Группа интересов как лоббистская структура
ПОНЯТИЕ ЛОББИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛОББИРОВАНИЯ Группа интересов как лоббистская структура ПОНЯТИЕ ЛОББИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Лоббизм в той или иной форме - неизбежный спутник правительств.
Термин возник в американской политической жизни около 1830 года. Лоббизм - (от англ. 1оbbу - кулуар, холл, вестибюль), когда представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах залов заседаний законодательных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Лоббизм (в широком смысле) – это все те, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения; это все виды политического влияния.
Понятие "лоббизм" содержит в себе негативный смысл, т.к. лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей. Границы понятия «Лоббизм»: 1) Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями подвержены влиянию интересов определенных групп, но это не называют лоббизмом. 2) Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. 3) Лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом. 4) Всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.
Хотя большинство лоббистов представляют группы, обладающие особыми интересами, лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых, группы, преследующие общие интересы, могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства, без посредников-ходатаев лоббистов.
Таким образом, Лоббизм (в широком смысле) - это установление контактов и передача сообщений, адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. Лоббирование – это лишь один из процессов или способов представления своих интересов, которые могут быть использованы группами или индивидуумами. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛОББИРОВАНИЯ
Прямые методы коммуникации. Признаки: 1. Прямые личные взаимоотношения между лоббистами и официальными лицами, принимающими решения. 2. Группы профессиональных лоббистов. 3. Переполнение лоббистами каналов непосредственного контакта с правительственными чиновниками. 2. Непрямые методы коммуникации - "лоббироваие на корню". Признаки: 1. Использование вторичных посредников, которые имели более надежный и частый доступ к соответствующим лицам родственников или друзей официальных деятелей. 2. Организация массовых кампаний по отправке писем и телеграмм с расчетом создать впечатление наличия широкого общественного мнения за или против той или иной политики. 3. Организация массированных кампаний в СМИ с целью изменить (или поддержать) политические тенденции. 4. Легкая распознаваемость официальными лицами организованных массированных кампаний
5. Дороговизна публичных кампаний.
3. Смешенные методы коммуникации. Признаки: 1. Прямые методы - предпочитаются большинством лоббистов, но они не гарантируют легкий доступ к официальным лицам в нужный момент. 2. Лоббисты обращаются к косвенным методам, когда прямые перестают быть действенными. 3. Работа сохранению стабильности, открытости и действенности коммуникационных каналов (расположение государственных чиновников, втереться к ним в доверие).
Официально признанные методы лоббистской деятельности: - представление в федеральные органы исполнительной власти проектов законов, указов, распоряжений, нормативных актов и информационных материалов, касающихся полномочий органов государственной власти; - участие в обсуждении этих документов комитетами и комиссиями, органами исполнительной власти, устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами по поводу физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность; - проведение экспертизы по собственной инициативе проектов законов и иных нормативных актов с предоставлением органам государственной власти результатов этой экспертизы.
Противоправные методы лоббирования: 1. организация пропагандистских компаний порочащих депутатов и должностных лиц; 2. подкуп; 3. запугивание; 4. шантаж; 5. распространение заведомо ложной и искаженной информации.
Методы лоббирования опираются на знание: 1. всех тонкостей функционирования гос. и мун. аппарата 2. системы принятия решений 3. психологических особенностей того или иного руководителя 4. степени влияния на руководителя ближайшего окружения. Например, самый простой способ утопить любое решение - направить его на согласование не менее чем в пять различных министерств и ведомств, назначив головным ведомство, явно перегруженное работой или не имеющее должного веса. Лоббизм проявляется в следующих формах деятельности:
1. В анализе принимаемых Указов Президента и постановлений Правительства, их распоряжений и кадровых назначений может быть ярким примером работы лоббистских групп (интересы лоббистских структур концентрируются вокруг таможенных льгот, разрешения на приватизацию предприятий по специальной схеме и на выделение государственного льготного кредита и государственных инвестиций).
2. В использовании непроработанности или отсутствии необходимых законодательных актов, которые позволяют принимать решения с последующим рассмотрением Указа в Федеральном Собрании или до принятия того или иного закона (в Государственной Думе еще ни одного такого рассмотрения за время ее работы не произошло). 3. В продвижении (выбивании) бюджетных средств с помощью бумаг, подписанных на самом высоком уровне.
