Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Платона об обществе и государстве.

Учение Платона о душе.

Душа у Платона бестелесна, она не возникает вместе с телом, а существует вечно. Тело подчинено душе. Состоит она из 3-х частей:

1) Высшая – разум;

2) Средняя – воля и благородные желания;

3) Низшая – влечение и чувственность.

В зависимости от того, какая часть души является доминирующей, от этого зависит ориентация человека на возвышенное и благородное или на дурное и низкое.

Но это учение Платона о душе, о её бессмертии – это учение о бессмертии тела после смерти живого человека. По Платону, его физическое тело действительно разлагается и уничтожается. Но что это за тело? Оно иное, чем было на земле. Но оно всё-таки тело. А что это за тела, в которые, по учению Платона, душа переселяется при своих перевоплощениях? И что это за тело, в котором душа была в идеальном небесном мире до своего падения и в котором она будет после своего нового восхождения в идеальный мир? Очевидно, всё это – совершенно разные тела, разные по своей "тонкости" и по степени идеальности. Такой принцип Платоном нигде не отрицался. Даже вечные боги, по Платону, всегда и неизменно обладают своими вечными телами. У Платона об этом сказано так: "Не видав и мысленно не достигнув в достаточной мере бога, мы рисуем в себе некое бессмертное существо, имеющее душу, причём они нераздельны на все времена. Впрочем, как угодно богу, так пусть и будет, так пусть и считается".

Итак, до своего вселения в тёмную оболочку душа перебывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Однако и теперь она хранит в глубине память о том, что она созерцала когда-то. Восприятия материальных предметов напоминает душе позабытые ею знания, идеи.

Учение Платона о воспоминании души, её "припоминании" послужило исходным пунктом априоризма – учения, согласно которому каждому уму присущи некоторые знания, прирождённые душе и независящие от чувственного опыта. Познание, считает Платон, "припоминание" той истины, которую душа созерцала, пребывая в "мире идей".

Но "припоминание" не есть каждый раз изолированный акт познания. Познание, хотя оно и может происходить вдруг и скачкообразно, есть вместе с тем процесс. Дело в том, что душа человека в потустороннем мире созерцала не просто отдельные идеи, а идеи в их связи. Эти связи и дают человеку возможность "припомнить" одну идею, по аналогии "припомнить" и постичь другие. В этом случае речь идёт о диалектической логике как учении и искусстве через противоречия двигаться к сути вещей.

Здесь следует отметить, что само слово "диалектика", в том смысле, о котором мы говорим сейчас, появляется впервые у Платона. Первоначальный смысл этого слова означал умение вести спор, беседу, диалог. Он считал, что любой здравомыслящий человек, если он ставит перед собой цель – нахождение истины ведёт с самим собой разговор-спор, разрешая и устраняя возникающие противоречия. Без этого внутреннего спора-диалога человека с самим собой нельзя даже приблизится к истине. И наоборот, разрешая противоречия, объективно возникающие в мышлении, человек постигает истину. Такого типа диалектика (идеалистическая) оказалась вершиной общечеловеческой философской мысли и возродит её лишь уже в XIX веке немецкий философ Гегель.

Учение Платона об обществе и государстве.

Естественно, Платон не мог не обратить внимания на проблемы жизни античного общества. Государство возникает как результат побудительных мотивов людей, не способных в одиночку противостоять силам природы и возможности удовлетворить свои потребности. Идеальное государство, по мысли Платона, образцовое государство должно быть гармоничным и совершенным. В основе этого идеального государства должны быть три социальные группы – правители (философы); стражи (воины, в обязанности которых входит стоять на страже безопасности государства); производители (земледельцы и ремесленники, задача которых – обеспечение всех жизненных потребностей граждан). Эти три сословия, составляющие основу государства, соответствуют трём добродетелям души: у философов преобладает разумная часть души – мудрость, у стратегов и воинов – храбрость, воля и благородная страсть, у производителей – чувственность и влечения, которые должны быть умеренными и управляемыми. Четвёртая добродетель – справедливость является "надсословной", т.е. добродетелью для всех.

