Философия Нового времени и эпохи Просвещения (Р.Декарт, Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах и др.)
Начавшееся в эпоху Возрождения разложение феодального общества, средневековых институтов и отношений, развитие мануфактурного производства, национального рынка, становление гражданского общества влечет за собой ослабление роли религии и церкви в духовной жизни социума. Возникает новая ориентация в культуре и философии – наукоцентризм. Если в Средневековье философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается на науку. Происходит окончательная секуляризация научного знания, отрицается возможность синтеза науки и религии, веры и разума: наукой не признаются никакие авторитеты, кроме авторитета самого разума (ссылка на авторитет Священного Писания как способ аргументации уступает место наблюдению и эксперименту). Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум направлениям: 1) разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон); 2) совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Декарт, Ньютон, Гаусс, Лейбниц). Уже к концу XVII в. европейская наука приобрела вид экспериментально-математического естествознания. В философии складывается механистическо-метафизическая картина мира. Основные идеи философии Нового времени: 1. Механицизм как мировоззрение XVII в. объясняет всю совокупность природных и социальных явлений на основе законов механики. Для него характерно редуцирование сложного к простому, целого к сумме частей. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в вечное движение Универсума.
2. Идея Универсума, Вселенной с едиными и неизменными организационными принципами, абсолютно одинаковыми для всех ее областей без исключения. Данная идея приходит на смену концепции космоса как иерархически упорядоченной системы, характерной для античности и средневековья с их фундаментальными оппозициями подлинного и неподлинного бытия, земного и небесного миропорядка. 3. Деизм – учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным причинным законам. Каждый из этих законов имеет точное математическое выражение. Перед философией периода Нового времени были поставлены светские, практические задачи: систематизация разрозненных и беспорядочно накопленных знаний, создание методологии опытного исследования природы, определение будущих путей развития науки, основным критерием которой становилась ее практическая эффективность. Наука и разум рассматриваются как необходимые средства созидания и преобразования природы и социума. В этом контексте определяется и новое (по сравнению с Античностью и Средневековьем) понимание предмета философии, ее статуса и роли в системе науки, закладываются принципы классического мышления. Предметом новой философии стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. Новое понимание предмета философии выдвинуло на первый план целый ряд гносеологических проблем, основной из которых стала проблема создания универсального метода познания. Метод, по мнению мыслителей Нового времени, выступает одним из наиболее важных условий плодотворного познания, ориентированного на решение следующих задач: 1) получение истинных знаний о мире и увеличение власти человека над природой;
2) обеспечение всеобщего благоденствия и духовного облагораживания человечества на основе очищения его разума от заблуждений, иллюзий и предрассудков. Понимание существа истинного метода в философии Нового времени определяется в направлениях эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (родоначальник Ф. Бэкон) – это направление в философии, которое признает чувственный опыт в качестве основного источника знаний. Как целостная гносеологическая программа эмпиризм оформился в конце XVII – начале XVIII вв. Материалистический эмпиризм считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций и др.). Субъективно-идеалистический эмпиризм признавал единственной реальностью субъективный опыт индивида (Д. Юм, Дж. Беркли). Например, Беркли утверждая, что вещи – это суммы ощущений, формулирует тезис: существовать – значит быть воспринимаемым. Содержание ощущений при этом сводилось к субъективным переживаниям человека. Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений и отрицает, что в основе опыта лежит объективный мир. Основные положения эмпиризма: 1. Познание начинается с чувственного восприятия, т. е. с непосредственной регистрации фактов. Разум и мышление считаются лишь формирующим, а не творческим началом. Задача разума в процессе познания сводится к правильному обобщению опытных данных, т. е. к их группировке и систематизации. 2. Получение достоверных знаний возможно лишь на основе индуктивного метода, включающего следующие этапы: наблюдение, описание, анализ, сравнение, эксперимент. 3. Основой индуктивной методологии, по Бэкону, выступает научный эксперимент, соответствующий следующим требованиям: а) воспроизводимость (стандартизация условий и процедур проведения опыта); б) проверяемость; в) прогностичность (объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно обладать предсказательной силой, то есть выводить новое знание); г) логичность (рассуждения ученого должны строиться в соответствии с законами и правилами логики). Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целенаправленным наблюдением исследуемого явления в специально созданных условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Индукция должна заменить дедукцию, выводящую частное знание из заранее сформулированной всеобщей идеи, рассуждением, восходящим от установленных фактов к всеобщей идее (от частного к общему). Таким образом, всеобщая идея выступает как конечный результат, а не исходный пункт исследования.
