Список указателей на Шестой Луч
ЛОРД АЛЬФРЕД ТЕННИСОН ШЕСТОЙ ЛУЧ ДУШИ На Шестом Луче может появиться поэт, вдохновляемый эмоциями (как Теннисон), или религиозный писатель, пишущий стихами или прозой. Он предан красоте, цвету и всему прекрасному, но без влияния одного из практических Лучей художника — Четвертого или Седьмого — его творческое мастерство посредственно. Его музыка всегда мелодична, часто это оратории и духовные сочинения. Целительство на этом луче осуществляется верой и молитвой. Метод движения по Пути состоит в молитве и медитации с целью единения с Богом. «Эзотерическая психология», т. I, с. 209–210 Детство Альфреда Теннисона. Альфред Теннисон родился 6 августа 1809 г. в Сомерсби, в графстве Линкольншир, в Англии. Его отец, Джордж Теннисон, был священнослужителем (викарием Сомерсби), а дед — членом парламента. Дед, которого называли «Стариком», произвел на свет четверых детей. Джордж (отец Альфреда) был старшим, а самого младшего звали Чарльз. Немалая часть богатства деда была получена им по наследству. Чарльз был его любимцем. Различный характер двух его сыновей стал очевиден с ранних лет. Джордж был неуклюжим, неловким; Старик явно не хотел, чтобы тот последовал по его стопам, и потому отдал его учиться на священника. Чарльз же, напротив, повторил путь деда и в итоге стал членом парламента. Каким-то образом стало известно, что младший сын, Чарльз, хочет унаследовать основную часть богатства Старика. Это произвело очень негативное действие на Джорджа. Будучи старшим сыном, он чувствовал, что имеет право на более значительную часть наследства. Тем более что это подтверждалось длинной и прочной традицией. Фаворитизм Старика по отношению к Чарльзу вызвал глубокое возмущение Джорджа. Вся эта проблема становилась тяжелее с годами и оказывала негативное действие на детей Джорджа.
Джордж стал приходским священником Сомерсби, женился и произвел на свет 12 детей (самый первый ребенок умер в детстве). Фредерик родился в 1807 г., затем в 1808 г. появился Чарльз, а 6 августа 1809 г., как уже упоминалось, родился Альфред. Всего у Альфреда было 6 братьев и 4 сестры. Альфред Теннисон воспитывался, можно сказать, в идиллическом окружении, проводя время в сельских окрестностях Сомерсби. Приход Сомерсби располагался между двумя грядами низких, пологих холмов. Маленький ручеек струился в долине. По обе стороны от реки Из «Леди Шэллот» Слышишь, как падает сочное яблоко Из «Пожирателей лотоса». Отец Альфреда, Джордж (которого называли доктором Теннисоном), служил в двух церквях. Одна была в Сомерсби, где и жила семья, а другая в миле оттуда в Бэг Эндерби. Старик предоставил средства для ремонта церквей. Делались пристройки и к приходскому зданию в Сомерсби, поскольку семья быстро росла. Альфред ходил в Лутскую среднюю школу до 1820 г. (с 7 до 11 лет). Об этом времени известно мало, разве что то, что он ненавидел эту школу. Когда Альфреду исполнилось 12, отец забрал его из школы и начал усиленно обучать вместе с братом Чарльзом. Акцент делался на классическом, литературном образовании. Главным было хорошее знание греческого и латинского языков. Гомеру и «Одам» Горация уделялось большое внимание. Кроме того, изучались арабские сказки — «Тысяча и одна ночь», персидская поэзия, Коран и многие книги по мифологии и фольклору. «Доктор» (как часто называли отца Альфреда) устанавливал высокие академические стандарты.
Первая поэтическая книга. Первая поэтическая книга Альфреда была опубликована в апреле 1827 г. (когда ему было 17 лет). Она называлась «Поэмы двух братьев» и представляла собой собрание стихов, сочиненных Альфредом и его братом Чарльзом. Альфред в то время экспериментировал с несколькими различными поэтическими стилями. Ведь редко кто находит собственный неповторимый стиль, свой собственный голос в столь раннем возрасте. Шелли и Байрон — вот два поэта, оказавшие наибольшее влияние на Альфреда. Когда Байрон умер (в 1824 г.), Альфред ощутил, что «всё позади, всё кончено для всех и каждого, и ничто более не имеет значения». Эта юношеская реакция открывает нечто похожее на фанатическую, почти религиозную преданность отдельному человеку. Можно сказать, что религией Теннисона была поэзия (поэтическая литература