Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор.




Тема 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ


Занятие 1

Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор. Кардиналистская теория потребительского поведения

Ординалистская теория потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия

Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор.

Кардиналистская теория потребительского поведения

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Общая полезность — это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет об­щая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.

 

U =f(Q),

где U- полезность блага; Q - последовательные части блага.

 

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Предельная полезность- это полезность последней части блага, име­ющейся в распоряжении потребителя. В нашем примере у потребителя имелись три части блага, тогда оценка потребителем полезности каждой части блага будет следующей.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара известно как название за­кона убывающей предельной полезности. Это первый закон Госсена.

Итак, суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

Оценку полезности производит субъект.

В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности ко­личественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения аб­солютных величин предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать за­кон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между раз­личными товарами и услугами, которые он может купить.

Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда свя­зан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставле­нием цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяются реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага.

Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функ­цию полезности рационального потребителя в условиях ограниченно­сти ресурсов (денежные доходы).

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с оп­ределенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребнос­ти, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или мень­ше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения со­стоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приоб­ретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

Алгебраическое выражение правила полезности:

 

MU1 / P1 = MU2 / P2 = MU3 / P3

где MU1 MU2 , MU3 - предельные полезности набора товаров; Р1 2, , Р3 -цена набора.

Покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потрачен­ную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денеж­ную единицу, израсходованную на другой товар.

При заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума по­лезности, когда отношение предельной полезности к цене (взвешенная предельная полезность) одинаково по всем потребляемым благам (второй закон Госсена).

Дополнительное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилучший крите­рий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения, и фактор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя су­ществуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству (подражания). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

1. Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.

2. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857-1929) Лейбенстайн называет престижное, или демонстративное, потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

Таким образом, модель полезности может быть использована для объяс­нения потребительского поведения и предсказания его вероятной реакции на изменение цен. И хотя существует целый ряд факторов, препятствую­щих извлечению максимальной полезности (недостаток точной информа­ции о ценах и качестве товара, ошибочное использование цены в роли ин­дикатора качества, покупки импульсивные или под влиянием внешних эффектов), из этого не следует, что реальный потребитель не способен к обдуманной максимизации полезности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...