Южный дворец Навуходоносора II
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
О пышности и богатстве отделки главных дворцовых зданий с гордостью сообщает сам Навуходоносор II: «В Вавилоне, моем избранном городе, который я люблю, я построил дворец, дом, изумляющий людей,узы объединения страны, сияющую постройку,обиталище моей царственности... Я приказал срубить для его крышимогучие кедры, сделать двери из кедрового дерева, обитого мелью, пороги и дверные петли из бронзы прислал я к воротам. Серебро, золото, драгоценные камни, все,что великолепно и прекрасно, все добро и имущество, украшение величия собрал я в нем, ясделал его гигантским вместилищем царских сокровищ…». Слева от Дороги Процессий, на территории около 54 гектаров, расположены руины Северного и Южного дворцов – в прошлом величественного ансамбля кирпичных построек, сгруппированных вокруг пяти открытых внутренних дворов (рис. 8.18). Южный дворец размещался к югу от главного (Северного) дворца царя, между «Дорогой процессий» и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок общей площадью около 4,5 га. Ядро дворца составляет анфилада из пяти прямоугольных дворов-площадей. Дворецкак бы распадается на две половины, разделенные стеной и коридором. Западная часть, вероятно, представляла более раннюю постройку. Вход на территорию дворца был с востока, откуда начиналась анфилада из пяти больших дворов, служившая основой всей композиции дворца. Можно предположить, что вокруг первого двора располагались помещения стражи либо воинские казармы; вокруг второго – жилые покои чиновников и приближенных царя. Третий двор объединял парадные приемные помещения. С южной стороны этого двора лежал вытянутый поперечно наибольший по площади зал с дверными проемами, обращенными к северу. По его размерам (17×52 м), по особо пышному декору из темно-синих поливных плиток с растительным ковровым орнаментом и по большой нише против центрального входа, которая могла вмещать трон, его признали залом для царских приемов. На два последних двора в анфиладе, вероятно, выходили личные покои царя и царской семьи. Это были наиболее древние постройки данного ансамбля. Все остальные дворы и комнаты служили для размещения подсобных служб (пекарни, склады, конюшни и пр.) (рис. 8.19).
Рис. 8.18. Руины дворца Навуходоносора II (вверху). Генеральные планы комплекса Северного и Южного дворцов (внизу)
Рис. 8.19. План Южного дворца Навуходоносора II
Наиболее интересно архитектурное решение тронного зала, расположенного в южной части третьего двора. В настенном декоре зала над фризом, изображающим идущих животных, сходных с животными «Дороги процессий» и ворот Иштар, изображены также четыре колонны. Их капители состоят из двух ярусов волют – тип, близкий кипро-финикийским и эолийским капителям (рис. 8.20). Скорее всего, это стилизованные изображения финиковых пальм – «деревьев жизни». Они имеют золотисто-желтые стволы. Двухрядная листва пальм закручивалась на обе стороны голубыми волютами, напоминающими ионические капители. Пальмы объединяются между собой свободно висящими гирляндами бирюзовых ромбов. Рисунок и цветовое решение фресок рассчитаны на то, чтобы достичь впечатления легкости, иллюзорной дематериализации монументального зала. Его стены семиметровой толщины волшебным образом превращались в ажурную деревянную оградку, перевитую цветами.
«Говорят, что Аполлоний проник и в ту комнату, сводчатый потолок которой являл образ неба, будучи выложен сапфиром – самым голубым камнем, напоминающим цвет неба; находившиеся на потолке золотые фигуры богов, чтимых у вавилонян, сияли, казалось бы, из эфира...» [Филострат, Жизнеописание Аполлония Тианского, I, 25, 2].