Греции, Рима, Персии, а также традиции шотландской, ирландской и английской поэзии), а одной из его «библий» раннего периода были труды лорда Байрона. Когда доктор Теннисон стал обучать 12-летнего Альфреда, он, очевидно, возлагал на того самые большие надежды. Но когда Альфреду исполнилось 15, здоровье доктора стало быстро ухудшаться. Причина осталась невыясненной, но, судя по всему, действовало сразу несколько факторов. Диагноз болезни был поставлен такой: «холера». Лечение включало опиум и хлористую ртуть. Доктор к тому же злоупотреблял алкоголем, что сопровождалось напряженностью в доме и периодическими скандалами. Он терроризировал свою жену и 12 детей. Психологически все в доме были угнетены. Альфред спасался, убегая из дома на природу, а в возрасте 18 лет уехал в колледж. Тринити-колледж в Кембридже. В течение трех лет (в 1828–1831 гг.), проведенных Теннисоном в Кембридже, в его жизни имели место три важных события, или шага развития. 1) Прежде всего, продолжались с новой глубиной его занятия в области литературы, поэзии, классических греко-римских трудов. Он поступил в колледж уже серьезным поэтом. В Тринити-колледже он развивал и оттачивал свое мастерство. Его стремление стать одним из лучших поэтом Англии еще более укрепилось во время учебы в Тринити.
2) Вторым фактором, или важным событием, явилась победа в поэтическом состязании (в 1829 г.). Теннисон получил золотую медаль за сочинение стихотворения на заданную тему (о Тимбукту). Принять участие в соревновании его побудил отец. Альфред согласился, но нехотя, и взялся за дело не от души. Взяв стихотворение пятилетней давности (когда ему было 15 лет), он сделал в нем несколько изменений, чтобы подогнать его под заданную тему. Он написал стихотворение белым стихом, что показывает, как мало он заботился о победе. Никогда раньше победа не присуждалась за поэму, написанную белым стихом. Получение приза утвердило за ним среди его литературных друзей славу замечательного поэта и принесло известность в колледже. 3) Третий важный фактор был связан с сообществом его друзей. За годы учебы в Кембридже Теннисон близко сдружился с несколькими сходно мыслящими молодыми людьми. Первый год он провел фактически в изоляции, но постепенно вошел в группу мыслителей от философии и литературы. Организация, известная в колледже как Литературное сообщество, избрала его в свои ряды после того, как он получил золотую медаль за «Тимбукту». Члены этой группы называли себя «апостолами». Это была элитарная и отчасти закрытая группа. Ее миссия, как охарактеризовал ее много лет спустя один из членов группы, заключалась в том, чтобы «пересказать пророчества трансцендентной мудрости миру обывателей» (Торн, с.54). Этих людей интересовали глобальные метафизические проблемы. Они подолгу обсуждали вопросы, затем голосовали по ним, словно это было постановление суда. Они были исполнены высочайших устремлений, отчасти эгоцентрических, но вполне соответствующих их возрасту. Члены группы полагали, что однажды, причем скоро, они получат возможность совершить в обществе серьезные изменения в масштабе как нации, так и всего мира. Дружба и сотрудничество членов группы продолжались и после колледжа. Теннисона чрезвычайно интересовало, что думают о его поэзии его собратья. У всех было классическое образование, некоторые питали и литературные амбиции. Одни много лет помогали Теннисону донести его творения до публики. Другие публиковали очерки о его поэзии в самых известных журналах того времени.
Самым близким другом Альфреда был в то время Артур Хеллем. Он был принят в «апостолы» благодаря своему высокому интеллекту и умению вести дискуссии. Хеллем подружился с одной из сестер Альфреда. У них были очень серьезные отношения, которые медленно и осторожно развивались в направлении брака. Но все закончилось трагически: Хеллем умер (в 1833 г.), когда ему не было и двадцати пяти, будучи на отдыхе с отцом в Австрии. Альфред был глубоко удручен потерей лучшего друга. Он пытался развеять свою скорбь писанием длинной поэмы в течение нескольких лет, которую в итоге назвал «In Memoriam» («Памятное»). После этого смерть, духовный мир, жизнь в посмертии, религиозная вера и прочие подобные темы вновь