Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии управления стрессом на рабочем месте.

 

 

Слово " стресс " было введено в научный обиход ещё в 30-х годах 20 века, Гансом Селье, который впервые открыл эту реакцию сначала у животных потом у человека.

Само слово взял из физики сопротивления материалов. Когда на какой-то кусок материала оказывают давление, его сжимают, скручивают, внутри кристаллической решетки идет ответное напряжение, благодаря которому этот материал какое-то время выдерживает нагрузку, а потом рано или поздно приходит усталость материала и идет разрушение этого материала. По сути дела, вот эту аналогию из физики сопротивления материалов Селье стал использовать для обозначения тех процессов, которые происходят с любым живым организмом, в том числе с человеком, когда он попал в неблагоприятную среду которая ему угрожает (либо чисто физически, либо психологически). Научное название этой реакции это "адаптивный синдром" (неспецифический адаптивный синдром). Наш организм адаптируется к выживанию в неблагоприятных условиях. Почему "неспецифический"? Дело в том, что реакции нервной системы негуморальные, эндокринные, нервные различные реакции организма в состоянии стресса будут практически идентичны, даже в том случае, если вы стоите на презентации и испытываете волнение или, в том случае, если вы убегаете, например, от большого пса на улице, вроде как ситуации различные, но реакции организма будут примерно одинаковые и будут выделяться одни и те же самые гормоны. Примерно та же самая реакция организма будет, если вы болеете достаточно долго какой-то вирусной инфекцией, или у вас длительное время какие-то дефекты питания, либо вы находитесь на холоде, либо подвергаетесь радиационному или электромагнитному заражению. Это "неспецифическая адаптация".

Человек очень часто за свою социальную респектабельность, успешность платит очень высокую цену, то есть он достигает многого, у него зарплата, у него есть карьерный рост, у него есть уважение, у него есть жизненные цели, шикарная карьера. Но высокий стресс приводит к тому, что человек живет на пониженных энергетических оборотах, испытывает состояние хронической усталости, депрессии, происходит отключение диапазона эмоций, перестаёт чувствовать вкус жизни. Происходит некое разочарование. Технологии управления стрессом помогают сохранить эффективность, стать ещё более социально эффективным, позволяют выдерживать ещё большие нагрузки, а с другой стороны сохранить вкус жизни.

В центре головного мозга есть конгломерат клеток, который называется "миндалевидное тело", и в виде "морского конька" - "гиппокамп". Вот эти структуры в нашей лимбической системе являются центрами, которые запускают стрессовую реакцию. Наш мозг - это результат миллионов лет эволюции. Основные задачи мозга: обеспечить нашу адаптацию к внешней среде и нашей выживаемости. Как происходят стрессовые реакции: поступает информация о внешнем стимуле, о том, что во внешней среде происходит нечто, мозг сразу же автоматически сравнивает поступившую информацию с памятью, то есть он прогоняет эту информацию по файлам памяти. Гиппокамп как раз отвечает за то, что он хранит эмоционально значимую информацию. Наш мозг автоматически, без нашего осознанного доступа в этот процесс, быстро прогоняет информацию о появившемся стимуле по файлам памяти, который хранится в гиппокампе. И если он находит, что данный стимул представляет собой угрозу, то вот это амигдала "миндалевидное тело" запускает целую сеть химических реакций. Запускает стресс сначала в коре головного мозга, потом эхо этого стресса разносится по всему организму. Можно сказать, что вот это миндалевидное тело играет основную роль в реакции тревоги, страха, злости и ярости. Люди, у которых повреждён этот центр, отличаются патологическим бесстрашием, что для выживания не полезно. Ну например, многие врачи говорят о том, что у безбашенный гонщиков, которые гоняют на мотоциклах и подвергают опасности себя и других людей, потом после было обнаружено именно то, что амегдала была поражена именно вирусной инфекцией и человек просто не чувствует страха, он находится в состоянии эйфории, у него нет тревоги, нет страха и поэтому он переходит все рамки и понятно, что выживанию это не способствует. Именно миндалевидное тело имеет основную роль в запуске тревоги, страха и панических атак. Последние исследования показывают, что чувствительность миндалевидного тела - амигдалы связана с детскими переживаниями. Если ребенок в детстве испытывал стресс из-за недостатка еды или контакта с родителями, то амигдала становится очень чувствительной. Некоторые нейрофизиологи говорят, что отчасти это врожденный фактор и сильно поменять его невозможно. Именно поэтому чувствительность к стрессу отчасти может относиться к генетике раннего детского опыта. Итак, мозг считал, что какой-то фактор из внешней среды представляет собой угрозу, потом сам прогнал по файлам памяти, нашел нужный файл, запускается реакция в миндалевидном теле и дальше происходит очень сложное

взаимодействие между различными участками коры головного мозга. Основную роль играет голубоватое место, которое производит норадреалин.