Цокольная часть зала была украшена фигурами львов с оскаленными пастями и воинственно поднятыми хвостами (их реконструкции хранятся в Берлинском государственном музее) (рис. 8.21). Царь в пышных одеждах, в тяжелом золотом венце, с массивными золотыми браслетами на обнаженных могучих руках сидел торжественно и неподвижно на великолепном троне. Застыв в величественной позе, он олицетворял самого Мардука. Участники торжественных приемов попадали в зал через три северных входа. Сама широтная форма зала заставляла их держаться перед царским троном в напряженной позе, предписанной дворцовым этикетом. Если в зал входило одновременно несколько человек, то архитектура зала заставляла их встать в ряд перед троном в церемониальных позах, вытянув руки по швам (изображения на ассирийских и вавилонских фресках).
Рис. 8.20. Стилизованные изображения финиковых пальм. Тронный зал Южного дворца
Рис. 8.21. Лев с поднятым хвостом – рельеф на цоколе Тронного зала Южного дворца
Висячие сады Семирамиды
Согласно греческой классификации, это сооружение было признано вторым «чудом света» после пирамиды Хеопса. Сады были созданы по приказу Навуходоносора II для любимой жены Амитис – дочери мидийского царя Киаскара. Желая уменьшить ее тоску по родине, царь подарил ей целый оазис, словно вывезенный с гор Мидии. «Висячие сады» размещались на широкой четырехъярусной башне с трапециевидной формой плана. Длина нижнего яруса – около 120 м. Ярусы зиккурата соединялись между собой полированными белыми и розовыми ступенями. Внутри каждой платформы были возведены крепкие кирпичные стены, опирающиеся на мощные высокие колонны квадратного сечения (рис. 8.22). Террасы имели многослойную структуру, предохраняющую несущие конструкции от воды, используемой для полива растений. На ярусах были посажены целая пальмовая роща, сад из кипарисов. Там были поющие фонтаны, серебряные вазы с лилиями и звездочками анемонов. На вершине зиккурата, в центре «земного рая», стояла беседка «Дом радости и очарования», облицованная белыми, черными, оранжевыми, золотистыми и серо-зелеными керамическими плитками. Здесь отдыхала мидийская красавица со своими служанками. Деревья самых удивительных пород зеленели между рядами колонн. Колонны достигали высоты в 50 локтей, поэтому света для растений было достаточно (рис. 8.23).
«Около акрополя находился так называемый висячий сад, построенный не Семирамидою, а одним из последующих сирийских царей для своей наложницы. Как говорят, эта наложница была родом из Персии, и так как она скучала без горных лугов, царь пожелал путем искусственных насаждений создать подобие персидской страны. Каждая сторона сада имеет в длину четыре плетра, он поднимается вверх по горе уступами, расположенными один над другим, как в театре.
Рис. 8.22. Висячие сады Южного дворца. Реконструкция (по А.А. Нейхардт)
Рис. 8.23. Реконструкция Висячих садов Семирамиды по Р. Кольдевею
Под этими уступами были устроены сиринги [параллельные друг другу стены], державшие на себе всю тяжесть сада; каждая последующая была несколько выше, чем предыдущая. На последней стене, высотою в пятьдесят футов, находилась верхняя площадка сада, расположенная вровень с укреплениями наверху городской стены. Крепкие промежуточные стены, потребовавшие немало средств, имели в толщину двадцать два фута, а отверстия – десять футов в ширину. Сверху положены каменные балки, имевшие в длину в общей сложности шестнадцать футов, а в ширину – четыре фута…Настил на этих балках состоял, во-первых, из тростника с большим количеством горной смолы, далее – из двойного слоя обожженных кирпичей, скрепленных известью (gypsos), и, в-третьих, из свинцовых листов, не позволявших сырости насыпанной сверху земли проникать вниз. Поверх всего этого была навалена земля на такую высоту, что самые высокие деревья могли пускать здесь корни. Земля была выровнена и густо засажена всяческими растениями, способными поставить удовольствие зрителям как своею высотою, так и своею красотой. В сирингах, получавших свет благодаря тому, что одна выступала над другой, находились многочисленные и разнообразные царские покои. В одной же из сиринг, освещавшейся с верхней площадки, находились орудия, при помощи которых можно было накачивать в достаточном количестве воду из реки так, что снаружи ничего не было заметно. Этот сад, как уже сказано, был устроен лишь впоследствии…» [Диодор, II, 10, 1-6].