и вновь возникали в поэзии Теннисона. Теннисона часто критиковали за отсутствие учтивых манер. Его одежда не отличалась аккуратностью. Он был известен тем, что нередко клал ноги на стол. Временами он вел явно бестактные речи. В определенных кругах, вроде тесной группы его друзей по колледжу, это не считалось чем-то зазорным. Среди художников, поэтов и прочей богемы стиль одежды заменялся отсутствием всякого стиля. Это не считалось среди них чем-то существенным. Но в других слоях общества корректное поведение — учтивость, этикет и стиль одежды — полагалось крайне важным. Показателен случай с кузеном Альфреда. Этот молодой человек (сын любимого сына Старика) вознамерился делать карьеру в политике. И его отец, и Старик были членами парламента. Причем он учился в Тринити-колледже в то же время, что и Теннисон. Отец кузена вежливо, но настойчиво порекомендовал тому держаться подальше от Теннисона и его брата. «Ваши кузены», так было ему сказано, «и я в этом не сомневаюсь, очень уважаемые и умные люди, но их манеры оставляют желать лучшего. Так что вам не следует с ними сближаться». Настроения, владевшие Теннисоном во время его учебы, да и в продолжение всей жизни, весьма показательны. Конечно, прежде всего, у него была меланхолия, иногда очень мрачная. Он часто появлялся в обществе с отсутствующим видом, совершенно игнорируя окружающих. Однако в свои хорошие дни он мог быть чрезвычайно оживленным, общительным и даже веселым. Во время одного из летних пребываний в Сомерсби он заметил в пылу непринужденного веселого танца «странного демона», появившегося над ним, убившего все наслаждение текущим моментом и превратившего его в «ворчливого старика». Альфреду шел 21 год.
Как уже упоминалось в главе об Алисе Бейли, существуют периоды кризиса (кризисы благоприятной возможности), когда душа присваивает различные аспекты личности: «Аналогичный кризис между двадцатью одним и двадцатью пятью годами, когда присваивается умственный проводник. При этом может начаться регистрация эгоических влияний и в случае продвинутых людей часто так и случается. Кризис между тридцатью пятью и сорока двумя годами, когда устанавливается сознательный контакт с душой; тройственная личность начинает отзываться, как единица, на импульсы души» («Эзотерическая психология», т. 2, с. 53). Когда душа присваивает умственный проводник (или ментальное тело) во время кризиса в 21–25 лет, одним из побочных эффектов этого процесса могут быть состояния депрессии, или отчаяния. В 35 лет, наряду с некоторой депрессией, присутствует чувство, что жизнь проходит впустую и пора сфокусироваться на действительно важных вещах. Более раннему кризису в 21 год может сопутствовать отчаяние, которое можно охарактеризовать как результат нависания над незрелым умом и вторжения в него безбрежного и нового для человека царства осознания. Возникает чувство беззащитности и неуверенности в идеях прошлого. В уме утверждается новый уровень ответственности, который нередко совсем не легко вынести и принять. Поясним это цитатами из «Эзотерической психологии». «Мы ограничимся задачей стремящегося, переориентирующегося на пути испытаний и все больше убеждающегося в существовании мира высших ценностей и царства Божьего. На этом пути он чуть ли не с ужасом сознает свою двойственность и начинает стремиться к единству. Вот какого рода задача стоит сегодня перед огромным числом стремящихся мира. Желание переориентации принимает столь широкие масштабы, что лежит в основе нынешней неспокойной обстановки в мире и является общей духовной причиной идеологических конфликтов, охвативших ныне все страны» («Эзотерическая психология», т. 2, с. 344, курсив К.А.). «Результатом контакта с новым миром становится иногда радостное волнение и сильное ментальное возбуждение. Нередки случаи депрессии из-за явной неспособности реализовать открывшиеся возможности. Человек видит и знает слишком много. Его больше не устраивают прежние мерки жизни, радости и идеалы. Он прикоснулся к иному и теперь жаждет более масштабных критериев, новых, ярких идей и более объемлющего видения. Его пленил и манит теперь образ жизни души. Но его так или иначе постоянно подводят собственная природа, окружение, оснащенность и возможности, и он чувствует, что не в силах двигаться в этот новый чудесный мир» («Эзотерическая психология», т. 2, с. 466). В это время Теннисон часто подолгу бродит по тропинкам, холмам и песчаным дюнам, погруженный в собственные мысли, ловя мимолетные поэтические впечатления, забывая о времени дня. Он мог сказать встречным людям: «Доброе утро», хотя время шло к вечеру. Некоторые считали его помешанным. 