Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История изучения ринолалии, обусловленной расщелинами неба

 

История изучения ринолалий претерпела длинный и тернистый путь развития, в который включались врачи, психологи дефектологи.

Первые работы по ринолалии написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление небного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мягкое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость ртаот полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Н.И.Пирогов (1844), Н.В.Воронцовский (1875), П.Субботин (1894), М.И.Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.

Ученик Н.И.Пирогова, Н.В.Воронцовский в 1870 г. сооб­щал, что периостальная уранопластика сделала самый замеча­тельный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после уранопластики -вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его, по ширине и недостаточность подвижности.

Однако, по его мнению, при ежедневном правильном упраж­нении в произношении, в чтении еще лучше, если возможно, под наблюдением опытных руководителей в училищах глухо­немых, речь мало-помалу становится внятнее.

Несмотря на достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама no себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

А.А.Лимберг отмечал, что хирург должен реально представлять ту роль, которая выпадает на его долю в деле лечения щелинной деформации и преодоления дефекта. Задача хирургического лечения — возможно полное восстановление формы и величины деформированных органов без нарушения возможности нормального развития их функции. Исправление извращенной и недостаточной функции органа (особенности функции речи) лишь редко и случайно дается само собой.

Хирургическое лечение только строит стенки и клапаны как бы музыкального инструмента речи. Окончательная отделка и настройка этого инструмента и обучение игре на нем лежит на ряде других дополнительных методов лечения, как то: ортопедическом лечении, ортодонтии и логопедии.

Большой вклад в изучение ринолалии и стимуляцию разви­тия логотерапии внесли зарубежные специалисты.

Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчеркивали, что обучение дает подросткам и взрос­лым для внятности речи больше, чем хирургическое вмеша­тельство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изуче­ния сущности дефекта и возможностей его преодоления выра­ботались два направления в педагогических методах устране­ния нарушений речи при открытой гнусавости.

Одно из них — немецкое, — принятое в Германии и в ряде других стран (Г.Гуцман, 1924; Г.Арнольд, 1959; М.М.Ванкевич, 1926; В.А.Каретникова, 1927; М.Е.Хватцев, 1931, 1959). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения, вызываемой сильными раздражителями, благо­даря которой в комплексную деятельность нормальных речедвигательных органов вовлекаются дефектные органы (мягкое небо и др.). Применяемые упражнения частично носят напря­женный, силовой характер.

В немецкой школе логотерапевтические мероприятия пред­полагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыха­тельному тренингу. Первые 2—3 месяца больные должны были использовать фальцетный голос, далее они переходили к овла­дению грудным голосом.

Второе направление, условно называемое французским, ба­зируется на постановке правильного дыхания и голоса. (С.Борель-Мезони, 1929; В.Ведю, 1929). Это направление основы­вается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхатель­ных.

Представители обоих направлений исходили из необходи­мости достижения произвольного замыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Пассавана с небной занавеской (мягким небом).

Наиболее ярким выразителем немецкого направления явля­ется проф. Г.Гуцман. В разработанной им методике предла­гается конкретная система упражнений для улучшения небно-глоточного затвора. Он рекомендует проводить речевую трени­ровку с применением обтуратора или носового зажима.

Смыкание небной занавески с валиком Пассавана и вслед­ствие этого улучшение небно-глоточного затвора достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа так как в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху. В основе речевых упражнений — использование голоса повышенной громкости.

Продуктивность громкого произношения обусловливается тем, что при громкой речи имеет место сильная иннервация всех внутренних частей ротовой полости; при этом повышается активность небной занавески.

Речевые упражнения рекомендуется начинать с тренировки в произнесении сочетания ana, в котором первый звук а произносится голосом обычной высоты и силы, а сочетание па сильнее, причем второй звук а «выталкивается» с особой силой и более высоким голосом. Аналогично отрабатывается произношение других гласных звуков. Постепенно переходят к произношению отработанных сочетаний звуков без обтуратора или носового зажима. Определённый минимум упражнений, по сло­вам Г.Гуцмана, пациент должен проделывать ежедневно в течение всей своей жизни.

Принцип первоначальной иррадиации возбуждения отражен в ряде других работ. Так, Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной, зана­вески и, следовательно, улучшает его.

Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи. При таком методе работы одновременно с энер­гичной фонацией или произнесением коротких звуковых сочета­ний производятся резкие толчкообразные направления движе­ния крепко сжатых кулаков, поднятых до уровня груди. Пред­полагается, что развиваемая при этом энергия иррадирует на все работающие в этот момент мускулы и заставляет их производить добавочную работу г ведущую к развитию и укреплению небного затвора.

Методика М. Е. Хватцева. Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым.

Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания ана­томии и физиологии речевого аппарата, а от больных напря­жения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.

