Дворцовый комплекс в Персеполе (520-460 гг. до н. э.)
Возведение пасаргадского ансамбля было прервано смертью Кира в войне с массагетами (529 г. до н. э.). В 520 г. до н. э. царь Дарий I начал строительство новой столицы в селении Парса Стахра (греч. Персеполь), расположенном к юго-западу от Пасаргад. Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н. э.) написал о ней следующее:
«4. Крепость имела значительный охват и была окружена тройной стеной. Первая стена, возведенная на драгоценном цоколе, была украшена зубцами и имела в высоту шестнадцать локтей. 5. Вторая была построена так же, как и первая, но была вдвое выше. Третья ограда образует четырехугольник, стена ее имеет в высоту шестьдесят локтей и сложена из твердого камня, на веки вечные. 6. С каждой стороны она имеет медные ворота, и возле них – медные столбы в двадцать локтей высотою, столбы – на удивление смотрящим, ворота – для надежной защиты. 7. К востоку от крепости, в четырех плетрах, находится гора, называемая царскою; в ней помещались гробницы царей. Это была скала, высеченная внутри и в середине имевшая много помещений, в которых стояли гробы почивших; к ним не было устроено доступа, а трупы умерших помещали туда, поднимая при помощи особых подъемных орудий. 8. В самой крепости находилось много превосходно отделанных комнат для царей и полководцев и сокровищницы, хорошо приспособленные для хранения казны…» [Диодор, XVII, 71, 4-8].
В сузской надписи царя Дария I указывается, что строительство осуществлялось пленными и наемными мастерами: ионийцами, египтянами, вавилонянами, лидийцами и пр. Таким образом, квалифицированную рабочую силу здесь составляли мастера разных специальностей, которых персы вербовали в подчиненных им странах. Военнопленные и целые армии сгонявшегося из покоренных стран населения исполняли работу, не требующую высокой квалификации. Сами же персы были распорядителями. Материалы привозились со всех концов империи. Гигантские глыбы камня доставлялись рабами по горным дорогам с большими трудностями. Комплекс построек Персеполя сооружался по единому, составленному перед началом строительства, плану. По сравнению со скромным масштабом Пасаргад здесь все грандиозно, все отражает значение могущественного персидского царства с его почти неограниченными материальными возможностями (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Панорама священного комплекса в Персеполе. Современное состояние
Терраса размером 450×300×12 мбыла вырублена в скале и укреплена высокой подпорной стеной полигональной кладки из огромных блоков камня. По краю террасы, вокруг всей крепости, шла высокая массивная стена из кирпича-сырца. Единственный доступ в крепость создавала большая лестница в два крыла, ведущая на северо-западный угол террасы к находившимся там пропилеям. И платформа, и лестница, и каменные детали зданий были сделаны из великолепного белого песчаника (рис. 9.8). Оси всех построек комплекса строго параллельны друг другу, хотя в расстановке зданий на платформе нет определенной закономерности. Существует версия М.С. Булатова, что все постройки ориентированы на заход Солнца или Луны в день летнего солнцестояния. Однако эта гипотеза пока не получила экспериментального подтверждения.
Рис. 9.8. Панорама дворцового комплекса в Персеполе
Назначение персепольского комплекса было многогранным: - «священный город» (доступ в него был закрыт для простых смертных); - «дом» персидских царей, национальная святыня, где хранились религиозные сочинения и горел неугасимый царский огонь; - государственная сокровищница (воины Александра Македонского обнаружили здесь 120 тысяч талантов золота и серебра);
- место празднования Нового года, коронаций и погребений Ахеменидов.
Пройдя через пропилеи, посетители дворца оказывались перед доминирующим во всем комплексе зданием приемного зала, так называемой ападаной. Сооружение ападаны было начато Дарием и заканчивалось при его сыне Ксерксе. Это было грандиозное многоколонное здание, платформа которого, сложенная из блоков черно-коричневого известняка, стояла на особом возвышении скалы, оставленном при ее выравнивании. В центральном квадратном зале (62,5×62,6 м)деревянное перекрытие поддерживали 6 рядов по 6 колонн высотой 18,6 м. Ее стены, огромной толщины (5,6 м), были сложены из кирпича-сырца. С северной и восточной сторон к портикам примыкали торжественные лестницы из двух крыльев, украшенных тремя полосами рельефов, изображающих процессию подчиненных Персии стран, приносящих дань царю, а также его гвардию и вельмож, наблюдающих за движением процессии.