В соответствии со своим пониманием идеального государства, Платон классифицирует различные типы государств:

* Тимократия (власть честолюбцев). Содержанием и побудительным мотивом деятельности правителей такой формы государственности является стремление к славе, наградам, похвале. Это власть, основанная на военной силе, которая может быть употреблена во вред всеобщему делу;

* Олигархическое государство. Основано на власти немногих богатых людей, основным видом занятия которых является торговля, ростовщичество. Иным словом – приумножение богатства, а не интересы людей;

* Демократическое государство. Такое государство вызывало у Платона особое раздражение, т.к. это власть неблагородного демоса, чувственно-озлобленной толпы. Такой тип государства обязательно ведёт к анархии, разброду и беспорядкам;

* Государство тирании. Это власть произвола, непременно связанная с диктатурой и подавлением всяческих прав людей;

* Аристократическая республика. Наиболее подходящее из типов государств, в котором власть принадлежит лучшим выборным людям, осознавшим идею "справедливого общества" и в своей практической деятельности руководствующихся этой идеей. В этом государстве должна быть общность детей и жён (особенно у стражей, дабы лишить их соблазна делать поблажки своим родственникам), не должно быть частной собственности (чтобы она не отвлекала их от исполнения государственных обязанностей).

Идеальное государство не может эффективно функционировать без соответствующей системы воспитания. Эта система ориентирована, прежде всего, на воспитание правителей и стражей. Важное место в ней занимают гимнастика, физическое воспитание в сочетании с умственным, эстетическим, этическим воспитанием, включавшем литературное и музыкальное образование, изучение искусства, политики, арифметики, геометрии, астрономии, теории музыки. Такой уровень образования был достаточен для военных стражей. Те же, кому предназначалось быть правителем, кроме указанных видов знания, должны были изучать философию, а также диалектику.

Ещё с молодости мечтавший быть полезным обществу, Платон уже в зрелом возрасте решил свою теорию воспитания правителя проверить на практике. Разочарованный в демократии, погубившей Сократа, он возлагал большие надежды на воспитание просвещённого царя. И такая возможность ему представилась. Путешествуя, Платон оказался в Сиракузах (Сицилия), где познакомился с правителем Дионисием Старшим, который обманом захватил власть в Сиракузах. Ряд провокаций и убийств завершили его восхождение на вершину власти.

Но тиран оказался незаурядным полководцем. В войне с Карфагеном Дионисию удалось распространить своё влияние далеко на запад, а также подчинить себе южноитальянские города и территории. В результате в Средиземноморье появилась мощная держава, раскинувшаяся по обе стороны Мессинского пролива.

Получив разрешение на проведение философских бесед, Платон с энтузиазмом взялся за перевоспитание Дионисия Старшего. Но, как и следовало ожидать, усилия образумить этого человека оказались тщетными. История зафиксировала одну из таких бесед.

Как-то раз, прогуливаясь с Дионисием около дворца, Платон услышал вопрос:

- Кто, по-твоему, счастлив среди людей?
- Сократ.
- Кто, кто?! – оживился Дионисий.
- Да, ты не ослышался. Счастливым был Сократ. Он познал истинный смысл жизни и смерть встретил достойно.
- Смерть есть смерть, глубокомысленно изрёк Дионисий, – а достоинство это чепуха. Хотел бы я посмотреть на его достоинство под пытками.
- Мудрый и благородный человек не убоится физических мук, – нахмурился Платон, – Сократ был храбрым воином и смелым философом. Пытками его было не сломать.
- Это ты так думаешь, а я думаю иначе, – отчеканил Дионисий.
- Смерть Сократа – не предмет для спора, – с печалью в голосе сказал Платон. Давай изменим тему нашей беседы.
- Согласен. В чём, по-твоему, задача правителя?
- В том, чтобы делать из подданных хороших людей.
- Это общеизвестно. Но что есть хорошее, кто рассудит?
- Ответ на это даёт правильная философия, – задумчиво произнёс Платон.
- Не смеши меня философ. Если я прикажу, то все мои придворные осудят тебя как извратителя истины, а меня провозгласят самым правильным философом.
- Да, но это не философия, а низкая и боязливая лесть.
- Пусть будет так. Скажи мне лучше, что такое справедливый суд? – спросил развеселившийся тиран.
- Справедливые судьи подобны портным. При плохом правлении их дело – молча зашивать прорехи.
- Значит, я рву, а кто-то латает. Ты это хочешь сказать? – резко выпалил тиран. Его хорошее настроение мгновенно улетучилось. – А скажи-ка, мудрец, быть тираном не требует храбрости?
- Не горячись, – спокойно сказал Платон, прямо глядя в белые от злости глаза Дионисия. – Я не хочу никому льстить. И тебе льстить, не намерен. Ты говоришь о храбрости. Так вот тебе мой ответ: самый боязливый на свете человек – тиран. Он дрожит даже перед бритвой цирюльника, ибо ему постоянно мерещится, что его хотят зарезать.

Дионисий был вне себя от ярости. Он не мог терпеть философствующих умников. Он робел перед ними, так как не умел и не хотел с ними спорить.