4) Четвертый важный фактор времен его учебы в Кембридже был связан с нарастающей неспособностью отца справляться с обстоятельствами. Альфред и его брат Чарльз избежали многих тягостных сцен отцовского буйства, пока были в колледже. В какой-то момент мать, забрав детей, уехала в соседний городок, поскольку не чувствовала себя в безопасности. Тогда отец отбыл в Париж и провел там целый год, но это не поправило его здоровья и не исправило привычек. В марте 1831 г. Альфреда Теннисона (которому шел двадцать второй год) призвали домой из колледжа; отец его угасал. Время учебы в Тринити подошло к концу. После смерти отца Альфред испытал немалое давление со стороны Старика, понуждавшего его вернуться в Кембридж, завершить учебу, получить степень и стать пастором. Другая альтернатива заключалась в том, чтобы изучать медицину. Альфред твердо стоял на своем: он не последует по стопам отца, а будет прокладывать себе дорогу в жизни как поэт. Публикация второго сборника стихов. В 1830 г. была опубликована вторая поэтическая книга Теннисона «Стихи, главным образом лирические». Книга получила смешанные отзывы. Некоторые стихи были поэтическими портретами женщин («Кларибель», «Лилиан», «Мадлен», «Аделин», «Марианна», «Изабель»). В стихотворении «Изабель» он превозносит добродетели «совершенной жены». ...Говор медоточивый Из «Изабель» Чувствительность Теннисона давала ему возможность отождествиться с ролью женщины и наглядно передавать впечатления. Несколько стихов в книге были посвящены философским вопросам: «Как и почему», «Всё смерти подлежит», «Ничто не умирает», «Любовь и смерть», «Умирающий лебедь», «Воображаемое покаяние» и другие. Вглядимся в законы Из стихотворения «Воображаемое покаяние второсортного чувствительного ума, не находящегося в гармонии с самим собой». Друзья Альфреда побуждали его собрать в новую книгу другие многочисленные стихотворения, но ядовитая статья в «Блэквуд Мэгэзин» отвратила его от новых публикаций. Один из аргументов критики состоял в том, что ценители (его друзья) портят новый талант своими слишком хвалебными отзывами. Следующая публикация. Двумя годами позже вышла новая книга Теннисона, названная просто: «Стихи 1832 года». Несмотря на болезнь (о которой упоминается как об «ипохондрической депрессии» и «крайней нервной раздражительности») и короткую, весьма непродуктивную поездку на континент (во Францию и в Брюссель), Теннисон продолжал писать, изучать литературу и воспринимал поэзию в духе своего истинного и самого серьезного призвания. Отзывы на его новую книгу были похожи на предыдущие: хорошие рецензии его друзей из Тринити и саркастические — более маститых рецензентов из «Ежеквартального обозрения» и «Литературной газеты». В книгу вошли хорошо известные стихи «Леди Шэллот» и «Пожиратели лотоса». Были там и совсем ранние стихи. Альфреду в то время было всего лишь двадцать три года. Критика Джона Крокера в «Ежеквартальном обозрении» была явно несправедливой, чересчур акцентируя самые слабые произведения и не отдавая должного растущему и многообещающему мастерству Теннисона. Вместо серьезной оценки Крокер скорее занимался саморекламой. Немногие язвительные отклики возымели свое действие на Теннисона, и прошло целых десять лет, прежде чем он опубликовал следующую книгу. Десятилетнее молчание. В течение следующих десяти лет Теннисон продолжал писать стихи и поэмы, переписывал ранние произведения, изучал литературу и совершал короткие поездки, навещая друзей. Он жил дома с матерью, избегал работать за деньги и каждый год получал небольшую сумму (сто фунтов) от своей тетушки Рассел. Он все еще оплакивал смерть своего близкого друга Артура Хеллема. Эта смерть глубоко затронула всю семью, ведь Артур и сестра Альфреда собирались пожениться. В тот период Альфред пишет и переписывает свою большую поэму «In Memoriam».