Общелогические методы познания
Методы эмпирического познания Эти методы позволяют устанавливать научные факты и производить их первичную обработку. Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы. Объектами наблюдения могут выступать не только внешние предметы, но и явления внутреннего мира В этом случае имеет место самонаблюдение, или интроспекция. К структурным компонентам внешнего наблюдения относятся наблюдатель, условия наблюдения и средства наблюдения – приборы, усиливающие органы чувств. Эксперимент – изучение объекта путём целенаправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующих целям исследования. Она включает в себя: 1)выделение и подготовку объекта исследования, 2)создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, 3)материальные воздействия на объект или условия, 4)наблюдение (или наблюдение и измерение) возникших эффектов, 5)описание полученных результатов. Эксперименты можно разделить на проверочные, с помощью которых устанавливается правильность уже имеющихся гипотез, и поисковые, предназначенные для сбора первичного эмпирического материала – фактов, используемых потом при выдвижении гипотез. Эксперимент может осуществляться как с материальными объектами, так и с их идеальными моделями – образами. В таком случае он называется мысленным, воображаемым. Эксперимент более активный метод познания по сравнению с наблюдением. Эксперимент возник в XVII в. в физике, В тех науках, где объектом служат люди, эксперимент имеет моральные ограничения Измерение – сравнение величин, характеризующих изучаемый объект, с другой однородной величиной, принятой за единицу. Использование измерения лежало в основе зарождения точных наук
Описание – выражение результатов наблюдения и эксперимента в виде предложений языка, чисел, графиков, диаграмм, схем и т.д. Термины языка науки отличаются от слов обыденного языка однозначностью. В науке не должно быть омонимов – слов одинакового написания и звучания, но разных по смыслу. Нежелательны в ней и синонимы – слова с одинаковым смыслом, но с разным написанием и звучанием. Методы теоретического познания Аксиоматический метод впервые был применён при построении геометрии Евклида, а впоследствии стал применяться в других разделах математики, в логике и в эмпирических науках. При аксиоматическом построении знания сначала задаётся набор исходных положений, не требующих доказательств (по крайней мере, в рамках данной теории). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них по правилам логики строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. В отличие от математики и логики в эмпирических науках теория должна быть не только непротиворечивой, но и обоснованной опытным путём Способом такого построения выступает гипотетико-дедуктивный метод, Он является модификацией аксиоматического метода и состоит в следующем: попытки решить проблему приводят к построению гипотезы, последняя дедуктивно развёртывается, образуя систему следствий, следствия подвергаются опытной проверке, в ходе которой гипотеза уточняется и конкретизируется, наполняется новыми деталями. Идеализация и абстрагирование. Идеализация есть мысленное образование объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. При идеализации объект мысленно лишается каких-либо реальных свойств и наделяется нереальными, неосуществимыми свойствами. Например, при образовании понятия абсолютно чёрного тела объект мысленно лишают свойства испускать некоторое излучение и наделяют свойством поглощать всё падающее на него излучение. Другими примерами идеальных объектов служатф «точка»
Абстрагирование, есть компонент идеализации: если понятие об объекте вырабатывается путём только отвлечения от его некоторых свойств, то такой объект называется абстрактным. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Под абстрактным понимается одностороннее, простое, неразвитое знание, а под конкретным – многостороннее, сложное, развитое, целостное знание. Любой объект включает в себя множество внешних и внутренних, существенных и несущественных свойств и связей. Познание начинается с чувственно-конкретного. В восприятии объект дан в целостном виде, но это внешняя целостность, в которой не раскрыта сущность. Посредством научных абстракций человек выделяет отдельные существенные связи и свойства и фиксирует их в определениях. На этапе абстрактного знания человек имеет дело с фрагментами целостной картины объекта, однако в этих фрагментах представлены его существенные связи. В процессе восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному происходит синтез отдельных абстрактных определений. Конкретное предстаёт теперь перед мыслью человека не как чувственный образ, а как знание существенных свойств и связей объекта, законов и причин его развития, присущих ему внутренних противоречий. Это уже конкретность понятий и теорий. Исторический и логический методы применяются при создании теорий о сложных исторически развивающихся объектах, которые чаще всего не могут быть воспроизведены в опытах (становление Метагалактики, происхождение жизни, возникновение человека и др.). Исторический метод связан с освещением различных этапов развития объекта в их хронологической последовательности, в конкретных и даже случайных формах исторического проявления. Примерами использования этого метода служат труды по всемирной истории, или истории отдельных сфер культуры (искусства, философии, религии). Логический метод ставит своей целью раскрыть структуру, а также закономерности функционирования и развития объекта. При этом обычно объект рассматривается на его высшем этапе развития, когда его свойства и связи представлены в наиболее развитом виде.
Общелогические методы познания Данные методы используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания. Наиболее универсальные приёмы познания – анализ и синтез. Анализ – это практическое или мысленное разложение объекта на части и изучение этих частей. Под частью понимается не только материальное образование, но и свойство, связь, отношение, процесс, фаза развития. Синтез – это воссоздание целостности картины объекта на основе знания частей путём установления связей между ними. В процессе познания анализ и синтез функционируют в единстве, анализ обычно предшествует синтезу. Индукция и дедукция. Индукция – это умозаключение, при котором из частных посылок делается общий вывод. Основой индукции являются наблюдение и эксперимент, в ходе которых устанавливаются отдельные факты. Затем, обнаружив общий признак у нескольких явлений данного класса, делают вывод, в котором признак приписывается всему классу. Дедукция – это противоположный по сравнению с индукцией ход мысли, умозаключение от общего к частному. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Например, из суждений «Все металлы электропроводны» и «Медь – металл» следует дедуктивный вывод «Медь электропроводна». В отличие от индукции дедукция даёт достоверное знание при условии, что посылки были верными. Аналогия – такой метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних установленных признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование – метод исследования, при котором изучаемый объект (оригинал) временно замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Необходимость моделирования возникает в следующих случаях: 1) оригинал недоступен для непосредственного изучения, например, ядро Земли, зарождение жизни и др., 2) эксперименты с оригиналом невозможны, например, при изучении этнических, классовых, многих экономических, демографических процессов, 3) эксперименты с оригиналом невыгодны из соображений безопасности и экономии (испытание моделей самолётов и других технических устройств), 4) когда объект сложен и его изучение удобнее производить на относительно простых моделях (например, исследование клеточных мембран), 5) когда объектом выступает человек и эксперименты на нём недопустимы по этическим причинам (к примеру, изучение влияния вредных факторов на организм производится не на человеке, а на биологических моделях – лабораторных животных).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|