Для поливки садов сотни рабов ежедневно качали воду из Евфрата, приводя в движение громадное водоподъемное колесо с кожаными ведрами: «Висячий сад имеет форму четырехугольника со сторонами в 4 плефра длиной; его поддерживают сводчатые арки, расположенные одна над другой на кубовидных цоколях. Эти цоколи, полые внутри, набиты землей так, что вмещают в себе огромные деревья; сами цоколи и арки со сводами сооружены из обожженного кирпича и асфальта. Подъем на верхние террасы идет по ступенчатым лестницам, вдоль которых расположены винтовые насосы, которыми непрерывно накачивают в сад воду из Евфрата люди, приставленные для этого. Ведь река шириной в стадию протекает через середину города, а сад расположен на берегу реки…» …» [Страбон, XVI, 1, 5] [63, C. 685].
В 1964 году Иракское управление по охране памятников культуры решило реконструировать «Висячие сады» Семирамиды. На конкурс было представлено более двухсот проектов. Однако из-за дороговизны эти работы были приостановлены. Острая междуусобная борьба ослабила страну уже при преемниках Навуходоносора II. В 538 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий почти без борьбы занял Вавилон и вскоре присоединил его к молодому и могущественному Персидскому государству.
Ровно через тысячу лет все величественные сооружения Вавилона, в том числе и «Висячие сады», перестали существовать. Сырцовый кирпич, из которого возводились стены и своды, рушился от времени и размокал от наводнений. Развитие торговли, появление новых караванных путей привело к появлению новых городов, торговых и ремесленных центров. Постепенно на месте Вавилона не осталось ничего. Однако едва ли найдется иной древний город, который бы на протяжении тысячелетий пленял фантазию людей столь же сильно, как Вавилон (рис. 8.24).
Рис. 8.24. Кадры современных кинофильмов. Архитектурные интерпретации легенды о Вавилонской Башне (г. Дубаи, ОАЭ) ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с. 2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с. 3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.
4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с. 5. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. – М.: Мысль, 1971 – 319 с. 6. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с. 7. Библия: Канонические книги «Священного писания Ветхого и Нового Завета» в русском переводе. – Chicago: IL 60690-0516, 1990 – 1225 с. 8. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М.: Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с. 9. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х т., Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М.: Центрполиграф, 2003. – 400 с. 10. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с. 11. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415. 12. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил. 13. Винклер Г. Вавилонская культура в ее отношении к культурному развитию человечества: Пер. с нем. / Под ред. И.М. Никольского. – М.: 1913 – 170 с. 14. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с. 15. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 38-42. 16. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 212-222. 17. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1. / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – 686 с. 18. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с. 19. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с., ил. 20. Гурев Г.А. Системы мира. От древнейших времен до наших дней. – М.: Московский рабочий, 1950 – 393 с. 21. Делич Ф. Библия и Вавилон: Пер. с нем. А.А. Нольде. – СПб.: 1906 – 77 с. 22. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии: Пер. с итал. – М.: Госполитиздат, 1962 – 320 с. 23. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина – М.: Мысль, 1989 – 479 с., ил. 24. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с. 25. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил. 26. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил. 27. