (рис. 7.37).
Рис. 7.37. Табличка храма Суси (г. Эребуни)
Кто такой Аргишти I, сын Менуа? Чем он прославился? Как выглядел храм Суси? 2. Проживаяв горной местности, урартские земледельцы были вынуждены развивать террасную форму земледелия (рис. 7.38). Каким образом они возводили свои террасы на горных склонах? Откуда брали плодородную землю? Как осуществлялся её полив?
Рис. 7.38. Террасы на горных склонах Армении (по О.Х. Халпахчьяну)
3. В архитектуре ахеменидского Ирана встречаются изображения довольно необычных животных (рис. 7.39). Кто это?
Рис. 7.39. Протомы древнеиранских колонн (Персеполь, Сузы)
Взгляните на рис. 7.20-б и ответьте на вопрос: «Возможно ли, что авторами этих протом (см. лекцию № 9) были урартские мастера?». Информация к размышлению – государство Урарту пало в 585 г. до н. э., а персидское царство вышло на политическую арену в 553 г. до н. э. 4. Урартские цари, в том числе и Аргишти I (781-760 гг. до н. э.), стремились ставить свои дворцы на возвышенностях, с которых открывались великолепные пейзажи (рис. 7. 40). Какими соображениями они руководствовались? Любовью к природе, опасением за свою безопасность или какими-нибудь иными (рис. 7.41)?
а б
Рис. 7.40. а – руины дворцового комплекса в Тушпе. Вид на озеро Ван; б – портрет Аргишти I (версия)
а б
Рис. 7.41. а – гробница Аргишти I в Ванской скале (г. Тушпа); б – изображения урартских воинов со шлема Аргишти I, VIII в. до н. э.
5. На строительстве дворцов и священных комплексов Древнего Ирана (Пасаргады, Персеполь, Сузы) всегда работало множество пленных мастеров. Они были объединены в бригады курташ по национальному признаку. Торевтикой (чеканкой по металлу) занимались мидийцы, керамическими панно – вавилоняне, вышивкой по ткани – ассирийцы, обработкой мрамора и скульптурными работами – ионические греки, плотничьими работами – египтяне. Здесь же работали и урартские мастера. В каком искусстве они прославились более всего? Какие работы им поручались? 6. Внизу изображены главные боги урартов (слева направо – Халди, Тейшеба, Шивини). Первый связан со львом, второй – с быком, третий – с крылатым диском.
Их изображали на стенах храмов, на посуде, в круглой скульптуре и на рельефах. В каких городах почитались эти боги? Какие природные стихии они олицетворяли? Были ли у них двойники в странах Двуречья, в Ассирии?
7. В кладовых царских дворцов Урарту хранились огромные «бомбовидные» сосуды для хранения вина (карасы). Они были наполовину или на 80 % врыты в землю. В верхней части сосудов были нанесены надписи о типе вина и дате его хранения. В Тейшебаини нашли более пятисот карасов ёмкостью от 250 до 1250 литров каждый (рис. 7.42-а). Виноделие было одной из главных отраслей хозяйства в Урарту, вокруг Тейшебаини росли виноградники, растущие здесь и поныне. Однако на момент последнего штурма крепости почти все винные кладовые были пусты, что свидетельствует об упадке города.
а б
Рис. 7.42. а – кладовая вина в Тейшебаини, VII-VI вв. до н. э.; б – сосуды из подвальных помещений Кносского дворца (о-в Крит, II тыс. до н. э.)
Аналогичные сосуды из обожженной глины (пифосы, амфоры) в критских дворцах также содержались в особых подвальных помещениях (груз. марани), где они стояли прямо на земле (рис. 7.42-б). Чем можно объяснить это различие? Что Вы знаете о технологии хранения вин? 8. Слева изображен план военного лагеря Саргона II, обнаруженного около селения Маранда в районе Суфиана. Этот лагерь окружен мощными крепостными стенами с башнями, обрисовывающими в плане довольно правильный эллипс. Судя по стенам, лагерь был укреплен надежно и представлял довольно капитальное сооружение. Подобные военно-полевые укрепленные лагеря, как правило, устраивались в местах, где отдыхали воины между боями (рис. 7.43-а).
