Итоги Войны за независимость североамериканских колоний. Конституция 1787 г.
Победа восставших английских колоний имела всемирно-историческое значение, поскольку стала первой в новой истории победоносной анти-колониальной войной, приведшей к созданию жизнеспособного самостоятельного государства. Американцы долгое время считали свой анти-колониальный опыт пригодным для других стран. Это стало важным идеологическим аргументом для установления особых покровительственных отношений с республиками Центральной и Южной Америки, вскоре также получившими независимость от своей метрополии – Испании («доктрина Монро» и лозунг «Америка для американцев» появились за три года до окончания Войны за независимость испанских колоний). Спустя столетие, беря под свой контроль Кубу и Филиппины, США гневно отвергали все подозрения в имперских амбициях, ссылаясь на то, что страна, пережившая анти-колониальную войну, никогда не станет обзаводиться собственными колониями. Необходимость привлекать на сторону воюющей за независимость армии колоний возможно более широкие слои населения обусловила влияние в Конгрессе сторонников радикальных демократических преобразований, которые были особенно активны при формировании новой государственности. Большинство из документов американской анти-колониальной революции носило демократический характер. Американская освободительная война оказала большое влияние на развитие демократического движения в других странах. Теоретические изыскания европейских просветителей были с блеском реализованы, будучи перенесены на американскую почву, правда, дав впоследствии весьма неожиданные всходы. Сильный резонанс демократические идеи получили в самой метрополии, оказав влияние на политическое развитие Англии. Но наиболее «заразительны» идеи демократии оказались для оппозиционных власти движений в странах-союзницах США – Франции и Испании. Великая французская революция и национально-освободительные войны в Испанской Америке были вдохновлены успехом Соединенных Штатов. Американская конституция стала образцом политической демократии Нового времени.
Политическая независимость расчистила путь для свободного этногенеза. Были созданы благоприятные условия для возникновения новой нации, обладавшей самобытной культурой и осознающей свое отличие от европейской прародины. Революционные преобразования в ходе войны привели к уничтожению многих феодальных пережитков, перенесенных из метрополии, что обеспечило свободу развития рыночного хозяйства, создало благоприятные условия для индустриализации, наращивания темпов экономического развития. Экономически от войны выиграли крупные собственники, которые добились снижения налогового бремени и скупили крупные земельные участки. Вместе с тем, военные действия на территории молодого государства нанесли значительный общий урон хозяйству. Особенно тяжелым было положение мелких фермеров, ремесленников и наемных рабочих. Тяготы войны увеличили задолженность арендаторов и мелких торговцев, имущество которых конфисковывалось в пользу кредиторов и ростовщиков. Тюрьмы были переполнены должниками и бродягами. Закрытие мануфактур и шахт привело к безработице. В разоренную войной страну стали в большом количестве поступать иностранные товары, что окончательно разорило часть ремесленников. Обнищавшие за годы войны бедняки пополняли ряды «белых рабов». Эта система продолжала существовать в завуалированной форме, хотя формально была упразднена в ходе революционной войны. Рабство негров постепенно было ограничено и даже исчезло в ряде северных штатов, но упрочило свои позиции на юге и в центральных штатах.