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и её творцы. – М.: Наука, 1984 – 224 с. 28. Еремеева, Алина Иосифовна, Цицин, Феликс Александрович. История астрономии: Основные этапы развития астрономической картины мира: Учебник. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1989. – 348 с., ил. 29. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света: Пер. со словацкого. – М.: Детская литература, 1980 – 367 с., ил. 30. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с. 31. Иванов С. Магическая семерка. // Наука и религия, 1990, № 2 – С. 34-37. 32. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 33. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М.: Высшая школа, 1964. – 282 с., ил. 34. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с. 35. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии: Пер. с нем. – М.: Наука, 1986 – 255 с., ил. 36. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. История и легенда. – М.: Наука, 1991 – 157 с. 37. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон: Пер. с нем. – М.: Наука, 1979 – 259 с. 38. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Пер. с нем. – М.: Наука, 1991 – 157 с. 39. Липин Л., Белов А. Глиняные книги (научная редакция и предисловие академика В.В. Струве). – Л.: Госиздат, 1956 – 350 с. 40. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1980 – 320 с., ил. 41. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 246 с. 42. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с. 43. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М.: Алетейя, 2000. – 349, [1] с., ил. 44. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. – М.: Молодая гвардия, 1979 – 128 с. 45. Мифы народов мира, в 2 т., Т. 1. / Под ред. С.А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1980 – 671 с. 46. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древней Ойкумены. – М.: Наука, 1990 – 128 с. 47. Никольский Д. Древний Вавилон: Популярно-научные очерки по истории культуры Шумера, Вавилона и Ассура – М.: Т-во «Миро», 1913 – 434 с., ил. 48. Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии. – Минск: АН БССР, 1959 – 183 с. 49. Нойгебауэр О. Точные науки в древности: Пер. с англ. – М.: Наука, 1968 – 223 с. ил. 50. Овчинникова, Анна Георгиевна. Легенды и мифы Древнего Востока. – Ростов-на-Дону; СПб.: Феникс; Северо-Запад, 2006 [Самара: Самарский Дом печати]. – 462 с., ил. 51. Парель Ю.Г. Развитие представлений о Вселенной. – Изд. 2-е – М.: Госиздат, 1962 – 391 с. 52. Поляков Е.Н. Отражение астрономической культовой символики в архитектуре зиккуратов. – Томск, 1991 - Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 868 – 16 с. 53. Поляков Е.Н. Архитектура Нового Вавилона. Архитектура Древнего Ирана: Конспект лекций. – Томск: ТГАСА, 1994 – 27 с. 54. Поляков Е.Н. К вопросу о местонахождении «висячих садов» Семирамиды. – Мат. LIII НТК НГАС – Новосибирск, 1996 – С. 48-49. 55. Поляков Е.Н. Становление космологических представлений об окружающем мире, первые модели Вселенной // Вестник Томского ГАСУ, 1999, № 1 – С. 46-59, библиогр. 8. 56. Поляков Е.Н. «Лунная» и «солнечная» ориентация улиц в регулярных городах Древнего Востока. – Материалы НПК «Научно-методические основы формирования нормативно-регламентационной базы градостроительства в Сибирском регионе» (Новосибирск, 7 февраля 2001 г.) – Новосибирск: Сибпринт, 2001 – С. 95-100. 57. Поляков Е.Н. Становление научных представлений о строении Вселенной. Древнейшие астрономические обсерватории. // Вестник ТГАСУ, 2003, № 1 – С. 66-81, библиогр. 24. 58. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93 (библ. 18) 59. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с. 60. Святский Д.О. Под сводом хрустального неба: Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения. – М.-СПб.: 1913 – 563 с. 61. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. – М.: Наука, 1992 – 78 с. 62. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с. 63. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с. 64. