Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения инвентаризации основных средств на предприятии




 

Порядок проведения инвентаризации определяется ее методами и процедурами. К методам и процедурам инвентаризации относятся:

.   непосредственный осмотр объектов (основных средств)

2. документальное сличение остатков основных средств с данными бухгалтерского учета

.   проверка технического состояния основных средств

Во время проведения инвентаризации комиссия заносит данные инвентаризационных описей в сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (Приложение 4), причем заполняются только те ее позиции, по которым были обнаружены расхождения с данными учета. [8, с.104]

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - место нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. В конце рабочего дня данные вносится в инвентаризационную опись. В случае, если инвентаризация не закончена в течение одного дня, помещения, где поводится инвентаризация, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Пломбир во все время работы инвентаризационной комиссии хранится у председателя комиссии. Во время перерывов работы инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) ведомости и инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация, в ящике (шкафу, сейфе).

Рабочая инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправления выявленных ошибок в установленном порядке. Каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце инвентаризационной описи комиссия записывает количество порядковых номеров инвентаризационных объектов и общий итог количества ценностей в натуральных показателях на последней странице и по всей описи в целом. На каждой инвентаризационной описи или в акте материально ответственное лицо дает расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи (в акте) с №… по №…, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись (акт), в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи (акте), находятся на моем ответственном хранении" (подпись, дата). При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные инвентаризационные описи. [19, с.99]

Учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

Инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

в коммерческих организациях - на финансовые результаты;

в некоммерческих организациях - на увеличение доходов.

Кроме того, в бухгалтерском учете основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве прочих доходов проводкой:

Дебет 01 "Основные средства" Кредит 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса") и кредиту счета 91-1 "Прочие доходы".

Пример. В конце года организация проводила ежегодную инвентаризацию, в результате которой были выявлены излишки строительных материалов.

Рыночная стоимость данных материалов - 12 000 руб. На основании решения инвентаризационной комиссии, отраженного в протоколе заседания по результатам инвентаризации, бухгалтер сделал следующую проводку:

Дебет 10 Кредит 91-1

000 руб. - приняты к учету выявленные по результатам инвентаризации излишки строительных материалов.

Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации.

Пример. В результате проведенной инвентаризации были выявлены излишки товаров на сумму (по рыночной стоимости) 35 000 руб.

Выявленные излишки подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета следующей проводкой:

Дебет 41 Кредит 91-1

000 руб. - рыночная стоимость излишков включена в состав прочих расходов.

Бухгалтерская проводка составлена в соответствии с требованиями п.7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (далее - ПБУ 9/99). На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и тому подобное).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...