Усугубляла положение непрекращавшаяся инфляция бумажных денег, дополнительным бременем ложившаяся на плечи рядовых граждан. Ситуация осложнялась массовой демобилизацией революционной армии осенью 1783 г. Вместо денег солдаты и офицеры получали на руки государственные долговые сертификаты и бумаги на участки в неосвоенных землях. Чтобы получить средства на жизнь, они вынуждены были продавать их за бесценок спекулянтам. Молодое государство выпустило большое количество ничем не обеспеченных бумажных денег в надежде быстро компенсировать военные расходы и стабилизировать финансовую систему, однако это лишь ухудшило положение, окончательно обесценив находившуюся в обращении наличность. Низкая платежеспособность государства, обусловленная затяжным финансовым кризисом, грозила превратить США в должника европейских кредиторов, уязвимого перед возможными санкциями. Требовались радикальные и срочные меры для пополнения казны, получения средств на содержание нового государственного аппарата. Наиболее доступным источником для этого оставались западные земли. В 1785–1786 гг. для освоения этого ресурса были приняты Северо-западные ордонансы. Было объявлено о возможности заселения западных земель в целях создания на них новых штатов в рамках конфедерации. Земли к западу от Аллеганских гор были объявлены совместной (государственной) собственностью всех штатов и продавались по невысоким фиксированным ценам, но только крупными (по 640 акров) участками. Земли, конфискованные у бежавших в Канаду лоялистов, власти штатов пускали в продажу по высоким ценам, используя вырученные средства уже не на ведение войны, а на восстановление и развитие хозяйства. Все эти земли, как и отнятые за долги у фермеров участки, после продажи чаще всего попадали в руки спекулянтов, финансистов, плантаторов или крупных предпринимателей и торговцев – новой предпринимательской элиты США, стремившейся закрепить завоеванные позиции. Несмотря на снижение имущественного ценза, для избирателей во всех штатах, он оставался достаточно высоким и обеспечивал участие в выборных органах власти наиболее состоятельных граждан. Значительная часть населения оказалась лишена политических прав и возможности легитимной защиты своих интересов.
Участники войны, добивавшиеся прав на землю и демократических свобод, чувствовали себя обманутыми. Проблема долгов дополнительно накаляла обстановку. В 1786–1787 гг. фермерские районы отдельных штатов оказались охвачены многочисленными восстаниями под лозунгами освобождения должников и обуздания инфляции. Филадельфийский конгресс не имел права вмешиваться в дела штатов и оказывать им помощь в подавлении бунтов. Наиболее крупные фермерские восстания были в штате Род-Айленд, Массачусетс. Обедневшие фермеры и ветераны войны во главе с Даниэлем Шейсом в 1786–1787 гг. одержали ряд побед в центральных районах Массачусетса, пикетируя с оружием в руках тюрьмы, здания судов, сжигая долговые расписки, требуя наделения бедняков бесплатными земельными участками. Местным властям пришлось использовать срочно мобилизованное ополчение, которое, применив артиллерию, принудило восставших сдаться. Массовое недовольство стало дополнительным аргументом для усиления централизации. Послевоенная ситуация потребовала внесения существенных изменений в политический строй, закрепленный первой американской Конституцией. Широкая автономия штатов с появлением местной разбогатевшей элиты, склонной к преимущественной защите собственных интересов, еще больше стала затруднять принятие общих решений, препятствовать формированию единого экономического, политического, культурно-идеологического пространства. Она не соответствовала росту самосознания новой американской нации, тормозила развитие страны в целом. Под угрозой оказались не только провозглашенные Декларацией независимости республиканские принципы, но и само существование молодого государства. Слабая власть не могла обеспечить порядок внутри страны, погасить волны социального протеста, отстоять привилегии новых собственников и упорядочить экономическую жизнь населения. Отсутствие персонифицированной исполнительной власти, стоящей выше интересов отдельных локальных групп правящей верхушки, не только препятствовало координации действий, но и создавало двусмысленное положение, например, на переговорах республиканских властей с европейскими монархами и при подписании международных договоров. В сильной власти объективно было заинтересовано большинство населения страны, измученное разноголосицей штатов и хозяйственной неразберихой, прежде всего, городские слои – ремесленники и наемные рабочие мануфактур, страдавшие от инфляции и конкуренции иностранных промышленных товаров. Централизаторские настроения были в наибольшей степени присущи крупнейшим собственникам, сделавшим состояния на войне или нуждавшихся в компенсации понесенных в ходе революции потерь. Стало очевидно, что созданный в разгар освободительной революции государственный механизм оказался малоэффективным. Потребовалось пересмотреть «Статьи конфедерации» и консолидировать власть в руках победителей.