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941 – 484 с. 65. Стульгинскис С.А. Космические легенды Востока: Древние легенды. Современные легенды. – М.: Изд. «Сфера», 1992 – 208 с. 66. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян. – Б., М., 1902. – 64 с. 67. Херрман Д. Открыватели неба: Пер. с нем. – М.: Мир, 1981 – 232 c. 68. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с. 69. Штайнер, Рудольф. Духовные иерархи и их отражение в физическом мире. Зодиак. Планеты. Космос: Десять лекций: Пер. с нем. – М.: Энигма, 2002. – 224 с. 69. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с. 70. Шукуров Ш.М. Образ Храма. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 406 с. 71. Энциклопедия восточного символизма: Пер. с англ./ Сост. К.А. Вильямс – Кн. 6 – М.: Золотой Век, 1996 – 430 с. 72. Andrae W. Der Babylonische Turm. – MDOG 71, 1932. 73. Champdor A. Babylone et Mesopotamie. – Paris: Guillot, 1953 – 162 p., avec. Ill., 8 f.- ill. en cont. 74. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p. 75. Dombart Th. Der Babylonische Turm. // Der Alte Orient 29/2. – Leipsig: 1930. 76. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris: Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte. 77. Klengel-Brandt E. Reise in das alte Babylon. – Leipzig: 1977. 78. Klengel-Brandt, Evelyn. Der TURM von Babylon: Legende und Cesehichte eines Bauwerces. – Berlin, Leipzig: Koehler. – Amelang, 1992. – 196 s., ill. 79. Koldewey R. Das Jschtar Tor in Babylon. Nach den Ausqrafunden durch die Deutsche Orient-Gesellsehaft von Robert Koldewey. – Leipzig: Hinrich, 1918 – 53 s., 4 ill. 80. Koldewey R. Das wiederentstehende Babylon. Die fisherigen Ergebnisse der deutschen ausqrafunden von Robert Koldewey – 4-e, erweiterte Auflage – Leipzig: Hinrich, 1925 – 334 s., ill. 81. Koldewey R. Die Tempel von Babylon und Borsippa nach den Ausqrafinden durch die Deutsche Orient-Gesellsehaft von Robert Koldewey – Leipzig: Hinrich, 1911 – 76 с., 11 ill. 82. Koldewey R. Der babylonische Turm nach der Tontafel des Anubelschunu. – MDOG 59. – Leipzig: 1918. 83. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London: Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill. 84. Martiny G. Astronomisches zum Babylonischen Turm. – MDOG 71. – Berlin: 1932. 85. Menant J. Babylone et la Chaldee. – Paris: Maisonmeuve, 1875 – 303 p., 8 plans. 86. Minkowski H. Aus dem Nebel der Vergangenheit steigt der Turm zu Babel. – Berlin: 1960. 87. Newton R.R. The Place of Astronomy in the Ancient World. – Oxford University Press, 1974 – p. 5-20. 88. Parrot A. Ziggurates et tour de Babel. – Paris: 1949. 89. Polyakov E.N. Features of the image of Gods and Kings in the Ancient East countries // Proceeding of the V Russian-Korean International Symposium of Science and Technology «CORUS’2001». – Vol. 2 – Tomsk, Russia (June 26 – July 3, 2001) – P. 18-21. (рис. 107) 90. Sachs A. Babylonian observational astronomy. // The Place of Astronomy in the Ancient World. – Oxford University Press, 1974 – p. 53-60. 91. Unger E. Babylon. Die heilige Stadt nach der Beschreibung der Babylonier. – Berlin-Leipzig: 1931 – 382 s. 92. Wetzel F. Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon. – WVDOG 59 – Leipzig: 1938.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. «Считается, что плезиозавр и стегозавр вымерли много десятков миллионов лет назад. Никто с этим не спорил, пока археологи не обнаружили при раскопках на воротах богини Иштар в Вавилоне изображение зверя, очень похожего на плезиозавра, а на печатях древних государств хеттов и Вавилона – существо, очень похожее на стегозавра! Как это могло быть? Либо эти ящеры жили на Земле еще несколько тысяч лет назад, либо мы должны допустить, что наука об ископаемых стояла в древних рабовладельческих государствах Малой Азии столь же высоко, как и в наш век…» [Мезенцев В.А. В лабиринтах живой природы. – М.: Московский рабочий, 1979. – С. 49]. Так кто же изображен на воротах богини Иштар в Вавилоне?
