Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрим некоторые свойства более подробно.





Объект Canvas

Канва представляет собой область компонента, на которой можно рисовать или отображать готовые изображения. Сам по себе холст (Canvas) представляет собой поверхность, на которую можно выводить текст и иные графические изображения - линии, прямоугольники, эллипсы и т.д. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что этот холст представляет собой плоскость, состоящую из отдельных точек - пикселей. Пиксель - это базовый элемент графического ввода, представляющий собой отдельную точку. Фактически, при рисовании на холсте вы просто закрашиваете его отдельные точки тем или иным цветом. Но, разумеется, работая с холстом посредством методов, предоставляемых классом TCanvas, можно без лишних хлопот выводить не только точки, но и текст, линии, прямоугольники, многоугольники, окружности, и даже готовые изображения.

Канва состоит из отдельных точек – пикселей. Положение пикселя характеризуется его горизонтальной (X) и вертикальной (Y) координатами. Левый верхний пиксель имеет координаты (0, 0). Координаты возрастают сверху вниз и слева направо. Значения координат правой нижней точки холста зависят от размера холста. Размер канвы можно получить, обратившись к свойствам Height и Width области иллюстрации (image) или к свойствам формы: ClientHeight и Clientwidth. Вид выводимых на канву графических элементов определяется свойствами канвы Pen (карандаш) и Brush (кисть). Свойство Pen отвечает за внешний вид вычерчиваемых линий и контуров, свойство Brush – за заливку областей, ограниченных контурами.

На канву можно также загрузить изображение из файла либо вывести на неё текст.

Рассмотрим основные свойства и методы объекта Canvas, обратившись к таблице 1. При их рассмотрении имейте в виду, что все геометрические фигуры рисуются текущим пером. Те из них, которые можно закрашивать, закрашиваются с помощью текущей кисти. Кисть и перо при этом имеют текущий цвет.