Примечательно то, что если ранее исследователи обращали внимание лишь на те данные, которые подтверждали доказываемые или обобщаемые положения, то Бэкон подчеркивает значимость учета тех аспектов, которые опровергают обобщения, противоречат им (неполная индукция), т. е. усовершенствует метод, позволяющий отныне получить достоверную информацию об изучаемом объекте в полном объеме. Основная задача разрабатываемого метода сводится к очищению разума от заблуждений, так называемых «идолов», или «призраков»: идолов рода, пещеры, рынка, театра. Данные заблуждения выступают препятствиями на пути познания. Идолы рода – заблуждения, присущие человеческому роду, обусловленные специфическим строением наших органов чувств и особенностями восприятия. К их числу, например, можно отнести склонность сохранять веру в то, что привычно или легче для усвоения; истолковывание новых идей в духе уже устаревших; приписывание природе злого или благого умысла. Идолы пещеры – предрассудки, которые связаны с индивидуальными особенностями людей, их психологическим складом, сформировавшимися вкусами и привычками, воспитанием (например, личные суеверия). Идолы рынка – ошибки, порожденные неправильным словоупотреблением, привычкой опираться на расхожие представления и некритически относиться к неточной или недостоверной терминологии. Идолы театра – заблуждения, связанные со слепой верой в авторитеты или некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) – направление, которое признает разум человека источником познания и критерием его истинности. К основному тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте» рационалисты добавляют «кроме самого разума». По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания, которое может быть найдено в самом разуме, а точнее, в его внутреннем первоисточнике – самосознании. Самосознание гарантировано у Декарта наличием Бога – существа, вложившего в человека естественный свет разума: все «смутные» идеи – продукт человека, а потому ложны, все ясные (врожденные идеи, присущие мышлению изначально, т. е. идеи чисел, фигур, некоторые аксиомы, например целое больше части, основные положения логики) – от Бога, а потому выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания. Приобретение нового достоверного знания на этой основе Декарт связывает с соблюдением основных правил метода:
1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости (так называемое методологическое сомнение); 2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения; 3) в исследовании восходить от простого к сложному; 4) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена. Для этого в процессе познания необходимо отталкиваться от некоторых интуитивно ясных фундаментальных истин, из которых на основе дедукции (позволяющей осуществить восхождение от общего к частному) разум должен выводить все необходимые следствия. Заслуга в разработке третьего гипотетико-дедуктивного метода принадлежит Галилею. Научный опыт также рассматривается им в качестве ключевого звена в исследовании природы, однако сущностью всякого эксперимента Галилей считает рациональный анализ. Теоретические предположения разума (гипотезы) предваряют эксперимент и лежат в основе его рациональной организации, поскольку ставят вопросы, ответы на которые ученый ищет в процессе проведения опыта. Особое значение Галилей придает дедуктивно-математическому осмыслению результатов опыта, в силу чего его метод и называется гипотетико-дедуктивным. В целом философы данного периода способствовали превращению науки из кустарного промысла в организованное, планомерное производство знаний. Для философии и культуры XVII–XVIII вв. характерен познавательный и социальный оптимизм, т. е. убеждение в том, что развитие науки дает человеку огромную власть над природой и способствует искоренению социальных противоречий, которые являются пережитком феодализма и могут быть ликвидированы с помощью рационального регулирования социальных процессов. Философы этого периода видят свою главную задачу в искоренении невежества и предрассудков (которые есть корень всех несчастий и зла в любых его проявлениях), в воспитании и образовании людей, т. е. в просвещении разума. Основной принцип просветителей: чем больше мы способны объяснить мир и самих себя с рациональных позиций, тем эффективнее можем управлять историей в наших собственных целях. Формирование данных идей было обусловлено необходимостью теоретического и ценностно-мировоззренческого осмысления революционных событий в Европе конце XVII – первой половине XVIII вв. (ранних буржуазных революций в Англии и Нидерландах). Просветительское движение возникло в Англии, затем распространяется во Франции, которая становится его центром, в Германии и других странах Европы.