На следующий день, пригласив философа во дворец, Дионисий бесцеремонно и властно спросил:

- Зачем ты приехал в Сицилию?
- Я ищу пути к воспитанию совершенного человека.
- О, наивное простодушие! – расхохотался тиран, – клянусь богами, ты этого никогда не найдёшь!

К великому сожалению, тиран оказался во многом прав. Мысли Платона по поводу идеального государства и просвещённого царя были и остались утопией. Хотя и во многом прав. Действительно, всё заключается в человеке, который в одно и то же время может быть и великим гением и мелким злодеем, и мудрым, и глупым, и добрым, и злым, просвещённым и тёмным, гуманным и бесчеловечным, культурным и невежественным. Важную роль при этом играют объективные условия, в которых совершаются события, а также, время, место, обстоятельство, потребности.

В 348 году до н.э. Платон ушёл из жизни. Погребение совершили во дворе основанной им Академии. На гробнице философа были начертаны три надписи, одна из которых гласит:

В лоне глубоком земля скрывает останки Платона,
Дух же бессмертный его в сонме блаженных живёт.
Сын Аристона, ты знал прозренье божественной жизни,
И меж достойнейших чтим в ближней и дальней земле.

Действительно, достойно прожил свою жизнь Платон, войдя в историю духовной жизни человечества как величайший философ, чьи труды положили начало европейской традиции философии объективного идеализма, провозгласившего примат идеального над материальным.

Сейчас, как и почти двадцать пять столетий назад, философия Платона значима тем, что она стимулирует развитие человека и общества, постижение духовного и душевного в человеке. Его диалектика, пусть даже как процесс развития кажущегося бытия, или как диалектика идей, сделала такого рода философию интересной и привлекательной для многих поколений философов.

Но давайте подробнее рассмотрим биографию и становление этого неординарного и уникального человека.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до наших времен не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Биография Платона

Платон родился в 428-427 годах до нашей эры в греческом городе Афины. Точная дата рождения философа неизвестна. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона, восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Учителя

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Путешествия Платона

Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на смерть Сократа. После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте.

Почерпнув все, что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни философа Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Учения Платона

Учение Платона развилось на фундаменте философии Сократа с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики.

Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в платоновской Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Идеализм

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении – эйдоса. Суть в том, что философ Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей).

Эйдосы – это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей. Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной.

Эйдос каждой вещи – это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека – это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы – непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Человеческая душа

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания.

В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос– весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Смерть Платона

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.

Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Отношение и критика Платона с течением времени.

В период средневековья и Возрождения в западноевропейской культуре Платон рассматривался в первую очередь как стилист и литератор, но не как догматический философ. Первая монография по Платону была написана Теннеманом в XVIII веке.

Значительный вклад в понимание Платона сделал Шлейермахер, выдвинув гипотезу о единой доктрине, отстаиваемой Платоном. В 1804 году Шлейермахер издал свой перевод текстов Платона на немецкий (этот перевод до настоящего времени считается одним из лучших переводов Платона на современный язык) и сопроводил это издание вступлением, совершившим переворот в отношении к Платону. В числе прочего Шлейермахер уделяет значительное внимание жанровой особенности диалога Платона. Шлейермахер исходил из оценки Платона как преподавателя и педагога. Тексты Платона поэтому имеют учебный, но не систематический характер. По мнению Шлейермахера, основные идеи Платона были сформированы ещё в юные годы, а тексты написаны в соответствии с некоторым глобальным планом раскрытия этих идей.

Позже Германн сделал предположение, что взгляды Платона с течением жизни менялись. Впоследствии все сочинения Платона были разделены на ранние или «малые сократические», зрелые (Государство), где утверждается теория идей и поздние (Парменид), где Платон пересматривает свои взгляды.

в 50-х годах XX века немецкими исследователями Гансом Кремероми Конрадом Гейзером был выдвинут ряд тезисов существенно пересматривавших классическое представление о содержании платоновского учения, положивших начало так называемой тюбингенской революции в платоноведении. Согласно исследованиям тюбингенцев, сохранившиеся тексты Платона ничего не дают для понимания его подлинного учения (т. н. «неписанное учение»), которое в его текстах не зафиксировано, однако излагалось им в Академии.

В целом интерпретации философии Платона современные учёные разделяют на несколько направлений:

§ интерпретация в ключе метафизики и гносеологии, идущая от Академии;

§ религиозно-мистическая интерпретация;

§ этико-политическая интерпретация, возникшая в ХХ веке;

§ интерпретация, возникшая в последние десятилетия, признаёт первостепенным для Платона выражение истины через устную речь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...