Группа интересов как лоббистская структура
При разработке государственной политики в области экономики и управления важным этапом является роль государственного интереса. В механизме государственного интереса лоббизм проявляется в деятельности «групп интересов». Признаки групп интересов: 1. Специфичность интереса. 2. Возможность реализовать свой интерес или, по крайней мере, донести его до лица или структуры, принимающей решение.
Специфичность конкретной группы интересов в том: 1. что именно конкретный интерес отличает эту группу от всех остальных субъектов хозяйственной деятельности; 2. что именно этот интерес может не вписываться в действующие нормы, правила или даже законы; 3. что эти группы должны иметь возможность представить свои устремления государственным структурам.
Существенные возможности группы интересов при проведении лоббистских кампаний: - близость к лицу или организации, принимающей решение (этот признак обсуждается в прессе чаще всего, основываясь на карьере и местах работы тех или иных членов правительства, депутатов парламента, работников аппарата правительства или Президента); - наличие средств, достаточных для всего комплекса действий, обеспечивающих реализацию интереса (вне зависимости от степени легитимности этих действий, в том числе, например, финансирование предвыборной кампании и т.п.); - возможность оказания политического давления в самом широком смысле (от угроз забастовок до голосов в парламенте);
- возможность оказания экономического давления (в наиболее явном виде проявляется в отношениях федеральных и региональных органов власти в виде угроз о прекращении перечисления налогов, требований экономического отделения, самостоятельности в выдаче квот, лицензий, самостоятельности заключения экономических договоров и соглашений без согласования с федеральными органами); - информационные возможности с целью формирования общественного мнения (близость контактов и возможность оказания влияния на средства массовой информации); - возможность представления и "проталкивания" собственных специфических интересов как использование силовых методов воздействия - возможность лоббистской структуры к сплоченности или согласованности действий отдельных элементов структуры (Совпадение интересов отдельных субъектов на том или ином этапе может способствовать созданию временных коалиционных групп, что резко расширяет возможности лоббистской структуры при решении конкретного вопроса. Но в дальнейшем это может приводить к противоречиям и даже распаду лоббистской структуры, снижению ее возможностей по сравнению с другими группами).
Группа интересов как лоббистская структура в сфере экономики включает: 1. предприятие или группу предприятий, в традиционном понимании (отрасль, хотя не всегда, так как существуют различия между предприятиями отрасли по уровню оснащенности, выпускаемому товару, контактам и выходам на внешние рынки); 2. информационно-аналитический центр, подготавливающий обоснование, оформление конкретного интереса, программу действий по его реализации; 3. общественную организацию придающую конкретному вопросу статус об щей проблемы и тем самым способствующую вынесению интереса в различные сферы общественного мнения и организации, ответственные за принятие решений; 4. связи и возможности вынесения интереса группы предприятий на обсуждение структур, принимающих решение; 5. связи в средствах массовой информации, используемые для создания общественной поддержки и усиления воздействия на организации принимающие решения; 6. средства, которые могут быть направлены на финансирование аналитических центров, поддержку общественных организаций, оплату услуг средств массовой информации, оплату организационных и рекламных расходов и т.д.
Объектом воздействия групп интересов являются следующие условия хозяйственной деятельности: - собственность и право распоряжения ею;
- право на занятие конкретной деятельностью (то, что ранее входило только в компетенцию государства); - налоги, квоты, лицензии; государственный заказ (в данном случае имеется ввиду не только гарантированность сбыта, но может быть и цена, хотя в некоторых условиях это не является гарантией финансирования). Таким образом, в большинстве случаев групповой интерес обнаруживается как экономический интерес. Лоббизм - это практика давления снизу вверх со стороны самоорганизующихся интересов определенных групп населения на государственные органы с целью получения определенных преимуществ, льгот, привилегий для этих групп.
Способ взаимодействия государства и организованных интересов разных групп населения: 1. Плюралистический тип представительства интересов – когда группы интересов стараются воздействовать на государство, но принятие решений во многом находится в руках государствам (оно суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, экономических и социальных льгот) - лоббирование как "давлении" на государство со стороны групп интереса. 2. Корпоративный тип представительства – когда государство заключает с какой-то из групп давления или групп интересов своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на определенные предоставляемые ей привилегии, ее лояльность и гарантию содействия государственным интересам - лоббирование как "обмене", или "контракте" Таким образом, в реальной практике лоббирования всегда налицо сочетание плюралистических и корпоративных структур. Таким образом, через систему и практику лоббизма получают свое выражение и представительство в общенациональном масштабе и интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными. Поэтому лоббизм соответствует духу демократической политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|