Таблица 1

Свойство (метод) Тип значений или параметры Описание
Pixels Матрица TColor Предоставляет доступ к любому пикселю холста, чтобы узнать или изменить его цвет
Pen TPen Свойства пера для черчения линий
Brush TBrush Свойства кисти для заполнения внутренних областей фигур
Font TFont Свойства шрифта для вывода текста
MoveTo X, Y: Integer Устанавливает текущую позицию пера
LineTo X, Y: Integer Проводит линию от текущей позиции к указанной
TextOut X, Y: Integer; const Text: string Выводит заданный текст, начиная с указанных координат
function TextHeight (const Text: string): Integer Задает высоту строки Text в пикселах
function TextWidth (const Text: string): Integer Задает ширину строки Text в пикселах
TextRect (Rect : TRect; X, Y: Integer; const Text: string) Производит вывод текста с отсечением. Как и в TextOut, строка Text выводится с позиции (X, Y); при этом часть текста, лежащая вне пределов прямоугольника Rect, отсекается и не будет видна
Rectangle X1, Y1, X2, Y2: Integer или Rect: TRect Рисует прямоугольник указанных размеров. Цвет рамки определяется текущим значением свойства Pen, а цвет заливки – свойством Brush
RoundRect (XI, Yl, X2, Y2, X3, Y3: Integer) Рисует прямоугольник с закругленными углами. Координаты вершин — те же, что и в методе Rectangle. Закругления рисуются как сегменты эллипса с размерами осей по горизонтали и вертикали ХЗ и Y3
Ellipse X1, Y1, X2, Y2: Integer или Rect: TRect Рисует эллипс, вписанный в прямоугольник указанных размеров. Цвет рамки определяется текущим значением свойства Pen, а цвет заливки – свойством Brush
Polygon Points: array of TPoint Рисует многоугольник по указанным вершинам
PolyLine Points: array of TPoint Рисует ломаную линию, соединяющую указанные точки
PolyBezier (const Points: array of TPoint) Строит кривую Безье (кубический сплайн), используя массив координат точек Points
PolyBezierTo (const Points: array of TPoint) Строит кривую Безье (кубический сплайн), используя массив координат точек Points. Текущая точка используется в качестве первой
Draw X, Y: Integer; Graphic: TGraphic Выводит графическое изображение, начиная от указанных координат (левого верхнего угла)
DrawFocusRect const Rect: TRect Производит отрисовку прямоугольной рамки из точек (как на элементе, имеющем фокус ввода). Поскольку метод использует логическую операцию ХОР (исключающее ИЛИ), повторный вызов для того же прямоугольника приводит изображение к начальному виду
Arc XI, Yl, Х2, Y2, ХЗ, Y3, Х4, Y4:Integer Рисует дугу. Метод рисует сегмент эллипса. Эллипс определяется описывающим прямоугольником (X1.Y1)— (Х2, Y2); его размеры должны лежать в диапазоне от 2 до 32 767 точек. Начальная точка сегмента лежит на пересечении эллипса и луча, проведенного из его центра через точку (ХЗ, Y3). Конечная точка сегмента лежит на пересечении эллипса и луча, проведенного из его центра через точку (Х4, Y4). Сегмент рисуется против часовой стрелки
Chоrd XI, Yl, X2, Y2, X3, Y3, X4, Y4: Integer Рисует хорду и заливает отсекаемую ею часть эллипса. Эллипс, начальная и конечная точки определяются, как в методе Arc
RoundRect   Рисует прямоугольник со скругленными краями
BrushCopy (const Dest: TRect; Bitmap: TBitmap; const Source: TRect; Color: TColor) Производит специальное копирование. Прямоугольник Source из битовой карты Bitmap копируется в прямоугольник Dest на канве; при этом цвет Color заменяется на цвет текущей кисти (Brush. Color). С помощью этого метода можно нарисовать "прозрачную" картинку. Для этого нужно выбрать соответствующий фону цвет кисти и затем заменить на него фоновый или наиболее часто встречающийся цвет битовой карты (см. Bitmap. TransparentColor)
CopyRect const Dest: TRect; Canvas: TCanvas; const Source: TRect Производит копирование прямоугольника Source из канвы Canvas в прямоугольник Dest в области самого объекта
FillRect const Rect: TRect Производит заливку прямоугольника (текущей кистью)
FrameRect const Rect: TRect Осуществляет рисование контура прямоугольника цветом текущей кисти (без заполнения)
FloodFill (X, Y: Integer; Color: TColor; FillStyle: Tf illStyle) ; TFillStyle = (fsSurface, fsBorder) Производит заливку области текущей кистью. Процесс начинается с точки (X, Y). Если режим FillStyle равен fsSurface, то он продолжается до тех пор, пока есть соседние точки с цветом Color. В режиме fsBorder закрашивание, наоборот, прекращается при выходе на границу с цветом Color
Pie (XI, Yl, X2, Y2, X3, Y3, X4, Y4: Integer) Рисует сектор эллипса, описываемого прямоугольником (Х1, Y1) — (Х2, Y2). Стороны сектора лежат на лучах, проходящих из центра эллипса через точки (ХЗ, Y3) и (Х4, Y4)
property ClipRect: TRect;   Определяет область отсечения канвы. То, что при рисовании попадает за пределы этого прямоугольника, не будет изображено. Свойство доступно только для чтения — его значение переустанавливается системой в контексте устройства, с которым связана канва
property PenPos : TPoint;   Содержит текущую позицию пера канвы (изменяется посредством метода MoveTo)

Где же найти ту канву, на которой предстоит рисовать? Во-первых, ею снабжены все потомки классов TGraphicControl и TCustomControl, т. е. почти все визуальные компоненты из Палитры компонентов; в том числе и форма. Во-вторых, канву имеет растровая картинка (класс TBitmap); вы можете писать и рисовать не на пустом месте, а на готовом изображении.



Рассмотрим некоторые свойства более подробно.

