Роль семейного воспитания в сохранении естественной Трезвости у детей
Приложение №1 к ИП 2014 УДК 37.034 Ленивкина Л.Н. Роль семейного воспитания в сохранении естественной Трезвости у детей Аннотация: В работе рассматривается значение семейной воспитательной среды в формировании трезвого образа жизни ребенка. Представлены взгляды на родителей как воспитателей своих детей. Приведен анализ социального исследования осознанного запечатлевания процесса табакокурения в семье. Рассматривается проблема сохранения естественной, природной Трезвости у детей в семье. Сделаны выводы о необходимости обретения Трезвости в первую очередь родителями и близкими родственниками. Ключевые слова: Трезвость, семейное воспитание, родительский пример, подражание, программирование, интоксиканты. Abstract: The paper considers the value of family upbringing environment in forming of child's sober lifestyle. Parents are regarded as upbringers of their children. The social research of conscious imprinting of tobacco smoking in a family is analyzed. The issue of children's natural Sobriety preserving in a family is considered. The conclusion about the necessity of Sobriety retrieving, primarily by parents and close relatives, is drawn. Keywords: Sobriety, family upbringing, parental example, imitation, programming, toxicants.
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания обрели особую актуальность. Постепенно возрастает важность семьи: осознается роль семейного воспитания в развитии подрастающего поколения. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Понятие «воспитание» имеет достаточно много определений. В данной работе мы будем исходить из того, что воспитание связано с деятельностью по передаче опыта одного поколения другому; воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.
В семье дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила, но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей примеров поведения в той или иной ситуации. Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий отца и матери, характера их поведения осуществляются на уровне подражания. Подражание – сложный социально-психологический феномен, выступающий как в форме неосознанного или недостаточно осознанного копирования, так и в форме сознательного воспроизведения внешних черт, поведения, действий и поступков людей. Когда ребенок не имеет еще собственного опыта, подражание носит безоговорочный характер и выступает в форме простого копирования наблюдаемой жизни взрослых. И самым важным при этом условием в семейном воспитании является трезвая жизнь родителей. Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Все люди рождаются трезвыми. Через призму наблюдаемого поведения трезвых взрослых, близких для ребенка, у него выстраивается собственное отношение к миру, формируется неосознанное представление о Трезвости как ценности. Воспитание здорового ребенка – одна из основных задач семьи. В тесной взаимосвязи находятся физическое и психическое развитие ребенка. Полноценное физическое развитие – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков, приверженности их к вредным привычкам (самоотравлению алкоголем, табаком и другими интоксикантами). Потеря Трезвости в семье приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.
Первичные установки на самоотравление алкоголем и табаком (интоксикантами) ребенок получает от родителей в семье [1]. Он видит, что под воздействием алкогольного отравления изменяется состояние взрослых людей, они становятся веселыми и коммуникабельными. Мнимый позитивный эффект воздействия алкоголя фиксируется и запоминается. Таким образом, ребенок программируется родителями на самоотравление интоксикантами в ближайшем будущем. Большая часть родителей желает, чтобы их дети не отравляли себя интоксикантами, но крайне мало матерей и отцов понимают, что для этого нужен личный трезвый родительский пример, воспитательная сила его чрезвычайно велика. Хорошо об этом сказал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы или пьянствуете, … вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо…». Дети обычно копируют поведение людей, с которыми наиболее часто они находятся в самом близком контакте. Привязанность к родителям, их авторитет многократно увеличивает силу родительского примера: он усваивается значительно легче и быстрее. Влияние семьи и ее связь с последующими табачными отравлениями детей хорошо подтверждается данными социологического исследования, выполненного М.В. Коба [2]. Его результаты показывают, что средний возраст осознанного запечатления процесса самоотравления людей табаком – 4 года и происходит оно, как правило, в кругу своей семьи и близких родственников. При этом суммарное влияние (дед, отец, мать, родня) достигает 80%, а с учетом соседей до 90% и более. Из представленной на рисунке 1 диаграммы видно, что у 44% опрошенных первое воспоминание о процессе отравления табачным ядом связано с мощнейшим авторитетом – с отцом; 16% – с дедом; 12% – с мамой. Причем влияние мам на отравление детей в семье растет в связи с тем, что все больше женщин приобщается к табачному яду [3, с. 52-69].
Рис. 1. Степень влияния окружения на формирование первичной установки на отравление табачным ядом
Л.Н. Толстой говорил, что люди учатся и воспитываются всегда только через внушение сознательное и бессознательное [4, с. 402-406]. «Все, чему мы обучаем детей, … все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети, в особенности в нашей жизни, в наших поступках, есть бессознательное внушение». При этом бессознательное нравственное просвещение он считал самым важным и для отдельных личностей и для общества людей. Ребенок заражается примером родителей «во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями». И, если родители ведут нездоровый образ жизни и отравляют себя интоксикантами, то наверняка и у ребенка сформируется установка на самоотравление. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Таким образом, воспитание ребенка в семье, даже при наличии общей подготовленности в этом вопросе следует начинать «с сотворения себя». Наиболее вероятно ребенок будет вести себя так же, как и родители, когда передаваемые ребенку правила и трезвый родительский пример совпадают. Л. Н. Толстой говорил: «Невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование… Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни». Родители играют решающую роль в сохранении у детей естественной Трезвости, а значит и здоровья, благополучия, успешности. Очень трудно ребенку сохранить естественное состояние Трезвости, если родители отравляют себя интоксикантами даже чуть-чуть по праздникам. По словам А. Фореля, они бессознательно соблазняют своих детей делать то же самое, тем самым становятся совиновными в алкоголизации всего народа [5, с. 14].
Таким образом, сохранение естественной Трезвости у детей заключается, прежде всего, в формировании трезвой воспитательной среды. Трезвых и благополучных детей могут воспитать только трезвые и благополучные родители. Из этого правила бывают исключения, но в большинстве случаев влияние семьи является определяющим. Сегодня необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов – ценностный. Суть его заключается в отношении к естественной Трезвости детей как к ценности, осознании реальной возможности сохранения этой ценности в семье уже сегодня и предвидении ее дальнейшего распространения в обществе.
Библиографический список: 1. Адмакина Е.В. Формирование трезвеннических убеждений у детей дошкольного возраста: рекомендации педагогам и родителям, заинтересованным в своевременной профилактике табачно-алкогольно-наркотической зависимости у детей / Е.В. Адмакина. – Ставрополь, 2003. – 14 с. 2. Коба М.В. Реклама как манипулятор молодёжным сознанием / М.В. Коба // Сборник материалов 1-й городской научно-практической конференции 25 сентября 2002 г. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2003. – С. 164-166. 3. Спасти молодежь от наркотиков: научно-практическое пособие / ред. И.П. Маров. – Тюмень: Тюменская областная Дума, 2001. – 128 с. 4. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 444 с. 5. Ловчев В. Август Форель: великий ученый и великий трезвенник / В. Ловчев // Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». – Казань. – № 2 (89).
Сведения об авторе: Ленивкина Любовь Николаевна, педагог-психолог колледжа отраслевых технологий и сервиса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Lyubov_Lenivkina@mail.ru, тел. 8-922-472-1539. Author: Lenivkina Lubov Nikolaevna, pedagog-psychologist of Industry Technologies and Service College of Tyumen State Oil & Gas University, Lyubov_Lenivkina@mail.ru, tel. 8-922-472-1539.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|