а б
Рис. 7.43. а – ассирийский лагерь-крепость в Суфиане; б – урартский военно-полевой лагерь в Азнавуре
Справа – схема урартского военного лагеря в Азнавуре (рис. 7.43-б). В нем мало следов от построек, как и должно было в полевых лагерях. Здесь имеется искусственный водоем, надо полагать, для купания военных лошадей. На вершине холма сохранились остатки небольшого, квадратного в плане сооружения, которое, возможно, было наблюдательным пунктом. В чем Вы видите достоинства и недостатки овальной и многоугольной (ломаной) планировок? Какой из этих лагерей Вам кажется более надежным? 9. Прочитайте фрагмент победной реляции ассирийского царя Саргона II, обнаруженной на стене его дворца в Дур-Шаррукине: «Жители взывали о помощи к своему богу Халди: больших быков, жирных баранов без счета они перед ним приносят в жертву. Бога Халди венчают они короной владычества, они дают ему держать скипетр царства Урарту. Над этим городом клич моего войска я заставил греметь, как гром…». О каком урартском городе здесь идет речь? Помог ли бог Халди своим почитателям? Как выглядел его храм? 10. Основным видом коммуникационных связей в крепостях урартов были крутые открытые лестницы. Обычно они предназначались для пеших посетителей и для оперативного вывода воинских отрядов для контратаки в случае осады (рис. 7.44). Затрудняли ли такие лестницы передвижение врагов, идущих на штурм?
а б
Рис. 7.44. а – зарисовка Ванской скалы первыми археологами Урарту (кон. XIX в.); б – лестница к усыпальнице царя Аргишти I
11. Храм бога Халди в Эребуни находится в западной части цитадели. На фоне снежных вершин Арарата возвышались его стены, обрамленные снизу темно-синими, почти черными, базальтовыми плитами и расписанные в верхней части по белой обмазке яркими красными и синими узорами. Перекрытие зала поддерживали стройные деревянные колонны, стоящие на каменных плитах. Стены были украшены красочными росписями, прославлявшими подвиги царя, совершенные во славу бога, а потолок украшали золотые звезды на синем небосклоне. Вдоль стены шла глинобитная скамья с полукруглым выступом. С южной стороны скамьи был трехступенчатый выступ длиной в 3 метра, служивший алтарем. Сохранившиеся остатки угля на алтаре, густая копоть на стене свидетельствуют о жертвах, приносимых богам. Особое место в планировке дворца Аргишти занимал колонный зал, предназначавшийся для приема царем знатных гостей. Стены зала и глиняные скамьи были тщательно выбелены, пол покрыт красивой серо-голубой обмазкой, на которой выделялись розовые туфовые базы. Стоящие на них стройные деревянные колонны придавали сооружению легкость и изящество, подчеркнутое лазоревым, словно небесный свод, потолком. Какие архитектурные детали являются здесь чисто «урартскими», а какие заимствованы из сопредельных стран? 12. На рис. 7.45 слева изображен проект реконструкции Южных ворот урартского города Тейшебаини, а справа – общий план цитадели (Южные ворота – внизу).
На рис. 7.46 – сцена взятия урартского города Сугунии воинами ассирийского царя Салманасара III. Удалось ли ассирийцам захватить Тейшебаини? Если да, то в каком году это произошло? Каким образом был организован штурм?
Рис. 7.45. а – Южные ворота Тейшебаини (реконструкция); б – план цитадели
Рис. 7.46. Осада крепости Сугунии. Фрагмент Балаватских ворот Салманасара III (IX в. до н. э.)
13. В произведениях античных писателей нет никаких упоминаний об архитектуре Урарту. Зато есть свидетельства Страбона о строительных традициях более поздних государств, возникших на руинах Урарту. Сравните два отрывка из его «Географии».
«Действительно, Иберия (Грузия) большей частью так хорошо застроена городами и поселками, что там даже черепичные крыши, рыночные площади и другие сооружения, воздвигнутые по правилам архитектуры…» (Страбон, XI, III, 1, c. 500) [20, С. 474]. «Артаксата (город в Армении) – это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем и полуостровном выступе, а перед стенами кругом проходит река, за исключением пространства на перешейке, которое отгорожено рвом и частоколом. Неподалеку от города находятся сокровищницы Тиграна и Артавасда – сильные укрепления Бабириса и Олана…» (Страбон, XI, XIV, 6, c. 529) [20, С. 498].
Что могли позаимствовать эти народы в зодчестве Урарту?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|