Рис. 8.25. Дракон Мардука (мушруш, сирруш, сиррух) – деталь ворот богини Иштар 2. «Висячие сады Семирамиды» неправильно приписываются сказочному ассирийскому царю…. Долгое время об этом садовом сооружении было известно только по литературным источникам и лишь в начале XX в. Роберт Кольдевей первым обнаружил «висячие сады Семирамиды» при раскопках фундамента стен царского замка в южной части Вавилона, пользуясь при этом первоисточниками, прежде всего описаниями Диодора и Страбона. По обнаруженным им руинам чертеж сооружения был восстановлен. Оно представляло собой суживающийся с юга на север четырехугольник размером 50´40´35 м. С двух сторон от центрального входа находились 14 окаймляющих его камер. Вдоль всего сооружения проходил узкий коридор, который с севера и востока ограничивался крепостной стеной, а с юга и запада – рядами остальных камер. Несмотря на одинаковые пролеты, стены средних камер имели большую толщину, чем стены боковых камер.
Рис. 8.26. Интернет-версия на тему «Висячие сады Семирамиды»
Это дает основание полагать, что средние стены несли большую нагрузку, что подтверждается наличием деформационного шва между стенами средних и окружающих их наружных камер…. Следует отметить четкость и оригинальность для того времени конструкции «висячих садов Семирамиды». В этом сооружении впервые в строительстве Вавилона в качестве несущей конструкции под тяжелую нагрузку было применено сводчатое перекрытие. Верхнее строение сооружения и садовые устройства несколько раз реконструировались. По предположению Кольдевея, большая земляная насыпь, служившая для посадки на ней растений, была сделана над сводчатым перекрытием. Фриц Крисхен, в свою очередь, считает, что на сводчатом основании стояли каменные стены, имевшие форму органных свистков, образовав, таким образом, высокие и узкие сквозные проходы. Отдельные площадки покрывались слоем грунта и озеленялись. Высота верхней террасы достигала 30 м и была равна высоте оборонительной башни крепостной стены. Ширина террас составляла 3,5 м. Перепад по высоте между террасами был почти 5 м. Воду для полива брали из Евфрата и поднимали наверх машиной, работавшей по системе «патерностер». Из верхней части патерностера вода доставлялась к месту полива по трубам. Высокое качество гидроизоляционных и каменных работ в Вавилоне обеспечивало долговечность сооружения. Конструкция покрытия состояла из тесаного камня, слоя камыша и асфальта, двух рядов глиняного кирпича и свинцовых плит. «Висячие сады» производили с юга впечатление огромных зеленых ступеней. Можно облечь богатой фантазией жизнь в этом чудесном саду, где много ярких цветов, густой тени от деревьев, ароматных трав и сладких плодов. Помещения, находившиеся внизу, служили, видимо, крытыми проходами и складами. Под сводчатыми конструкциями, очевидно, находились винные погреба, в которых поддерживалась постоянная температура благодаря засыпке сводов толстым слоем земли…» [Голлвитцер Г., Вирсинг В. Сады на крышах: Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1972. – С. 11-12]. Чей вариант реконструкции знаменитых «садов» (Р.Кольдевея или Ф.Крисхена) кажется Вам точнее? Есть ли у Вас свои варианты реконструкции (хотя бы на уровне идеи)?
3. Ближневосточные города неоднократно захватывались и разрушались противником после «правильной» осады.
а б
Рис. 8.27. а – Навуходоносор II (версия); б – Вавилонская стена (реконструкция)
Представьте себя в роли главного архитектора города (например, Вавилона), окруженного тремя стенами. Начертите наиболее рациональную схему расположения крепостных ворот и башен. Используйте все известные Вам способы защиты древних крепостей, которые помогут нанести максимальный урон неприятелю и отстоять вверенный Вам город.
4. Внизу приведен вариант реконструкции внешнего облика Вавилонской Башни по Г. Мартини (рис. 8.28), а на рис. 8.14 – версия этой же башни по П. Брейгелю Старшему (1563 г.). Какая из этих гипотез Вам кажется более правдоподобной? Почему?
Рис. 8.28. Вариант реконструкции Вавилонской башни по Г. Мартини (1923 г.)