Рис. 9.9. Персеполь. На переднем плане – руины «Зала 100 колонн», на заднем – ападана Дария I
а б Рис. 9.10. a – план дворца (ападаны) Дария I в Персеполе; б – план «Зала 100 колонн», главной сокровищницы ахеменидского Ирана
Эти рельефы дают точную картину того, что происходило в самом здании (рис. 9.11).
Рис. 9.11. Рельефы на цоколе ападаны Дария I в Персеполе. Сцены праздничного шествия
Ежегодно, в праздник Ноуруз (восточный Новый год), здесь собирались вельможи, гвардия, послы от различных сатрапий, чтобы во главе с царем и его двором совершить торжественный ритуал встречи Нового года. Процессия поднималась на террасу по лестнице (I), проходила через Пропилеи Ксеркса («Ворота всех стран» – 2) и попадала в ападану Дария I (3) – громадный приемный «Зал 36 колонн». Здесь, очевидно, вершилась «официальная часть» праздника – пение гимнов, прием и раздача подарков и дани, изъявление покорности и т. п. Затем процессия через Трипилон (5) следовала во дворец Дария I (6) или Ксеркса (7), где проходил торжественный банкет. Принесенную дань слуги переносили в «Зал ста колонн» (4) – см. рис. – или в царскую сокровищницу (9) (рис. 9.12).
Отдельные фрагменты праздничной процессии были запечатлены на многочисленных рельефах, украшавших лестницы, поверхность платформ и т. д. (рис. 9.13). Наиболее интересными постройками данного комплекса являются две громадные ападаны – залы аудиенций. Ападана – «место для публики, обширное открытое пространство, на котором разбивались шатры». В начале царствования Дария дань принималась натурой раз в год, осенью. Приносимые сокровища показывались царю и помещались в сокровищницы. Задачей ападаны было создать обстановку торжественной церемонии. Для этого требовалось просторное, светлое помещение, которое могло бы вмещать несколько тысяч человек. Наиболее вероятными прототипами многоколонной ападаны являлись гипостильные залы древнеегипетских храмов и многоколонные дворцы мидийских правителей. Из египетской архитектуры был заимствован общий принцип зальной планировки дворца, его величественный масштаб, изготовление колонн из светлого песчаника (в Мидии колонны обычно делали из стволов ливанского кедра). От мидийцев же была заимствована конструктивная схема большепролетных перекрытий из кедровых балок, облицованных золотыми пластинами. Поскольку это покрытие было довольно легким, стадо возможным значительно увеличить расстояния между колоннами – до 8,74 метра (ападана в Сузах). Для сравнения, расстояние между колоннами в Египте редко превышало диаметр колонны (2,5-3,5 м). Это обстоятельство объясняется тем, что каменные балки при одинаковой форме и площади поперечного сечения оказывает сопротивление изгибу в 13-15 раз меньшее, чем деревянные.
Рис. 9.12. Схема дворцового комплекса в Персеполе (520-460 гг. до н. э.) (стрелками указан маршрут праздничной процессии в канун встречи Нового года): 1 – парадная лестница; 2 – Пропилеи Ксеркса; 3 – ападана Дария I; 4 – Зал ста колонн; 5 – Трипилон; 6 – дворец Дария I; 7 – дворец Ксеркса; 8 – гарем Ксеркса; 9 – сокровищница
Благодаря широкой расстановке колонн интерьер ападаны стал обозримым с любой точки внутреннего пространства. Согласно Б.П. Михайлову, полезная площадь зала достигала 95 % и он мог вмещать до десяти тысяч человек. Величественное зрелище леса светлых, широко расставленных изящных колонн, несущих позолоченный потолок на спинах двуглавых быков, вызывало самые возвышенные ассоциации и сравнения. Артаксеркс II Мнемон украсил свой дворец в Сузах гордым изречением: «Я – сын Дария, Ахеменид, соорудил этот дворец как райскую обитель...».
