Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

Ознакомление с окружающим

Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа». Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводят занятия по направлениям «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Социальное развитие и ознакомление с окружающим». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению. Например, при рассмотрении темы «Фрукты. Яблоко» целью ознакомления с этим объектом является расширение и уточнение чувственного опыта детей (дети должны ощутить, что яблоко круглое, сладкое, красное или зеленое, гладкое). Дети должны осуществить выбор яблока среди группы фруктов; зафиксировать в слове воспринятые свойства объекта.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира.

§ Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.

§ Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

§ Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

§ Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

§ Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются.

 

 

Квартал Основное содержание работы
I   Уточнить представления ребенка о себе и родных людях Знакомить детей с окружающими их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, тетя Нина и т. д.) Учить узнавать и называть по имени сверстников по группе Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан) Знакомить детей с помещениями группы: игровая комната — тут играют, едят, занимаются; спальня — тут спят; туалет — тут умываются, садятся на горшок Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает) Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода)  
II   Знакомить детей с тем, что в группе есть мальчики и девочки Знакомить детей с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши) Знакомить детей с обстановкой помещений группы: игровая комната (в ней есть столы, стулья, шкафы), спальня (в ней стоят кровати), туалетная комната (в ней есть шкафчики, умывальники, горшки и унитазы) Знакомить детей с посудой (тарелка, ложка, чашка) Знакомить детей с пищей (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, чай, компот, конфеты, кефир) Продолжать знакомить детей с животными: лошадью и коровой (познакомить с частями тела; как голос подает) Продолжать знакомить детей с овощами и фруктами (лук, огурец, капуста, лимон, банан) Знакомить детей с объектами неживой природы: снегом и льдом (организовать наблюдение за снегопадом, поиграть в снежки; показать, как из воды получается лед) Знакомить детей с признаками зимы (зимой холодно, снег, лед)  
III   Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы (дождь, солнце), за деятельностью людей в разное время года Знакомить детей с предметами одежды и обуви (платье, рубашка, тапки, ленты (бант), колготки) Знакомить с предметами, окружающими детей на улице (дома, машины, автобусы) Знакомить детей с птицами (ворона, воробей) Знакомить детей с объектами неживой природы: водой, землей, песком (уточнить представление детей о том, где бывают эти объекты; познакомить с их значением в жизни человека) Знакомить детей с признаками лета (летом тепло; светит солнышко; деревья, листья, трава зеленые) Знакомить детей с улицей (много домов, едут машины, автобусы).  

Дети должны научиться:

§ называть свое имя;

§ отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;

§ показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

§ показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

§ показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

§ узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;

§ отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Продолжать расширять ориентировку детей в окружающем. Начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма.

§ Учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

§ Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

§ Учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.

§ Формировать у детей временные представления (лето, осень, зима).

§ Развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.

§ Формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

§ Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

§ Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.

 

Квартал Основное содержание работы
I   Продолжать формировать у детей умения наблюдать за изменениями в природе, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), закрепить представление о лете Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени Учить детей праздновать свой день рождения (организовать в группе праздник — поздравить ребенка с днем рождения, преподнести подарки, устроить детям праздничный чай) Учить детей наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, едет на машине, бежит; мама ведет ребенка в детский сад, везет в колясочке) Знакомить детей с работой шофера Начать знакомить детей с фамилиями сверстников по группе Расширять представления об основных частях тела и лица Знакомить детей со строением тела и его частями (туловище, живот, спина, волосы, язык, пальцы, зубы, плечи) Закреплять представления детей о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога) Учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание) Знакомить детей с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор) Учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу Знакомить детей с помещениями группы и детского сада: прихожей, залом, кабинетом врача Ввести в активный словарь детей обобщающее слово игрушки.
II   Продолжать формировать умения детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, за изменчивостью природы Закреплять представления детей о том, что в группе есть девочки и мальчики, любимые занятия которых могут различаться Знакомить детей с профессиями врача, воспитателя Формировать у детей представление о детском саде (для чего он нужен, что в нем имеется, кто в нем работает) Знакомить детей с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни) Формировать у детей представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы Расширять представления детей о посуде: познакомить их с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой; ввести в активный словарь обобщающее слово посуда Закреплять у детей представления об игрушках; познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой, рыбкой, санками, неваляшкой, кошкой, собакой, белкой Знакомить детей с игрушечной посудой, одеждой, мебелью: кроватью, столом, стулом, шкафом и их назначением (без обобщающего слова).  
III   Учить детей взаимодействовать со сверстниками на основе их представлений о свойствах и качествах природных материалов («Из песочка делаем куличики, для этого песок поливаем») Знакомить детей с предметами одежды и обуви (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки, сапоги, ботинки, туфли) Ввести в активную речь ребенка обобщающее слово одежда Закреплять у детей понятие о пище Знакомить их с блюдами (салат, щи, макароны, картофель, сыр, печенье, масло, пирог) Знакомить детей с повадками и образом жизни животных: козы, коровы, лошади, свиньи, медведя, лисы, волка, зайца, белки, ежа Учить детей наблюдать за повадками и поведением птиц и отражать результаты наблюдений в речевой и изобразительной деятельности Закреплять у детей знание об овощах и фруктах (капуста, помидор, репа, свекла, лимон, мандарин, слива) Знакомить детей с отдельными признаками весны Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы.