Во время стресса именно норадреналин, распространяясь по нервному волокну, доходит до самых отдаленных участков нашего тела, обеспечивая нам доступ к источникам энергии, к котором в обычном состоянии доступ закрыт. Вот это эхо стресса мы ощущаем моментально. Особую роль в данном случае играет ещё один орган - надпочечники. Сигнал норадреналина дошёл по волокну до надпочечников, они стимулируются и начинают выделять определенные огромны в кровь. Выделяются 2 гормона: 1) адреналин, 2) норадреналин. Как только надпочечники впрыснули в кровь адреналин, он вместе с потом крови распределяются по организму, задействует работу сердца, оно начинает более интенсивно работать, кровь начинает более интенсивно идти по телу. Биологический смысл в том, чтобы больше закачать крови в клетки и больше насытить клетки кислородом, где будет больше производится энергии. Кроме того, адреналин сужает периферические сосуды: если вас поранят, то меньше выльется крови. Адреналин способствует учащенному дыханию, норадреналин попадая в кровь разносится с кровотоком и позволяет мышцам на фазе сокращения выдать большую мощь. Под норадреналином мы можем развивать физическую силу, которая не доступна в обычных состояниях.

Мозг реагирует на достаточно высокий уровень адреналина и длительное его нахождение в крови тем, что вырабатывается ещё несколько гормонов, один из которых называется "адренокортикотропный гормон". Он вырабатывается гипофизом, вбрасывается в кровь, снова достигает надпочечников и они вырабатывают ещё один гормон - кортизол. Обеспечивает длительную мобилизацию. Основная задача кортизола - резко повысит уровень глюкозы в крови. Организм не может дожидаться, пока вы повысите сахар в крови, поэтому моментально повышает сам. Кортизол сначала утилизирует запасы гликогена, которые находятся в печени и мышцах, затем "под удар" попадают белки нашего тела (мышечные ткани, клетки иммунной системы, лимфоциты, клетки коры головного мозга). Поэтому длительный стресс губителен для здоровья. Таким образом, эти 3 гормона выбрасываются в кровь для того, чтобы бежать, сражаться или замирать. Люди, у которых в состоянии стресса вырабатывается больше норадреналина, то у них защитная реакция - "нападай". У которых больше адреналина - "убежать". Или у которых выделяется кортизол - "замри".

Стресс - очень полезная адаптивная реакция, именно благодаря стрессовой мобилизации человек справляется с опасностью в жизни, достигает своих целей.

Стресс развивается в несколько стадий:

1) стадия тревоги (резкий уровень снижения адаптации, человек переживает тревогу).

2) стадия резистентности - устойчивого сопротивления (• эустресс - выход из ситуации и достижение цели, позитивные эмоции

• дистресс - неуправляемая растрата ресурсов. Если человек реагирует на стрессовую ситуацию по модели дистресса, то происходит стадия истощения).

3) стадия истощения (все ресурсы истрачены, у человека нет энергии, впадает в ступор, возникают психосоматических заболевания. Доказана связь с онкологией, ишемических болезней, отложения холестерина. Доказано, что стрессовые перегрузки влияют на возникновение сахароносно диабета 2-го типа, из-за того, что кортизол держит сахар в крови на высоком уровне).

Так же, большая витальная депрессия связана с тем, что те нейроны мозга, которые производят нейротрансмиттеры, истощены слишком длительной стрессовой нагрузкой. В результате у человека начинается этап длительного торможения. В норме вслед за торможением человек должен выйти на нормальный уровень активации, но в данном случае стрессовый перегруз был настолько мощным, что из этой ямы человек уже не может самостоятельно выбраться, только с медикаментозной помощью.

3 стратегии управления стрессом:

1)Активно воздействовать на ситуацию.

2)Изменить отношение к ситуации.

3)Изменить своё психофизическое состояние.

Управление психофизическим состоянием:

1)Антистрессовое дыхание. (Расслабление мышечного тонуса, расширение сосудов, усиление метаболизма стрессовых гормонов)

2)Медитация. (Состояние минимально ментальной активности, интенсивный рост клеток коры головного мозга, развивается функция самонаблюдения, деактивизируются психологические травмы и тд.) 3)Глубокая релаксация. (Расслабление мышц)

4)Антистрессовая гимнастика. (Цигун и йога. Расслабление мышц, прилив энергии)

5)Работа с биологически активными точками и рефлексогенными зонами. (Общеукрепляющее действие, уравновешивает нервную систему)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...