Главной задачей стало реформирование государственного устройства через создание сильных союзных органов управления. Сторонники централизации апеллировали к усилению внешней угрозы со стороны недовольных Версальским миром великих держав, включая Англию, которые использовали экономические связи для нагнетания сепаратистских настроений в отдельных штатах. Национальную безопасность могла обеспечить только единая внешняя и военная политика. Централизация создавала условия решения важнейшей экономической задачи расчета по внешним и внутренним военным долгам. Она позволяла создать общенациональный внутренний рынок, свободный от таможенных барьеров, опирающийся на единые правила и стандарты, на защищающую от инфляции общую денежную единицу. Общефедеральной тарифной политике предстояло выработать меры поддержки конкурентоспособности национальной промышленности и сельского хозяйства, ориентированных на внешние рынки. Совместными усилиями штаты могли также осуществить задачу расширения территории страны, экспансии в западном направлении на земли, населенных индейцами, или входившие в состав испанских, французских и английских колоний. Только оперативные меры могли содействовать пополнению государственной казны, послевоенному восстановлению хозяйственной инфраструктуры, смягчению таких социальных проблем, как безработица, расчеты с демобилизованными ветеранами, смягчение долгового бремени военных лет фермерам, ремесленникам и т. п. В столице Соединенных Штатов Филадельфии, куда приехали 55 влиятельных представителей 12 штатов для поиска способов оптимизации государственного управления, с мая по сентябрь 1787 г. работал Конституционный Конвент (13 штат Род-Айленд не прислал своих делегатов под предлогом отказа участия в анти-конституционном заговоре). Среди делегатов преобладали банкиры, крупные торговцы, промышленники и плантаторы, интересы фермеров и рабочих никто не представлял. Большинство делегатов имело юридическое образование и опыт работы в легислатурах (законодательных собраниях) штатов. Заседания проходили за закрытыми дверями в обстановке строгой секретности из опасения быть обвиненными в подготовке государственного переворота и подрыве конституционного строя конфедерации. Позиции демократических сил в Конвенте не были достаточно сильны, поскольку их лидер Т. Джефферсон находился на дипломатической службе за рубежом и не мог принять участие в работе. По этой же причине отсутствовал Джон Адамс, а министр иностранных дел Джон Джей должен был находиться в Нью-Йорке.
Жесткая полемика отражала неоднородность интересов победившей в ходе революции элиты. В ходе дискуссии стало ясно, что все делегаты заинтересованы в усилении государственной власти и видят в конфедеративном устройстве главное препятствие этому. Предстояло найти иную, приемлемую для всех модель государственного управления, учитывавшую интересы региональных властей, наметить внешнеполитический курс в интересах общей безопасности и защиты внешнеторговых интересов страны, а также смягчить социальную напряженность, обеспечив демократические механизмы вовлечения свободных и состоятельных граждан в управление государством, прежде всего, на местном уровне. Наиболее спорными оказались вопросы о ввозе рабов, таможенной политике, о формировании федеральных органов власти и определении их полномочий, о сохранении прав штатов и местного законодательства, о личных правах и демократических свободах граждан. Компромисса удалось достигнуть, когда торгово-промышленные круги Севера согласились с требованием плантаторов и сохранили свободный ввоз рабов на ближайшие два десятилетия, а в обмен получили одобрение на введение протекционизма, несмотря на опасения южан вызвать ответные санкции при ввозе на иностранные рынки своей аграрной продукции. Когда принципиальные разногласия удалось преодолеть, Конвент создал специальный комитет для согласования деталей и подготовки нового текста. Результатом дискуссий стал фактически новый конституционный документ. В подготовке его проекта принимали участие названные впоследствии «отцами-основателями» влиятельные политики, вроде 82-летнего Б. Франклина, и молодые активисты – Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и другие делегаты Конвента, более половины из которых были моложе 40 лет. В целом, даже при отсутствии у некоторых участников Конвента достаточных юридических знаний, почти все они были людьми состоятельными, высокообразованными или обладавшими богатым жизненным опытом. 