Сколько же можно оплакивать потерю любимого друга? Некоторые психологические типы склонны быстро оставлять прошлое позади и устремляться к новым видам деятельности и работы. Теннисон же не хотел забыть о своей потере и искать отвлечения в новых занятиях; напротив, он вновь и вновь возвращался к ней и исследовал свои чувства — довольно рискованный подход! Он изучал свои чувства годами и с различных точек зрения. Острая, но преходящая боль в итоге приводила его к философским размышлениям. Вопросы жизни и смерти, веры и бессмертия, привлекавшие его и раньше, стали для него еще более насущными. Было очень важно как-то разрешить эти вопросы. Жизнь после смерти продолжается или нет? Этот вопрос ставился на фоне глубоких общественных и психологических перемен. Дарвин родился в том же году, что и Теннисон (1809 г.). Наполеон был разбит, монархия во Франции восстановлена, но вопросы, поднятые Французской революцией, не канули в забвение. Наука, без сомнения, получила новый заряд энергии. Промышленная революция наряду с убожеством городской жизни принесла с собой новые экономические возможности. В 1830–1840 гг. самым популярным писателем стал Чарльз Диккенс. В отличие от романтических и идиллических стихов Теннисона, проза Диккенса привлекала внимание к тяжелому положению бедноты. Новая наука подходила к тому, чтобы бросить решительный вызов устоявшимся религиозным представлениям того времени. Простой, без тени сомнения, веры было уже недостаточно не только для интеллектуальных лидеров нации. Теннисон принес вопрошающую духовную веру. Многие люди не удовлетворялись ни новыми научными теориями эволюции, ни церковными банальностями. И на поэта-лидера, свободного мыслителя, не связанного ни с одной из школ мысли, смотрели как на того, кто может разрешить извечный вопрос: кто мы есть, и стать выразителем духа современности. Слова слабее, чем печаль, рождающая Из «К Дж. С.» Здесь мы снова видим, насколько стихи Теннисона наполнены тонкостью чувств и эмоций, когда он вспоминает смерть друга и созерцает, как боль другого облегчается словами утешения. Обширные изыскания. Это десятилетие было заполнено систематическими самостоятельными занятиями, которые включали в себя историю, химию, ботанику, электричество, психологию животных, механику, теологию, немецкий, итальянский и греческий языки. Теннисон искал свою любовь. С точки зрения финансов он не был выгодным женихом. Практические соображения часто оставлялись в стороне этим поэтом-романтиком; он смутно чувствовал, что его высокие устремления помогут ему как-то справиться с вторжением реальности. Он вызывал восхищение шестнадцатилетней Софии Раунсли, которая находила его необычные манеры более интересными, чем у «щеголеватых юных джентльменов заурядного типа». Она видела, что он любит музыку, отлично танцует, но оба предпочитали танцам беседу. Их дружба длилась долгие годы. Теннисон глубоко изучал все, что было связано с рыцарями Круглого Стола и королем Артуром, и написал несколько стихотворений, описывающих различные сцены эпической легенды. Не станем снова в будущие времена Из «Смерти Артура» Теннисон подружился с Эдвардом Фитцджеральдом. «Фитц», как его называли, восхищался Теннисоном, его благородными образами и мыслями, которые «взывают к нашему долгу и очищают нас от серости и алчности, готовя к принятию новой, высшей философии» (Торн, с. 142). Фитцджеральд ощущал в Теннисоне несомненное величие. В это время происходит и формирование политического мышления Теннисона, по-английски консервативного. Можно сказать, что его поездки за границу не дали ему видения новых, отличных от прежних, путей или радикальных идей. Он предпочитал ровное, разумное продвижение, которое всегда было свойственно осторожной Англии. Он отнюдь не был революционером. «Английское здравомыслие и умеренность» — вот его ключевые ноты. В патриотическом стихотворении «Люби свою землю любовью безмерной» это настроение хорошо подчеркнуто. Нам не пристало древности держаться, В это десятилетие Теннисон нередко поддавался романтической увлеченности женщинами. Склонность к сильным чувствам — вплоть до безрассудной страсти, — питавшим его поэтическое творчество, пересиливала