«Пройденный в 3—4 месяца курс в особо тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (негнусавой) и отчетливой внятной речи: на первых порах, несмотря на проделанную звукосочетательную работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки живой речи тормозят и извращают друг друга, часто совсем выпадают и заменяются старыми установками и т. п.» '.

Французское направление с некоторой модификацией разви­валось в ряде работ советских авторов (Ф.A.Pay,.Е.Ф.Рау, 3.Г.Нелюбова, Т.Н.Воронцова, А.Г.Ипполитова). - В этих работах указывалось на необходимость логопедиче­ской помощи при ринолалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеопера­ционной работе и лишь очень осторожно говорилось о возмож­ности дооперационных занятий.

В 1931 году был опубликован реферат Ф.A.Pay «Дооперационные логотерапевтические упражнения при врожденных небных щелях».

В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспита­нию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Ф.A.Pay высказы­вал мнение, что воспитание правильных артикуляций до опера­ции труднее, а неправильно воспитанные движения могут осложнить логопедическую работу после операции. В связи с этим он рекомендовал очень осторожный подход к формированию произношения при дооперационных занятиях.

В 1933 г. выходит в свет «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» Е.Ф.Pay, в котором излагается методика работы в одиннадцати заня­тиях. Здесь делалась первая попытка дать краткую последова­тельную методику логопедических занятий с применением прин­ципа воспитания правильного произношения звуков при зажа­тых крыльях носа.

В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недо­статков произношения» 3.Г.Нелюбовой с краткой методиче­ской запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах.

По сравнению с предыдущими работами, 3.Г.Нелюбова вводила много новых приемов: массаж небной занавески, спе­циальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много вни­мания формированию голосовыдыхательной струи и постановке диафрагмального дыхания. Предлагалось также широко ис­пользовать очень громкий голос, твердую атаку при произноше­нии звуков речи. Здесь впервые отмечалась необходимость развития слухового внимания ринолалика к своей речи и указывались возможности предотвращения возникновения тикообразных и хореических движений мышц лица.

Таким образом, 3.Г.Нелюбовой была представлена система речевых упражнений при ринолалии.

Трудности логопедической работы при ринолалии заставля­ли искать новые пути воздействия на дефект. В 1952—1955 гг. А.Г.Ипполитовой и др. был обобщен опыт работы с такими больными в статьях: «Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе» (1952) и «Приемы логопедиче­ской работы при открытой гнусавости» (1955).

Несмотря на успехи преодоления дефекта, достигнутые мно­гими логопедами, методика логопедического воздействия при ринолалии оставалась несовершенной. Результаты работы час­то не были достаточно эффективными. В таких случаях боль­ных направляли на повторную операцию для удлинения небной занавески.

Иногда они оперировались по 3—4 раза, но речь их так и оставалась дефектной.

В работах Т.Н.Воронцовой (1966) была проведена диффе­ренциация логопедического воздействия после уранопластики у взрослых больных. В зависимости от длины, подвижности мяг­кого неба и развития глоточной мускулатуры ею были выделе­ны 3 группы больных и показана специфика работы с ними. Прослеживалась также последовательность и сочетание приме­нения лого- и физиотерапии, были определены этапы воздей­ствия и их содержание.

Изыскивая наиболее эффективные пути преодоления дефек­та, специалисты-логопеды совместно с врачами обращались к новым способам анализа дефекта. Так, логопедом Н.И.Серебровой совместно с врачом Л.В.Дмитриевым (1969) был при­менен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Применение этого метода показало, что эффективность лого­педической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.

Был предложен один из вариантов логопедической работы при данном речевом нарушении: на логопедических занятиях больные обучались основным правилам речевого выдоха, (рн должен производиться при напряжении небной занавески, опу­щенном корне языка, возможно большем опускании нижней челюсти. Одновременно с отработкой правильного речевого дыхания методика предусматривала коррекцию голоса и арти­куляции звуков.

Наблюдения Н.И.Серебровой подтвердили предположения о том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки. Если расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки мень­ше чем расстояние между мягким небом и спинкой языка, то в процессе обучения можно получить речь без носового оттенка.

Таким образом, применение метода рентгенографии в прак­тике коррекции дефектов произношения при ринолалии позво­лило до начала занятий предвидеть результаты коррекции речи и наметить план работы. Учитывалось, что в процессе занятий улучшается подвижность мягкого неба, задней стенки глотки и незначительно сокращается расстояние между ними.

Выводы. История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды, и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии стремились к образованию и укреплению небно-глоточного затвора. Для этого необходимо наличие небной занавески доста­точной длины и подвижности и возможность смыкания с ней валика Пассавана. Существенное значение имеет также соот­ношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.

В связи с этим в процессе логопедических занятий необхо­димо работать не только над созданием условий для укрепле­ния небно-глоточного затвора, но и учитывать всю симптома­тику ринолалии, в частности дефектное положение языка в полости рта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...