Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III Ключ «Организационная культура»

Для эффективной организации рекомендуется создание и развитие собственной корпоративной культуры (организационной культуры).

Интересно, что еще несколько лет назад почти никто даже не знал словосочетания «корпоративная культура», хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. Видимо, это считалось чуждым нашему прогрессивному строю понятием.

Однако она была. И, что интересно, все наши «доски передовиков труда», значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней и славной историей. А форма? Достаточно вспомнить традиционные цвета галстуков английских колледжей, символику «цехов» и странные параллели между «буржуазными» скаутами и пионерами.

Так что же тогда считать корпоративной культурой? Конечно, не все то, что в первую очередь бросается в глаза - символика, традиции, стиль одежды. Это лишь поверхностный слой.

Корпоративная культура, как почва. Только верхний слой мы все видим и замечаем. Но он составляет ничтожно малую по значению ее часть.

1. Понятие корпоративной культуры.

Организационная (корпоративная) культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации.

 

2. Функции корпоративной культуры.

Корпоративная культура выполняет две очень важные функции:

- обеспечивает выживание и адаптацию организации во внешней среде;

- объединяет всех членов организации для достижения целей организации.

 

3. Содержание и составляющие корпоративной культуры.

Прежде всего, необходима разработка корпоративной «философии» организации, которая подразумевает собой:

1. Определение миссии, то есть самой главной цели организации, четко ясной как для членов организации, так и для всех окружающих во внешней среде.

2. Определение основных задач, которые необходимо решать для достижения миссии.

3. Определение основных ценностей организации, которые должны приниматься большей частью членов организации (лучше всеми членами). Ценности можно разделить на две большие группы: инструментальные (то есть те, на которые опирается человек в своей работе) и внутренние (или нравственные, то есть те, которые формируются в процессе всей жизни человека, начиная с рождения).

Ценности организации обязательно должны быть ранжированы, то есть, распределены по степени важности. Это очень важный и необходимый этап становления и деятельности организации. Если мы хотим сохранить организацию, то в различные кризисные ситуации решения должны приниматься на основе главных организационных ценностей. Наличие и знание организационных ценностей, на основании которых принимаются и текущие решения, поможет сохранить единую политику при возможной постоянной смене как лидеров и руководителей организации, так и ее членов.

4. Разработка «Кодекса поведения» (норм поведения). Нормы бывают институцированные, то есть записанные на бумаге, и неиституцированные, то есть негласно принятые членами организации. Нормы поведения должны подтверждаться на практике. Вступление в организацию подразумевает добровольное принятие этих норм.

Для развития и сохранения корпоративной «философии» организации необходимо:

1. Обязательно написать на бумаге ценности организации и нормы поведения в ней. Они должны быть доступны для каждого члена организации в любое время. Например, их можно написать на удостоверении члена организации, в виде лозунгов, девизов, кредо, на стендах, плакатах.

2. Разработать и внедрить собственные традиции, обряды, ритуалы.

- Традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, идеи, ценности и т. д., сохраняющиеся в обществе или отдельных его социальных группах в течение длительного времени.

- Обряд - это стандартные и повторяющиеся мероприятия членов организации, которые проводятся в установленное время по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание членами организационного окружения.

Сила обряда в эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обрядовом действии происходит не только усвоение ценностей и идеалов, но и сопереживание участниками обряда.

- Ритуал - это сложившийся порядок обрядовых действий.

3. Создать историю своей организации, фиксировать мероприятия, события героев. Эту историю надо рассказывать новым членам организации, регулярно повторять в различных формах членами организации. Можно записывать ее в виде летописи, дневника или журнала.

4. Создавать мифы и легенды организации, героев организации, именно через них наиболее успешно передаются ценности организации и нормы поведения.

5. В своих выступлениях, поступках лидеры, руководители организации любого уровня должны постоянно в различных формах доносить до общественности ценности и нормы организации.

6. Доминирующей в сознании является знаково-символическая функция. Это сознание определяет наше поведение. Поэтому крайне необходимо четко определить основные понятия и опираться на них (например: личность, права и обязанности и т. д.).

Не менее важны и такие формы знакового сознания как форма или элементы одежды, указывающие на принадлежность к организации; оформление помещения с помощью лозунгов, плакатов, настенных газет, собственной печатной продукции, клятва члена организации, различные знаки продвижения члена организации и т. д.

Рассмотрим некоторые элементы корпоративной культуры на примере Общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи" (РСМ).

Миссия РСМ (Главная цель) – объединение граждан и общественных объединений для содействия всестороннему развитию молодого человека, реализации его потенциала в общественной сфере, защиты законных интересов и правмолодежи.

Богат Российский Союз молодежи и своими традициями. Ежегодное празднование Дня рождения комсомола (Российский Союз молодежи - исторический правопреемник ВЛКСМ), Дня рождения РСМ, Международного дня студентов. На своих мероприятиях членами РСМ в торжественной обстановке традиционно поднимается флаг и звучит гимн организации.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о вступлении нового члена в организацию. Здесь необходимо рассмотреть обряды, сопровождающие этот факт. Например, в Российском Союзе Молодежи существует обряд «коктейля РСМ», который состоит из Р яженки С метаны и М олока. Его выпивает каждый новый член РСМ. Торжественно произносится клятва члена РСМ:

 

Клятва

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...