17 сентября 1787 г. Конвент с серьезными оговорками принял Конституцию США. Ее текст был направлен Конгрессу Конфедерации в Нью-Йорк и разослан по штатам. Утверждение проекта местными легислатурами происходило в обстановке острых дискуссий и потребовало дополнительных согласований и компромиссов. Согласно новой Конституции страна должна была превратиться в федеративную республику с сильной центральной властью, единой финансовой и налоговой системой, общими вооруженными силами. Политическая система по Конституции была выстроена в соответствии с принципом разделения властей. Особенностью США стало создание «взаимных сдержек и противовесов», что предусматривало взаимоконтроль и позволяло нейтрализовать, в случае необходимости, неправомерные действия одной из ветвей власти решениями других. Механизм власти предусматривал сохранение широких прав штатов, но и четкое определение неоспоримых полномочий союзного центра. Главой исполнительной власти, высшим должностным лицом государства был объявлен президент США, избираемый на четырехлетний срок специальной Коллегией выборщиков от штатов и выполняющий функции главы правительства. Те же функции, но в местном масштабе передавались избираемым на два или четыре года губернаторам штатов. Это было важным завоеванием федералистов, поскольку одной из целей Конституционного конвента было создание сильной исполнительной власти, способной оперативно руководить жизнью обширного союзного государства. Идущий на выборы вместе с президентом вице-президент, представлявший другой штат, выполнял функции председателя сената – высшей палаты законодательного органа власти – конгресса. В штатах эти функции были возложены на законодательные собрания (легислатуры) штатов. Компромиссный принцип в устройстве конгресса проявился в его двухпалатной структуре. Требование южан о представительстве, пропорциональной численности граждан (с учетом 3/5 рабов, названных «другими лицами»), было реализовано при формировании нижней Палаты представителей. Призыв северных штатов к соблюдению равенства прав всех членов федерации воплотился в устройстве сената, куда законодательными собраниями штатов избиралось по два представителя от каждого штата. Влияние законодателей опиралось на исключительные полномочия в сфере финансового регулирования (бюджет, пошлины и акцизы) и контроля, утверждение назначений на государственные посты, а также на право объявления импичмента президенту. Конгрессу передавалось право введения налогов в зависимости от потребностей государства и с учетом включения в прямое налогообложение части рабов, проживавших в конкретном штате (это правило вводилось с согласия южных штатов, получивших взамен право на продолжение ввоза рабов, названного «иммиграцией определенных лиц», в течение двух десятилетий – до 1808 г.). Высшая судебная власть и право контроля за соблюдением Конституции возлагались на Верховный суд с пожизненным членством назначаемых президентом и утверждаемых конгрессом судей. Он стоял во главе независимой судебной системы. Впоследствии за ним закрепилось право интерпретировать Конституцию. Суверенитет штатов остался как декларация, будучи существенно ограничен на деле утратой внешнеполитических и ряда финансовых полномочий, запретом на изменение конституционной формы правления и сецессию – выход из состава федерации по собственному решению. Штатам были предоставлены лишь полномочия местного самоуправления и установления избирательного ценза. Текст Конституции федеративного государства мог вступить в силу после одобрения 9 из 13 штатов. Сторонники централизации называли себя федералистами. Они подвергались критике своих политических оппонентов – анти-федералистов-демократов в связи с опасением региональных элит утратить свое влияние с сокращением прав штатов и лишиться основных демократических прав, завоеванных в ходе борьбы за независимость и позволявших оказывать влияние на федеральные власти. Оспаривались правомерность деятельности Конституционного Конвента, который не был изначально наделен правом изменения государственного устройства и отмены конфедерации. Для обеспечения успеха ратификационному процессу в отдельных штатах федералисты смягчили свою первоначальную жесткую позицию и согласились на дополнение текста Конституции 10 поправками о гарантиях основных гражданских свобод, получившими название «Билль о правах». Готовность политических противников к компромиссу во имя достижения общей цели, создание демократичного механизма внесения поправок в основной закон страны позволили создать Конституцию, действующую в США и сегодня. После ратификации Конституция вступила в силу в июне 1788 г. Первым президентом США 4 февраля 1789 г. был избран Джордж Вашингтон, а его вице-президентом стал Джон Адамс. В ноябре 1791 г. стал действовать одобренный конгрессом «Билль о правах».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|