5. Страбон о «висячих садах» Вавилона:
«Висячий сад имеет форму четырехугольника со сторонами в 4 плефра длиной; его поддерживают сводчатые арки, расположенные одна над другой на кубовидных цоколях. Эти цоколи, полые внутри, набиты землей так, что вмещают в себя огромные деревья; сами цоколи и арки со сводами сооружены из обожженного кирпича и асфальта. Подъём на верхние террасы идет по ступенчатым лестницам, вдоль которых расположены винтовые насосы, которыми непрерывно накачивают в сад воду из Евфрата люди, приставленные для этого. Ведь река шириною в стадию протекает через середину города, а сад расположен на берегу реки …» (63, С. 685-686). В конце прошлого столетия археолог Роберт Кольдевей обнаружил в северо-восточной части Южного дворца, близ знаменитых ворот богини Иштар, руины сводчатых построек с колодцем. Участок имел форму неправильного четырехугольника 42´30 м (площадь около 1000 м2). По словам же Диодора и Страбона, эти сады занимали квадрат со стороной в 4 плефра (123,5 м) и площадью около 15 тыс. м2. Так где же находились эти легендарные сады? Взгляните на карту Южного дворца (рис. 8.19) и попытайтесь опровергнуть Р. Кольдевея! 6. Богиня Иштар (Инанна) – вавилонская богиня любви и плодородия, олицетворение планеты Венера, покровительница браков и пр. (рис. 8.29).
Рис. 8.29. Богиня Иштар (Инанна)
Ей было посвящено множество эротических обрядов, произведений искусства и архитектуры. Что Вы можете прибавить к этому?
7. В одной из своих многочисленных записей царь Навуходоносор II упомянул ливанский кедр (Cedrus libani): «Лучшие из моих кедров, которые я привез из Ливана, прекрасной горной страны, покрытой лесом, избрал я для сооружения кровли Экуа, святилища светлого бога (Мардука). Могучие кедровые бревна кровли Экуа повелел я покрыть с внутренней стороны сверкающим золотом, нижние балки карниза кедровой крыши украсил я серебром и драгоценными камнями…». Чтобы добыть дорого стоившее дерево, вавилоняне нередко снаряжали специальные экспедиции, а то и военные походы. Кедровые стволы волоком доставляли к берегу Евфрата, а затем сплавляли большими плотами вниз по реке.
Рис. 8.30. Кедр ливанский (Cedrus libani)
Небольшая справка: «В природе кедр ливанский встречается в горах Малой Азии. Дерево до 40 метров высотой. Крона в молодости конусовидная, широкораскидистая – в зрелом возрасте, в старости – зонтиковидная. Хвоя темно-зеленая, до 4 см, жесткая, четырехгранная, в пучках по 30-40 шт. Шишки одиночные, светло-коричневые, до 10 см длиной и 4 см в диаметре, бочкообразные…» (рис. 8.30). Стволы и древесину ливанского кедра многие древневосточные народы применяли в строительстве. В каких зданиях и сооружениях? 8. «Относительно того, как был ориентирован Вавилонский зиккурат, высказывались самые разные предположения. Согласно текстам того времени, ориентация построек опреде- лялась рядом моментов, но прежде всего данными астрономических наблюдений.
Рис. 8.31. Карта Вавилона по Э. Унгеру, 1931 г.