Начнем с Pixels. Это свойство, представляющее собой двумерный массив, содержит информацию о цвете каждой точки поверхности, описывая, таким образом, всю поверхность холста. Изменяя цвет той или иной точки, мы можем выводить изображения. Например, если нам надо изменить цвет точки в левом верхнем углу, мы можем написать такое выражение:

Canvas.Pixels[1,1]:=clRed;

Здесь мы обратились к 1-му элементу 1-го ряда массива, которой как раз и соответствует левому верхнему углу холста, и назначили ему значение clRed, т.е. установили красный цвет. У каждого пикселя две стандартных координаты: x — расстояние от левой границы холста, y — расстояние от верхней границы. Точка (0,0) — это левый верхний угол. Чтобы узнать или поменять цвет пикселя с координатами (x,y), используют обращение Canvas.Pixels[x,y].

Поскольку с использованием различных методов объекта Canvas можно выводить не только точки, но и различные фигуры, а так же текст, то остальные свойства как раз позволяют настроить параметры вывода этих фигур и текста. Так, для текста используется свойство Font, являющееся, в свою очередь, классом TFont и имеющим такие свойства, как Color (цвет), Name (гарнитура шрифта), Size (размер) и Style (стиль). Последнее свойство имеет 4 флага, позволяющих сделать шрифт полужирным, наклонным, подчеркнутым или зачеркнутым:

Canvas.Font.Color:=clBlue; //шрифт будет синего цвета

Canvas.Font.Name:='Arial'; //выбрана гарнитура Arial

Canvas.Font.Size:=12; //установлен размер шрифта в 12pt

Canvas.Font.Style:=[fsBold,fsItalic]; //шрифт будет полужирным наклонным

Что касается таких свойств холста, как Pen и Brush, то для них предусмотрено изменение цвета и стиля линии (для Pen) или заполнения (для Brush). Кроме того, для пера можно определить ширину линии и режим наложения цвета. Соответственно, мы имеем следующие свойства:

Color - определяет цвет линии для пера или заполнения для кисти;

Style - определяет стиль линии или заливки. Для линии возможны следующие значения: psSolid, psDash, psDashDot, psDashDotDot, psClera и psInsideFrame. Для заливки: bsSolid, bsClear, bsHorizontal, bsVertical, bsFDiagonal, bsBDiagonal, bsCross, bsDiagCross;

Width - определяет толщину линии в пикселях.

Следует учитывать, что изменить стиль линии возможно только в том случае, если ее толщина установлена в 1 пиксель (что, впрочем, является значением по умолчанию). При любом другом значении толщины линия всегда будет сплошной - psSolid.

У пера Pen имеется еще одно свойство, которое мы пока не рассматривали. Это свойство — Mode (режим). По умолчанию значение Mode = pmCopy. Это означает, что линии проводятся цветом, заданным в свойстве Color. Но возможны и другие режимы, в которых учитывается не только цвет Color, но и цвет соответствующих пикселей фона. Наиболее интересным из этих режимов является режим pmNotXor — сложение с фоном по инверсному исключающему ИЛИ. Если задан этот режим, то повторное рисование той же фигуры на том же месте канвы убирает ранее нарисованное изображение и восстанавливает цвета пикселей, которые были до первого изображения фигуры.

Эту особенность режима pmNotXor можно использовать для создания простенькой анимации. Достаточно нарисовать нечто, затем стереть нарисованное, перерисовать немного измененным — и рисунок будет представляться ожившим.


