Проективная техника
Особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию [232]. В интерпретации итогов проективного теста большая нагрузка падает на теоретическую модель, используемую интерпретатором. Первоначально проективные процедуры (в большинстве связанные с методом опроса) применялись психиатрами для выявления скрытых, несознаваемых субъектом расстройств. Прямое отношение этой процедуры к традициям психоанализа создало ей дурную репутацию среди советских психологов. Однако в послевоенные годы проективные методики получили как бы второе рождение вне всякой связи с психоанализом и клинической практикой. Дело в том, что отношение людей к явлениям внешнего мира всегда обусловлено их потребностями, образом мыслей и чувствования. Восприятие внешнего мира субъектом - это не вполне то же самое, что реальный объективный ход событий. Одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное значение. Примеры проективных методик многообразны. Рассмотрим одну из них — тест семантического дифференциала, разработанного в середине 50-х годов Ч. Осгудом. Этот тест хорошо зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений людей к смыслу тех или иных понятий, суждений [314]. Испытуемому предлагается последовательно высказать свое отношение к заданному объекту или понятию (например, "работа") по целому набору полярных семичленных шкал (схема 22).
Если испытуемый положительно относится к объекту, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитивному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопоставлении данных по нескольким объектам, отнюдь не по абсолютному значению суммарных оценок. Шкалы могут быть весьма конкретными или же связанными отдаленной ассоциацией. Осгуд применял оба способа одновременно. Полюса, специально отобранные для термина "работа", например, таковы: приятное - неприятное, трудное — легкое, свое — чужое, главное — второстепенное и т.п. В качестве полюсов шкал, неконкретизированных к данному случаю, Осгуд использовал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оценивания. Он выделяет в этих 20 парах три ведущих фактора: "отношение", "сила", "активность". В числе итоговых шкал следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, разболтанный — пунктуальный, активный — пассивный, вкусный - безвкусный, неудачный — удачный, твердый — мягкий, умный - глупый, новый — старый, хороший - плохой, слабый - сильный, важный - не имеющий значения, острый — округлый, хладнокровный — восторженный, ложный — правдивый, бесцветный - красочный, обычный - необычный, красивый — безобразный, медленный — быстрый. Например, мы хотим выяснить, как отличаются отношения к разным понятиям у одного лица. Эти понятия: "работа", "досуг", "отдых", "занятость" и т.п. Работа с тестом включает следующие стадии. После заполнения всех шкал (20 или меньше) на каждое понятие материал готов для анализа. Используем так называемый показатель "дистанции" (D) между двумя понятиями. Для этого (1) вычислим различия оценок для двух понятий (работай досуг) по каждой шкале в отдельности. Получим, например, различия (d): 1,3,4,0,4,2,5,0...(2) Возведем разности по шкалам в квадрат (d 2): 1,9, 16, 0,16,4,25,0... (3) Суммируем квадраты разностей по всем шкалам ( ): 1 + 9 + 16 + 0 + 16 + 4 + 25 + 0... (4) Наконец, извлечем квадратный корень из суммы квадратов разностей по всем шкалам( )
Полученная величина (D) - есть показатель различия отношений к двум сравниваемым понятиям (объектам). Последовательно произведем ту же операцию со всеми парами понятий и составим матрицу, где в точках пересечения запишем значения дифференциала двух смежных объектов оценивания (схема 23). Если, например, D1.2, т.е. дифференциал восприятия понятий "работа" и "досуг", будет равен 5, 6, а D1.4, т.е. "работа" - "занятость", составит 0,3 и в то же время D2.4, т.е. "досуг" - "занятость", равен 3,2, то отсюда следует, что данный субъект (или группа при суммарном анализе на группу) воспринимает работу очень близко к смыслу "занятость" и совершенно не так, как "досуг", но досуг слабо ассоциирует с занятостью, т.е. воспринимает его скорее в качестве рекреации. Могло бы быть и иначе: высокие значения дифференциала "работа" - "досуг", но близкие между работой и занятостью, досугом и занятостью, что говорило бы о насыщенности, напряженности и работы и досуга в субъективном восприятии. Тест Осгуда пригоден также для того, чтобы определить численные величины сравнительной симпатии (благожелательности) или антипатии к каждому из предложенных объектов. Для этого достаточно подсчитать среднюю по всем шкалам оценку данного объекта данным испытуемым. Так, в исследовании по методике Т. Дридзе [105, с. 197] семантический дифференциал использовался для ранжирования политических терминов, которые часто употребляются в газетных текстах ("демократия", "диктатура", "почин", "инициатива", "прогресс", "сосуществование"…). Авторы исследования определили, какие термины вызывают более положительное (или относительно отрицательное) эмоциональное отношение у читателей. Практически эти данные могут быть использованы для отбора адекватного словаря в информационных материалах. Тест позволяет рассчитывать не только дифференциалы, но и корреляции между средними значениями оценок данного объекта по предложенным шкалам, При этом шкалы могут быть узкоспецифицированы применительно к объекту оценивания, что обосновывается с помощью судейства.
Подсчитывать средние по сумме шкал можно и на группу (подвыборку), точно так же, как подсчитывать средние значения дифференциалов. Хорошо известны общеличностные тесты, основанные на "прочтении" ассоциаций, вызванных графическими изображениями. Это тесты Роршаха и ТАТ. Первый использует максимально неопределенную предметную ситуацию. Испытуемому предлагают 10 карточек с изображением различных конфигураций, выполненных с помощью зачерненных пятен ("абстрактная картинка"). Он должен ответить на вопрос: "Что бы это значило?". Сами по себе эта изображения ровно ничего не обозначают. Но испытуемый пытается придать им какой-то смысл и начинает фантазировать. По совокупности описаний каждой из 10 "картинок", целиком построенных на ассоциациях и воображении, исследователь старается определить доминирующие мотивы, эмоции, скрытые импульсы отношения к действительности. Другой пример - ТАТ, или тематическая оценка сюжета. Предлагаются реальные картинки - графические изображения, сюжеты которых варьируют от вполне недвусмысленного до весьма неопределенного. Испытуемый должен сочинить рассказ по картине подобно тому, как это делают школьники первого класса, у которых учитель стремится развить воображение. Оценка итогов теста опять-таки сводится к выявлению господствующих эмоций, скрытых импульсов-, беспокойств, доминирующих отношений к реальности. Обычный прием проективной процедуры: незаконченность фразы, требование ассоциировать по поводу заданных стимулов. Так, предлагается быстро написать, что придет на ум по ассоциации с заданными терминами (например, нововведение, стимулирование труда, эффективность работы и т. д.). Испытуемых просят закончить прерванные фразы типа: "Когда я прихожу домой после работы...", "Когда мне надо выступить на собрании, я... ". Берется любой сюжет, подсказанный задачей исследования, и в ответах ищут все те же доминанты мотивов, интересов, влечений. Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего теоретическими посылками, руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Надежность тестов проверяют по системе обычных корреляций с другими методиками и по известной группе. Обычно социологи используют, так сказать, "ослабленные" варианты проективных процедур. Это перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конкретные, чтобы можно было вполне определенно интерпретировать реакцию человека.
Читайте также: IX. Примитивизм и техника Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|