Английские просветители (Т. Гоббс и Дж. Локк) разрабатывают концепцию «общественного договора». Согласно ей, государство и общество, а также принципы их организации выступают в качестве «искусственных, договорных образований» в противовес трактовке происхождения общества как божественного установления (А. Августин). Представители Просвещения обосновали основные идеи концепции «общественного договора»: идею правового равенства (т. е. необходимости подчинения всех людей одним и тем же юридическим нормам при естественном несходстве – социальном, возрастном, половом – различных индивидов); идею верховенства закона над всеми ветвями государственной власти; идею «естественного права» (в качестве основных неотъемлемых прав человека рассматриваются право на жизнь, свободу и собственность, на продукты своего труда), которые легли в основу современной концепции правового государства. Индивиды объединяются в государство при помощи «общественного договора», без которого они не способны к мирному сосуществованию, поскольку по своей природе0 «человек человеку волк» (Т. Гоббс), т. е. изначально индивиды эгоистичны и нацелены лишь на собственную выгоду. Это состояние «войны всех против всех» исключает совместную деятельность и не дает гарантий индивидуальной безопасности. Для того чтобы их получить, человек (как существо разумное) отказывается от части своих возможностей для достижения общего блага. Взамен общество гарантирует ему защиту его «естественных» прав. В обществе устанавливается принцип «свобода одних заканчивается там, где начинается свобода других», реализация которого обеспечивается законом. Идея главенства закона, получившая обоснование в концепции «общественного договора», однако не исключает вероятность беззакония, так как остается свобода для толкования и применения законов. По мнению Дж. Локка, для того чтобы исключить или ограничить подобную возможность, необходимо создать систему противовесов на основе принципа разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (суды, армия) и «федеральную», в ведении которой находятся отношения с другими государствами (король, министры). Хотя просветители в целом придерживаются убеждения, что общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей, однако источники социального неравенства они истолковывают по-разному и по-разному оценивают его роль в развитии общества. Так, Ф. Вольтер считает, что люди рождаются равными, а последующее неравенство – результат предприимчивости и обстоятельств. В социальном и имущественном неравенстве он увидел даже предпосылку общественного равновесия и нормального развития общества. Противоположной точки зрения придерживается Ж.-Ж. Руссо, считающий, что источником неравенства, которое однозначно оценивается им как зло, является цивилизация и появление частной собственности. Если на первой стадии развития человеческого общества (в первоначальном естественном его состоянии) неравенство проявлялось только в природных характеристиках (здоровье, силе, уме), то в ходе усложнения социальной жизни физическое неравенство было дополнено экономическим и политическим. Единственный способ обеспечения равенства – особая организация государства, при которой каждый гражданин полностью отдает свои права в пользу общины, что подрывает основу для эксплуатации. Естественным устремлениям человека больше соответствует деревенская жизнь, поскольку она ближе к природе, а потому, ради сохранения моральной чистоты, стоит отказаться от благ цивилизации. С этих позиций задача философии состоит в том, чтобы создать «естественную» этику, опирающуюся на «веления сердца», и восстановить естественное равенство, нарушаемое цивилизацией. В целом философия XVIII в. ориентирована не столько на создание новых фундаментальных учений, сколько на популяризацию уже сформировавшихся идей, их углубление и развитие. Если эмпирики и рационалисты XVII в. рассматривали в качестве источников истинного, «просвещающего» знания либо чувство, либо разум, то просветители XVIII в. считали, что для достижения истины необходим синтез этих познавательных способностей. Основная методологическая установка, используемая ими, предполагает, что опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов. Роль разума при этом заключается в установлении связи между различными событиями и фактами, в определении степени истинности знаний, добытых опытным путем. Положенный в основу любого вида деятельности, разум выступает в качестве своеобразной направляющей и контролирующей инстанции. Направляющая роль разума определяется не только его критическими способностями (применимыми в отношении сложившихся форм социального опыта: религии, сословной организации общества, монархической власти), но и конструктивными возможностями, на основе которых может быть создана совершенная общественная система (республиканская форма правления), обеспечивающая свободу и равенство всех людей. Главными препятствиями на пути разума и прогресса в истории человеческого общества, по мнению просветителей, выступают христианская религия и церковь, опирающиеся на фиктивные представления (например, представления о существовании высших (потусторонних) целей и благ), навязывающие ложные, т. е. «искусственные» ценности. Именно поэтому главной задачей философии просветителей становится стремление направить жизнь в ее «естественное» русло. Таким образом, в эпоху Просвещения возникает концепция «веры в прогресс через разум», в рамках которой идея прогресса, т. е. поступательного совершенствования человечества, тесно переплетается с представлениями о рациональном мироустройстве. Разум трактуется как общечеловеческая, универсальная способность, которая не зависит от национальных, сословных и религиозных различий. Люди могут по-разному чувствовать, но мыслят они принципиально одинаково. Основная идея философов Просвещения состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно, бессмысленно, а в том, что все, что человек делает и чувствует, все, во что он верит, и все, что он созидает, может и должно быть осмыслено разумом. Разум, искореняющий невежество и суеверия, разоблачающий обман, фактически обожествляется. История рассматривается как арена борьбы добра и зла, разумного и неразумного, истинного и ложного. При этом считается, что количество добра постепенно возрастает, а количество зла уменьшается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|