в нем практические размышления о том, как обеспечить будущую жену и семью. Весной ищут голуби в зарослях ириса пару Из «Локсли Холл» Когда умер Старик, семье Теннисона достались кое-какие деньги. Самый старший сын, Фредерик, поселился в Италии, женился на итальянке и страстно увлекся музыкой. Судя по всему, он чувствовал себя там намного лучше, чем в Англии. Второй сын, Чарльз, женившись, поселился в Кайсторе, и это сделало Альфреда, самого старшего из оставшихся в доме, главой семьи (включавшей его мать, четырех сестер и двух младших братьев). Самый младший брат, Эдвард, страдал умственным расстройством и в итоге был отправлен в психиатрическую лечебницу, где оставался до конца жизни. Это произошло еще во время учебы Альфреда в Тринити. Увы, на долю маленького Эдварда выпало испытать в полной мере давление психологической и физической деградации отца, сопровождаемой ужасными сценами. Теннисоны считали, что в их семье есть «дурная кровь» и над ними висит угроза сумасшествия. Альфред посвятил этой теме немало тягостных раздумий. В конце 1836 г. Альфред серьезно увлекся Эмили Селвуд. Ему было 27 лет, и он пока не видел для себя возможности жениться. Ее семья также не считала их брак возможным. Поэтому в то время молодые люди общались в основном по переписке. В 1838 г. Теннисон познакомился с английским романистом Уильямом Теккереем. Теккерей был впечатлен молодым поэтом: «Мне кажется, он отмечен всеми признаками великого человека. Его речь, зачастую очаровывающая, поражает широтой мысли, смелостью и полна юмора. Он читал все на свете, поглощая и усваивая книги подобно боа-констриктору». Высокий стройный Теннисон обладал звучным, глубоким голосом. Теккерей часто упоминает о «простоте манер» Теннисона — этакой грубоватой простоте. Другие тоже упоминают о полном отсутствии у него великосветского лоска. Некоторые друзья пытались внушить ему необходимость улучшить свои манеры, но Теннисон предпочитал естественность, не желая, по-видимому, прикладывать ни малейших усилий, чтобы кому-то угодить. Первый Луч личности британской нации требует соответствующего этикета и соблюдения общественных приличий. Это один из факторов, отличающих классовую принадлежность, который, несомненно, связан с вопросом о власти. Отсюда можно предположить, что в психологическом оснащении Теннисона отсутствовал Первый Луч, поэтому ему было трудно откликаться на эту лучевую вибрацию. Финансовая схема. Семья Теннисона предполагала, что младший брат Альфреда Септимус станет юристом. Однако Септимус, как и его брат Эдвард, также заболел душевным расстройством и был помещен под присмотр д-ра Мэтью Аллена в психиатрическую лечебницу Фэрмид. Отправившись навестить Септимуса, Альфред подружился с пациентами лечебницы, найдя их очень приятными и разумными. Альфред регулярно навещал Септимуса и близко познакомился с д-ром Алленом. Аллен осуждал применение в психиатрической больнице Йорка машины под названием «транквилизатор». Она представляла собой быстро вращающийся стул, на котором у привязанного пациента вызывалась тошнота и опорожнялись кишечник и мочевой пузырь. Считалось, что этот процесс способствует очищению организма и правильному перераспределению телесных жидкостей. Д-р Аллен, полагая этот метод варварским, ушел из лечебницы Йорка и открыл собственное заведение. Альфреда, должно быть, впечатлили мягкие методы работы с пациентами, применяемые Алленом. Ален проявил себя и как деловой человек. Он вошел в бизнес, связанный с обработкой дерева с помощью паровых машин. Предполагалось изготавливать резные украшения для церквей, и поначалу проект выглядел весьма привлекательно. Альфред присоединился к компании и вложил около 3000 фунтов стерлингов, предполагая получить в течение года 10000. Альфред загорелся энтузиазмом и уговорил вступить в дело своего старшего брата Фредерика и сестер. Друзья же сомневались в успехе предприятия (как и дядя Чарльз) и отговаривали его. Машины вышли из строя, Аллен стал практически неуловим, и все предприятие быстро свернулось. То был тяжелый урок для Теннисона, у которого и так был весьма шаткий финансовый статус. Его надежды на брак стали призрачными, будущность как поэта оказалась под вопросом. Всего