Пышность и великолепие ападаны поражали зрителя, когда, приближаясь к зданию от пропилеи, он встречал фланкированный двумя башнями величественный портик из двух рядов стройных нарядных колонн темно-серого, почти черного мрамора. Антаблемент из мощных брусьев кедра был обит листами золота, над ним по краю крыши проходил высокий парапет, облицованный цветным керамическим поясом, – яркий исторический документ, рисующий экономику ахеменидской империи в ее начальную пору: «(Персеполь) не был похож ни на один из городов. Это был город-храм, созданный скорее для поклонения богам, чем для земной жизни. Лестница из белого камня вела к воротам, охраняемым юношами в золототканных одеждах. Их оружие ослепляло глаза. За воротами открывался дворец с колоннами высотой не менее чем в 40 локтей. Стены дворца были из кедровых досок, окна из слоновой кости.… Пока я обтесывал мраморный столб, чтобы он блестел, как серебро, Аристей ковал золотые кольца для завес, а Ксанф ткал из шерстяных нитей завесы белого и яхонтового цвета…» (А.И. Немировский).
Рис. 9.13. Жрец, несущий сосуд с хаомой (ритуальным напитком). Фрагмент лестничного марша
Способ расположения рельефов растянутыми полосами на цокольной части сооружения широко применялся ассирийцами и еще раньше – хеттами. Их тема и трактовка продиктованы целями и духом персидского государства. Но выполнение обнаруживает общность в приемах со скульптурой архаической Греции. Считается, что исполнителями были греки, так как персы – недавние кочевники – не могли иметь своей скульптурной школы; о том же свидетельствует стилистическое сходство с рельефами поздней архаики. Рельефы Персеполя стоят на одном художественном уровне с лучшими произведениями одновременной им греческой скульптуры. Однако персидское искусство застыло на этом. Спустя сто лет во дворце в Сузах вновь повторяются все те же приемы, в то время как Греция ушла далеко вперед. Это обстоятельство тоже косвенно свидетельствует о привлечении иноземных мастеров, не создавших способной к дальнейшему развитию школы.
К востоку от ападаны Персеполя, ориентированный, как и она, на север, стоял «Зал ста колонн», называемый так потому, что его перекрытие поддерживало 10 рядов по 10 колонн (рис. 9.14). В то время как портик и лестницы ападаны Дария I делают ее открытой для входа, «Зал ста колонн» обнесен кругом глухой стеной. Возможно, что это была одна из тех сокровищниц, о наличии которых в Персеполе говорят древние авторы. В глубине зала царила темнота, он мог освещаться лишь факелами. При недавних раскопках обнаружено еще несколько зданий сходного типа, но отделанных более просто.
Рис. 9.14. Продольный разрез Зала 100 колонн в Персеполе
Между ападаной и «Залом ста колонн», примыкая к их задним стенам, находятся тройные внутренние ворота с великолепной лестницей. Они ведут в интимную жилую часть комплекса, изолированную от передней, официальной его части. Старейшее сооружение здесь – зимний дворец Дария, ориентированный фасадом на юго-восток; вслед за ним был возведен более обширный дворец Ксеркса. Оба эти здания принадлежат все к тому же типу многоколонных зданий, но меньшего размера. К дворцу Ксеркса примыкал углом так называемый «гарем» из множества небольших комнат и открытого дворика. Весь комплекс построек Персеполя представляет собой единую геометрически регулярную композицию. Здания расставлены свободно, но оси их параллельны. Наиболее парадные здания обращены фасадом на север, откуда был вход через пропилеи на террасу. От пасаргадского ансамбля персепольский отличается тем, что терраса его по всему контуру замыкалась высокой стеной. Внизу, в долине, возле царской резиденции, вырос довольно большой город.
Рис. 9.15. Крылатые быки «Ворот всех стран» – парадного входа священного комплекса в Персеполе
В произведениях монументально-декоративного искусства использованы как древнеиранские народные традиции, так и сюжеты из мифологии других народов Востока. Наппример, скульптуры крылатых быков в Пасаргадах и Персеполе (высота скульптур – 8,0 и 10,5 м) (рис. 9.15). Внешне иранские человеко-быки немного напоминают ассирийских шеду (ламассу), но намного крупнее их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|