Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестиционная политика: понятие, виды, цели и принципы формирования в Республике Беларусь.




Тема 2 Инвестиционная политика в Республике Беларусь

 

1. Инвестиционная политика: понятие, виды, цели и принципы формирования в Республике Беларусь.

2. Особенности инвестиционной политики в отдельных населенных пунктах и на особых территориях Республики Беларусь.

3. Инвестиционный договор с Республикой Беларусь: понятие и система преференций для инвесторов.

 

Инвестиционная политика: понятие, виды, цели и принципы формирования в Республике Беларусь.

 

Инвестиционная политика - это совокупность действий экономических агентов по обеспечению условий простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в национальной экономике.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется силой государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к числу которых относятся налоговая, финансово-кредитная, амортизационная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, а также правовое поле и общий административный уклад.

Виды инвестиционной политики:

1) по наличию и характеру правовой базы:

- формализованная государственная инвестиционная политика – означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки и способы амортизации оборудования, методы учета основных фондов и т. п. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.

- неформализованная государственная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30 %), большим объемом частного капитала (до 80 % от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства) и относительно несистематизированной правовой базой в сфере инвестиционного процесса.

2) по типу управления:

- либеральная – ей присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционных процессов, развитая вертикальная система инвесторов (государство - финансовые институты - бизнесмены - мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т. д.) и развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор-объект инвестирования», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Необходимо указать, что либеральный тип инвестиционной политики - это гипотетическая идеализированная модель реализации инвестиционного процесса, которая на практике существовать принципиально не может.

- централизованная –основная черта которой — использование прямых (в том числе административных) методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса.

- смешанная – сочетающая в себе элементы либеральной и централизованной формы осуществления инвестиционной деятельности. Статистика свидетельствует о том, что в настоящее время даже в странах с либерально-рыночной экономикой акцент достаточно быстро и уверенно смещается в сторону централизованного планирования и централизованной инвестиционной политики, что ставит под серьезное сомнение провозглашаемый ими их либерально-рыночный статус.

Целями текущей инвестиционной политики в настоящее время являются:

- структурная перестройка экономики;

- достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности страны;

- рационализация размещения производительных сил в стране и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания);

- выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов национального хозяйственного комплекса.

Принципами формирования обоснованной инвестиционной политики являются:

- эффективность, поскольку направляемые в экономику страны инвестиции должны приносить достаточную прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта и периодом его реализации, а также привлекаемыми под него ресурсами;

- достижение структурного равновесия, что обеспечивает сбалансированное развитие регионов и отраслей в них;

- целенаправленность, обусловленная ограниченностью инвестиционных ресурсов и возможностью реализации конечного числа проектов;

- общенациональная значимость, предполагающая реализацию в процессе инвестирования той или иной национальной идеологии и общегосударственных интересов, что возможно лишь в условиях формирования такого подхода со стороны государственных органов власти страны и региона.

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

 

Одним из приоритетов 2016-2020 годов определены инвестиции в целях роста производительности труда и формирования центров опережающего регионального развития («Инвестиции»).

Инвестиции в реальный сектор экономики и человеческий капитал являются основой развития экономики знаний, внедрения новых технологий, повышения производительности труда и в конечном итоге качества жизни людей.

Инструменты экономической политики текущего пятилетия будут направлены на обеспечение потребности экономики в финансовых ресурсах, повышение их доступности. Этому будет способствовать предоставление государственной поддержки на конкурсной основе, а также процентная политика коммерческих банков, нацеленная на снижение стоимости кредитных ресурсов.

Важнейшая роль отводится привлечению прямых иностранных инвестиций. В условиях дефицита внутренних источников такие инвестиции являются главным фактором модернизации экономики на бездолговой основе. Рост числа совместных компаний и производств, интеграция белорусских субъектов хозяйствования в производственно-инвестиционные цепочки ведущих мировых компаний позволят повысить технологический уровень бизнеса и создать новые рабочие места.

Особая роль в стимулировании инвестиций принадлежит регионам. Центры экономического роста планируется формировать с учетом ресурсного потенциала региональной экономики, то есть за счет усиления региональной специализации, увеличения степени локализации производства продукции.

Активное развитие получат индустриальные парки и свободные экономические зоны, оснащенные необходимой инфраструктурой.

Реализация приоритета «Инвестиции» предполагает дальнейшее улучшение условий ведения бизнеса, обеспечение гарантий прав частной собственности, активизацию приватизации малых и средних государственных организаций, снижение регулятивных рисков.

За счет инвестиций национальная экономика должна стать инновационной по своей сути. В этом значительный резерв повышения ее конкурентоспособности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...