семья потеряла около 8000 фунтов, что подорвало ее финансовое положение. На помощь пришла замужняя сестра Альфреда, добившаяся оформления страхового полиса на д-ра Аллена, по которому семья могла получить возмещение убытков после его смерти, что произошло спустя пять лет после начала этого финансового предприятия. Поэмы 1842 года. Через 10 лет после опубликования «Поэм 1832 года» подошло время издания двухтомника «Поэм 1842 года». В первый том вошли в основном пересмотренные старые стихи, а второй состоял из новых творений. Работа получила высокую оценку двух ведущих писателей того времени: Томаса Карлейля и Чарльза Диккенса. Роберт Браунинг неодобрительно отозвался о переделках. Он писал: «Изменения сделаны напрасно… Этим утром я был у Моксона [издателя Теннисона], который сказал мне, что Теннисон ужасно раним и чувствителен к критике» (Торн, с. 190). Один критик писал, что новое собрание стихов Теннисона отличается большей зрелостью (стихи не так по-юношески наивны) по сравнению с ранними сборниками, но выдает в поэте человека, стоящего в стороне от жизни и не вовлеченного в людские борения, не переживающего их. Дождь унялся, и поэт, Из «Песни поэта». Новый сборник продавался довольно хорошо. Критические отзывы были явно лучше, чем после опубликования сборника 1832 г. Теннисон не был уязвлен, но был отчасти разочарован, поскольку надеялся не на мягкое ободрение критиков, а на открытую похвалу. Кризис в 35-летнем возрасте. Вновь мы должны процитировать важный отрывок из «Эзотерической психологии» (т. 2, с. 52–53): «Кризис между тридцатью пятью и сорока двумя годами, когда устанавливается сознательный контакт с душой; тройственная личность начинает отзываться, как единица, на импульсы души». Теннисон как раз подошел к этому возрасту. Как уже упоминалось, этот кризис, связанный с касанием души, не следует уподоблять явлению ангела, трогающего человека за плечо и нежно произносящего: «Хорошая работа. Теперь следуй за мной». Скорее его можно охарактеризовать следующими словами: «Совершенство души выносит несовершенство на поверхность». Человек может быть шокирован и повергнут в уныние зрелищем своих несовершенств. Новое, более широкое осознание особенно сильно действует на идеалистический тип Шестого Луча. Обри де Вер, молодой ирландский поэт, был знаком с кружком «апостолов» в Тринити-колледже. Де Вер навестил Теннисона в июле 1845 г. Теннисону было 35 лет и скоро должно было исполниться 36. Де Вер сделал в своем дневнике интересную запись об этом визите: «Когда я вошел, Теннисон был явно не в духе и сразу заявил, что больше не в силах выносить удары этого мира. Ему необходимо жениться, обрести любовь и покой, или умереть… Он жаловался на то, что годы уходят, говорил, что не заботится о славе, что ему нужны лишь довольство и уединение. По его словам, он, как никто, настрадался от забот и бед. Я высказался в том духе, что ему нужны постоянное занятие, жена и твердые принципы, и он выслушал это весьма благосклонно» («Письма лорда Альфреда Теннисона», т. I, с. 239). Каждый живет в созданном им «пузыре восприятия» и вынужден бороться с собственными наваждениями и иллюзиями. Все мы прекрасно умеем творить целые иллюзорные миры того или иного рода. Образование также дается человеку людьми, у которых в голове полно собственной мешанины из реального и нереального. Книги и учебники, даже если они называются научными, неизбежно содержат многочисленные искажения, ограничения перспективы и предрассудки своего времени. Сегодняшние учебники часто становятся предметом завтрашних насмешек. Всё же душа и дух удерживают нить смысла, нить Реальности, которая направляет борьбу человечества за обретение сознания. Душа связана с реальностью. Первый «шок от реальности», или прояснение ума, связанное с реальностью, человек получает в возрасте 21–25 лет, о чем мы уже говорили. Второе прояснение имеет место в период подцикла 35–42 лет. Совершенство души — или реальность души — открывает нереальность (наваждение или иллюзию) порождений личности. «Человек становится осведомленным о Реальности только тогда, когда он разрушил то, что сам создал» («Наваждение: мировая проблема», с. 200). Для Альфреда Теннисона такое прояснение, идущее