Черчение фигур

Чтобы лучше представить себе использование объекта Canvas, попробуем использовать его свойства и методы для рисования фигур. Для начала попробуем вывести простую линию на поверхность формы, для чего создадим новое приложение, щелкнем по автоматически созданной форме (Form1), после чего перейдем в окно инспектора объекта и на закладке Events дважды щелкнем по строке напротив надписи OnClick. В ответ на это Delphi создаст обработчик события FormClick в редакторе кода:

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

Begin

end;

Теперь остается поместить в него код, рисующий линию. Поскольку у формы уже имеется свойство Canvas, то будет достаточно просто обратиться к его методам MoveTo и LineTo. Пусть линия начнется в точке со смещением в 10 пикселей от левого верхнего угла по вертикали и горизонтали, и продлится до точки в 200 пикселей по горизонтали. В результате код получится следующим:

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

Begin

Form1.Canvas.MoveTo(10,10);

Form1.Canvas.LineTo(200,10);

end;

Теперь остается запустить приложение и щелкнуть по любому месту на форме. Результатом будет вывод тонкой горизонтальной линии. Добавив к коду процедуры вызов метода Ellipse, мы получим построение эллипса, а Rectangle - прямоугольника:

Form1.Canvas.Ellipse(30,30,150,150);

Form1.Canvas.Rectangle(230,30,350,150);

Здесь в обоих случаях мы построили правильные фигуры, т.е. окружность и квадрат. Но поскольку для класса TCanvas не определены методы, строящие именно эти фигуры, то мы использовали методы для построения эллипса и прямоугольника, рассматривая окружность и квадрат как частные случаи этих типов фигур. В то же время, при необходимости можно было бы создать собственные методы, добавив их к классу TCanvas. Сделать это, на самом деле, несложно: достаточно определить новый класс, являющийся наследником TCanvas, и определить для него 2 новых метода. Назовем такой класс TMyCanvas, а методы - Circle и Square:

TMyCanvas = class(TCanvas)

procedure Circle(Rad, X, Y: integer);

procedure Square(Size, X, Y: integer);

end;

Определение этого класса следует поместить в части interface, непосредственно после определения класса TForm1, которое уже размещено в модуле самой Delphi. В части же implementation мы определим сами эти функции:

procedure TMyCanvas.Circle(Rad, X, Y: integer);

Begin

end;

procedure TMyCanvas.Square(Size, X, Y: integer);

Begin

end;

Теперь остается написать код, выполняющий построение фигур. Для начала примем, тот факт, что для метода Circle параметр Rad означает радиус окружности, а параметры X и Y - ее центр. Таким образом, мы можем использовать унаследованный метод Ellipse, подставив нужные параметры в его вызов:

Ellipse(X-Rad, Y-Rad, X+Rad, Y+Rad);

Что касается метода Square, то его параметр Size будет означать размер стороны квадрата, а X и Y - координаты верхнего левого угла. Таким образом, можно использовать метод Rectangle, указав для него соответствующие параметры:

Rectangle(X, Y, X+Size, Y+Size);

Теперь, когда методы определены и новый класс готов, следует разобраться с тем, как его использовать. Прежде всего, нам понадобится определить переменную - экземпляр класса. Кроме того, нам понадобится создать ее, использовав конструктор Create. Ну и, наконец, используя свойство Handle (указатель), мы должны связать наш объект с холстом формы. Все это можно разместить во все том же методе обработки щелчка мышкой.

 

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

var

MC: TMyCanvas;

begin

MC:=TMyCanvas.Create; // используем конструктор родительского класса

MC.Handle:=Canvas.Handle; // назначаем холст окна областью вывода

MC.Circle(50,200,100); // рисуем окружность диаметром 50 пикселей

MC.Square(50,100,100); // рисуем квадрат со сторонами 50 пикселей

MC.Free;

end;

Разумеется, все методы, доставшиеся классу TMyCanvas в наследство от TCanvas, так же можно использовать, включая те же Create и Free, чем мы и воспользовались. Применительно к остальным свойствам и методам можно делать то же самое, например, установить толщину и цвет линии, вывести линию при помощи MoveTo и т.д.:

MC.Pen.Width:=3;

MC.Pen.Color:=clRed;

MC.MoveTo(10,10);

MC.LineTo(200,10);

MC.Brush.Style:=bsHorizontal;

 

Таким образом, можно оформить вывод фигур, при помощи заполнения, штриховкой, а линию сделать толще и изменить ее цвет.

Рис. Вывод графики на холст окна

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.