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ показывать и называть основные части тела и лица;

§ знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);

§ выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;

§ называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

§ определять по изображениям два времени года:, лето и зиму;

§ определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;

§ адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Формировать у детей обобщенное представление о человеке тело, внутренние органы, чувства, мысли).

§ Учить детей дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы.

§ Учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.

§ Формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов.

§ Формировать у детей обобщенные представления о явлениях природы.

§ Учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов.

§ Формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток: ночь, день).

§ Учить детей расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления.

I

Квартал Основное содержание работы
I   Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы формировать временные представления (осень, признаки осени) Расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах; формировать представления о вишне, винограде, арбузе, дыне Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове Знакомить детей с отдельными деревьями и ихосновными признаками (ствол, ветки, листья) Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски, о разном размере ствола и ветвей Закреплять представления детей о своем возрасте; учить отвечать на вопрос: «Сколько тебе лет?» Уточнять и закреплять в речи детей названия частей тела и лица (лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить детей показывать части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о посуде в слове Закреплять у детей представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке, петухе Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенчик, цыпленок). Он маленький. Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает. У собаки может быть не один щенок, а два, три) Учить детей узнавать изображение осенней природы на картинках и иллюстрациях Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных осенью Знакомить детей с признаками осени (часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают)  
II   Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы Формировать временные представления (осень, признаки осени) Знакомить детей с разными эмоциональными состояниями человека (радость, гнев, горе, удивление) Закреплять у детей знание всех помещений детского сада и употребление названий отдельных помещений в речи Расширять представления детей о спортивном и музыкальном залах, отмечая их специфику и специфику деятельности детей в них Формировать у детей представления о цикличности жизни детей в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают, одеваются, завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером — ужинают, принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью — спят) Знакомить детей с профессиями врача и продавца Знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами Знакомить детей со значением предметов домашнего обихода: на кровати спят; за столом едят, занимаются; в тарелку наливают суп; в чашку наливают компот, чай и т. д. Формировать у детей обобщенное представление о мебели, закрепляя его в слове Знакомить детей с существенными деталями некоторых предметов: у стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья, рубашки, пальто — рукава, воротник, пуговицы Закреплять и расширять у детей представления о животных и их детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются зимой от холода и голода) Формировать у детей представления о детенышах диких животных, учить называть их словом Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных зимой Знакомить детей со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме  
III   Формировать у детей представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину; строители строят дом и т. д. Закреплять у детей представления о профессиональной деятельности врача, повара, шофера, продавца Закреплять у детей представления о деревьях, учить дифференцировать деревья и кустарники Учить детей узнавать части дерева и отдельные деревья: ель, березу, рябину, клен Учить детей соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и изображением на иллюстрации Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты» Учить детей различать животных по их основным признакам: лягушка — зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды и т. д. Формировать у детей представления о том, что одни животные (заяц, медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза) — около жилища человека Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка Знакомить детей с признаками весенней погоды — дождливая, солнечная, ветреная, пасмурная Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь Знакомить детей с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте.  

Дети должны научиться:

§ называть всех членов своей семьи, знать их имена;

§ находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);

§ называть имя друга или подруги;

§ рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;

§ иметь представления о повседневном труде взрослых;

§ адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;

§ выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

§ называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;

§ называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;

§ называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;

§ определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы.

§ Пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков.

§ Формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.

§ Формировать у детей представления о видах транспорта.

§ Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).

§ Закреплять у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени.

§ Продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.

§ Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

 