из глубины души, не прибавило ему преданности Истине и Красоте. Скорее душевный импульс открыл ему следующий шаг вперед, который необходимо было сделать, чтобы жизнь стала более сбалансированной, более целостной. Сокровенный смысл этого импульса был претворен в очень практические задачи: жениться и вести более занятую жизнь. Другими словами, быть не таким мечтательным и самоцентрированным, как раньше. Пусть естественные попытки создать семью и заботиться о ней вытеснят занятость своей персоной (увязшей в образах высшего астрального плана) и создадут возможность обретения более широкого сознания. Горизонтальная жизнь физического плана и его насущные нужды необходимы, чтобы сбалансировать вертикальную жизнь духовного устремления. Ответственность домохозяина вносит в маленькое семейное сообщество дисциплину и укрепляет связи в нем. Такая дисциплина позволяет реализоваться энергиям линии 1-3-5-7. В течение этого критического цикла произошло несколько важных событий: 1) Теннисон осознал новую реальность, что сопровождалось неизбежной депрессией, однако новая мотивация закрепилась. 2) Он стал получать субсидию от правительства. Его друзья-«апостолы» из Тринити несколько раз обращались к правительству с петицией, пытаясь выбить пособие для поэта. Премьер-министр Пиль наконец установил для Теннисона субсидию в 200 фунтов ежегодно. Его высококачественная поэзия давала ему право на это пособие. Можно сказать, что это явилось показателем цивилизованности нации. Субсидия вместе с небольшими ежегодными доходами от дедовского состояния и растущими гонорарами позволила Теннисону сделать для любимой женщины нечто большее, чем просто поддерживать романтические отношения. Кроме того, теперь у него появилась возможность предпринять некоторые практические шаги. Эти шаги заключались в путешествиях, просмотре театральных постановок, посещении старых друзей и обретении новых. Мэри Хауитт отмечает в своей «Автобиографии»: «Нас посетил известный своей склонностью к уединению, очень вдумчивый молодой поэт Альфред Теннисон, очаровавший нас чтением своих изысканных стихов. Он провел воскресную ночь в нашем доме, и мы проговорили до трех утра. Весь следующий день также прошел в постоянных беседах. Казалось, мы знаем его уже долгие годы. По сути, так оно и было, ведь его поэзия — это и есть он сам. Он выступил защитником всех попыток сделать общественное мнение более либеральным и великодушным, а образ жизни — более благородным. Он желал, чтобы мы, англичане, одели свои пристрастия в чуть более поэтические костюмы, чтобы истинное тепло сердца не утрачивалось, а наоборот, усиливалось ими. Без этого все наши манеры останутся столь же холодны, как и стены наших церквей.» 3) В 1847 г. (когда Теннисону было 38 лет) была опубликована его поэма «Принцесса». Это принесло ему первый финансовый успех. Книга стабильно продавалась в течение 30 лет. В прологе поэмы стояли такие строки: Был скор ответ ее: «Есть тысячи теперь Многие друзья советовали Теннисону, чтобы он, желая утвердить себя как серьезного поэта, написал длинную поэму. «Принцесса» и стала первой такой поэмой. Ее успех повлиял на многих других поэтов, включая Т.С. Эллиота (что ощущается в его поэме «Пустая земля»). 4) Он женился на Эмили Селвуд. Их роман тянулся целых двадцать лет. Браку все время мешали финансовые обстоятельства Теннисона, но теперь положение быстро исправлялось. Они поженились в июне 1850 г. (Теннисону исполнилось 40 лет). Без сомнения, этот брак был большой удачей и для Теннисона, и для Эмили. У них родились два сына, которым родители были бесконечно преданы. Самый первый ребенок умер при рождении. Первого сына, который выжил, они назвали Хеллемом в честь близкого друга Теннисона Артура Хеллема. Хеллем Теннисон был очень близок с отцом и ухаживал за ним в его преклонные годы. Второго сына назвали Лионелом. Образованию мальчиков супруги уделяли очень большое внимание. 5) Также в июне 1850 г. была опубликована его поэма «In Memoriam». Теннисон начал писать эту серию элегических стихов в 1833 г., когда умер его близкий друг Артур Хеллем. Это поэма-раздумье над вечными вопросами смерти, веры и бессмерти<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|