Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.Основные требования к уроку СБО.

Роль курса социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе.

I.Предмет СБО (социально-бытовая ориентировка)

«Через активную организацию жизни в школе ученик придет к умению войти в жизнь».

Л.С.Выготский

Социально- бытовая ориентировка умственно- отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделитьи освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили введение в учебно- воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО. В 1980г. Главное управление школ и Институт дефектологии АПН СССР разработали новые учебные планы всех типов специальных образовательных школ (школ-интернатов) для детей с дефектами физического и умственного развития. Изменения, внесенные в учебный план, позволили вводить специальные коррекционные занятия по СБО.

Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры (библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.

Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия: целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка; дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.

Идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:

- знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

- умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

- экономико-бытовых умений;

- умений организовать свой досуг;

- умений общения;

- волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

- познавательной деятельности;

- эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.

Социально бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.

II.Основные требования к уроку СБО.

Каждый урок СБО представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:

- содержания, проявляющегося через различные источники- слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, художественную литературу, средства наглядности и т.п

- различных звеньев обучения - формирование новых знаний (усвоение нового материала); закрепление, упражнения, проверка усвоения учебного материала; повторение; использование усвоенных знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

- различных методов и приемов обучения.

Уроки СБО как и все учебные занятия в коррекционной школе, имеют коррекционно-развивающую направленность.

На каждом уроке решаются три задачи- обучающая, воспитательная и коррекционно-развивающая. Постановка этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

1. При разработке тематического планирования учителю необходимо правильно определить место данного урока в системе уроков по определенной теме или разделу. На уроке должна быть обеспечена связь изучаемого материала с ранее усвоенными сведениями, а также проведена подготовка к изучению последующих тем. Например, урок по теме «правила личной гигиены» относятся к программному разделу «Личная гигиена», В 5 классе учащиеся получают представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления темы «Личная гигиена» в 6,7,8,9,10,11,12 классах учитель непосредственно обращается к тем знаниям и умениям, которые ученики уже имеют.

2. В процессе подготовки к уроку учитель должен ясно представлять цель урока и точно сформулировать ее в плане или конспекте урока. Цель реализуется в комплексном решении трех задач. Решая коррекционно- развивающую задачу на уроке СБО, учитель стремиться на основе реального жизненного материала формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей. Например, анализируя свертывание белка в горячей воде, учащиеся делают выводы о том, что при отваривании яйца белок будет изменять консистенцию от жидкой к твердой в зависимости от времени варки.

3. Необходимо продумывать оптимальную организацию труда учащихся и отбирать приемы и методы, адекватные поставленным на уроке задачам. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию отвлеченного учебного материала. При построении урока это необходимо учитывать и не допускать слишком длительных периодов на уроке, когда учебный материал воспринимается только со слов учителя. Например, при изучении темы «Виды писем» учитель сообщает, что письма могут быть разными (закрытые, открытые, простые, заказные). Далее учитель вовлекает детей в беседу, он задает вопросы, выявляет знания учащихся по этой теме, демонстрирует виды этих писем. Учащиеся находят их особенности, различия.

4. Оборудование, используемое на уроке, включая средства наглядности и технические средства обучения, должно соответствовать его целям и задачам.

5. Следует использовать любой урок для активного содействия формированию положительных качеств личности учащегося. В зависимости от содержания урока учитель определяет конкретные воспитательные задачи.

- формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

- воспитывать чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

- способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...