При этом не придерживались строго стран света (север, юг, запад, восток), а больше руководствова- лись расположением созвездий. Последнее обстоятельство, очевидно, повлияло и на ориентацию Вавилонской Башни, ось которой отклоняется примерно на 20 градусов от линии, проведенной строго с севера на юг. По этому поводу существует целый ряд тщательных исследований и множество разнообразных умозрительных заключений, однако все они не слишком убедительны. Принципиально иное объяснение той или иной ориентации строений, и прежде всего храмов, предложил археолог Экхард Унгер, полагавший, что определенную роль здесь играло направление господствующих ветров. Так как для Месопотамии это преимуществен- но направления северо-запад – юго-восток и юго-запад – северо-восток, то, по его мнению, именно этим направлениям и отдавалось предпочтение при ориентации зданий. Во многих текстах говорится, что боги заявляют о себе дуновением ветров. Унгер принял это утвержде- ние за основу своей теории об ориентации храмов, учитывавшей господствующее направле- ние ветров. Однако эта его концепция, подобно многим другим, предложенным до него, не встретила понимания…» (Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. История и легенда: Пер. с нем. – М.: Наука, 1991 – С. 92-93) (рис. 8.31). Согласны ли Вы с Экхардом Унгером? Куда же была нацелена Вавилонская башня? 9. Согласно Геродоту, при осаде Вавилона в бурных водах Евфрата утонул любимый белый конь Кира II. Опечаленный царь решил наказать реку и заодно взять непокорный город. Первую задачу он выполнил быстро – вдоль берегов реки встали его воины и отхлестали бичами провинившуюся воду. Но на этом ее мучения не закончились. Отойдя от города вверх по течению и укрывшись за холмами, персидские инженеры организовали крупномасштабные гидротехнические работы. После этого Вавилон был взят ночным штурмом через Речные ворота (рис. 8.32). Какую хитрость использовали персы? Чтобы удовлетворить свое любопытство полностью, прочитайте роман Геродота «Огненный след жизни».
а б
Рис. 8.32. а – Кир II Великий (версия); б – штурм крепости 10. Обычно стены месопотамских городов состояли из закругленных или прямых линий, образующих симметричный прямоугольник. Стены Ура и Урука имели овальную форму. Город Дер окружала треугольная стена. Стена Вавилона в позднем периоде была многоугольной. Сиппар имел очертания неправильного прямоугольника, Ниневия – форму трапеции. Города Калах и Дур-Шаррукин напоминали квадраты, зато контур Ниппура на сохранившейся до наших дней глиняной табличке был абсолютно «неправильным», «аморфным». Как Вы думаете, чем руководствовались месопотамские градостроители при выборе формы городских стен? Свой ответ обоснуйте. 11. Рядом с изображениями на воротах богини Иштар были помещены клинописные строки, оставленные Навуходоносором II: «Я поместил ужасных рими (быков) и страшных сиррухов (драконов) на стенах портика и оставляю эти ворота во всем их блеске человечеству, чтобы оно взирало на них с удивлением...».
Рис. 8.33. Священный бык «рими». Фрагмент ворот богини Иштар
Кто такие эти «ужасные рими»? Водились ли они на территории Вавилонии?
Попытайтесь выбрать наиболее вероятного претендента на это звание из приведенных внизу парнокопытных животных (рис. 8.34, рис. 8.35).
Рис. 8.34. Европейский дикий бык (тур). Варианты реконструкции
а б
Рис. 8.35. а – азиатский гаял (гайал); б – африканский буйвол
12. У вавилонской астрологии раннего периода была своя особенность: она состояла на службе у правителей страны и занималась предсказаниями общегосударственного порядка. Пример подобного предсказания: «Солнце и Луна равны – страна благоденствует; народ имеет в изобилии насущный хлеб, царь страны твердо держится на троне…». Или: «Этой ночью Луна была окружена кольцом, Юпитер и Скорпион были внутри его. Когда Юпитер находился внутри Лунной ограды, – царь Аккада будет осажден. Когда Скорпион находится внутри Лунной ограды, – львы будут убивать и торговля страны будет стеснена…». В конце III-II вв. до н. э. вавилонская астрономия обрела практическую направленность. Наблюдения за звездным небом традиционно велись с вершин горообразных зиккуратов. Условия для астрономических наблюдений были идеальными (рис. 8.35).
а б
Рис. 8.36. а – древние астрономы за работой; б – вавилонская клинописная табличка, XIX в. до н.э.
Какими инструментами пользовались вавилонские астрономы (халдеи)? Каких результатов они достигли? Находили ли их знания практическое применение в строительстве, архитектуре?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|