Квартал   Основное содержание работы  
I   Закреплять представления детей о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека (малыш — сидит в коляске, играет с мамой; ребенок — ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник — ходит в школу; взрослые — работают; пожилые люди — дома заботятся о внуках, отдыхают) Учить детей называть свой домашний адрес Знакомить детей с профессиями парикмахера, учителя Уточнять представления детей об овощах и фруктах, учить их дифференцировать Учить детей дифференцировать диких и домашних животных Продолжать знакомить детей с птицами; учить дифференцировать диких и домашних птиц (воробей, ворона, голубь, сорока; курица, петух, гусь, утка, индюк) Закреплять представления детей о свойствах бумаги Знакомить детей со свойствами ткани Учить детей различать отдельные деревья и кустарники Учить детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность Знакомить детей с поведением и образом жизни животных и птиц осенью Продолжать учить детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь Закреплять знания детей о правилах поведения на улице и в транспорте  
II   Закреплять представления детей о своем возрасте, семье, именах близких родственников Закреплять умение детей называть свой домашний адрес Знакомить детей с профессией почтальона Уточнять представления детей о роли профессиональной деятельности в жизни людей Знакомить детей с обобщающим словом транспорт Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности врача, продавца, повара, учителя, шофера, парикмахера Формировать у детей представления о школе и деятельности ребенка в ней Знакомить детей со школьными принадлежностями, знать их назначение Знакомить детей со свойствами стекла Учить детей находить предметы, сделанные из стекла, и бережно к ним относиться Учить детей называть дни недели Формировать у детей представления о занятиях в выходные дни  
III   Учить детей называть город (населенный пункт), в котором они проживают Учить детей называть название страны — Россия Учить детей называть столицу России Уточнять представления детей о значении профессий в жизни людей Стимулировать самостоятельные действия детей при организации игры с опорой на их представления о профессиональной деятельности Закреплять представления детей об окружающем их предметном мире, созданном руками человека (орудия труда: совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток) Учить детей выполнять классификацию объектов и предметов по категориям «живое», «неживое» Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки диких и домашних животных и птиц Знакомить детей с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей) Учить детей находить в ближайшем окружении и дифференцировать предметы, сделанные из бумаги, стекла, ткани, дерева, металла Расширять у детей представления о явлениях природы (гром, молния, гроза) Знакомить детей с некоторыми цветами и ягодами (одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина) Учить детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность Учить детей называть время суток: утро, день, вечер, ночь.  

Дети должны научиться:

§ называть свое имя, фамилию, возраст;

§ называть город (населенный пункт), в котором они проживают;

§ называть страну;

§ узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

§ выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;

§ различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их;

§ называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;

§ определять признаки четырех времен года;

§ различать время суток: день и ночь.

 

 

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей родители и педагоги занимаются на протяжении всей жизни ребенка как в дошкольном учреждении, так и в семье. В то же время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Однако рамки занятий по развитию речи не ограничивают работу в этом направлении. Развитие речи ребенка осуществляется и на музыкальных занятиях, и на занятиях логопеда, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей.

Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.

Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются.

Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников специального дошкольного учреждения очень различен. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание позитивной динамики придают этой работе первоочередное значение. Успех ребенка должен быть подчеркнут радостью окружающих его людей, в том числе и сверстников по группе. Этот успех необходимо закрепить в специально созданных ситуациях, в которых ребенок еще и еще раз мог бы продемонстрировать свою состоятельность как в понимании речи, так и в воспроизведении.

Родители детей должны быть информированы об основных этапах развития речи у ребенка, о тех формах, которые нуждаются в закреплении в процессе общения с ребенком дома, о ближайших перспективах ребенка.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.

§ Учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.

§ Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

§ Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.

§ Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать Что с ним можно делать?).

§ Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.

§ Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.

 

Квартал Основное содержание работы
I   Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду») Давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребенка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поет песенку, можно класть руку ребенка на губы взрослого) Учить детей воспроизводить звукоподражания (му-му, би-би и пр.) Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки») Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником: «Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину») Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это?  
II   Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай») Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игрушками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает») Учить детей строить фразы со словами дай, на, иди Учить детей понимать действия, изображенные на картинке (девочка умывается, мальчик бежит, тетя кушает) Подводить детей к пониманию несложного текста, при чтении комментировать действия персонажей игрушками Разучивать потешку «Киска» А. Барто, разыгрывать ее содержание, используя игрушки и «живые» картинки Знакомить детей с произведениями русского фольклора Знакомить детей со сказкой «Колобок», обыгрывать ее эпизоды с помощью игрушек Учить детей отвечать на вопросы: Как зовут маму? Как зовут папу; тетю?  
III   Учить детей понимать рассказ, созданный по результатам реальных событий из жизни детей в группе Учить детей отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом детей («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты пил?», «Куда идем?») Учить детей понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает? — Девочка пьет, мальчик идет, зайчик прыгает и т. д.») Учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек Знакомить детей со сказками «Курочка Ряба», «Река», закрепляя знакомые звукоподражания и лепетные слова в пассивной и активной речи Учить детей составлять фразы по картинкам из двух слов («Машина едет», «Самолет летит», «Собачка бежит», «Мальчик кушает», «Дядя рисует», «Кошка спит» и т. д.) Учить детей слушать адаптированные тексты и рассматривать иллюстрации к ним (С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Л. Толстой. «Рассказы для детей»).

Дети должны научиться:

§ пользоваться невербальными формами коммуникации;

§ использовать руку для решения коммуникативных задач;

§ пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

§ проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

§ слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

§ воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

§ выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи обучения и воспитания:

§ Формировать у детей умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

§ Учить детей использовать в активной речи фразы, состоящие из двух-трех слов.

§ Учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам.

§ Воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях.

§ Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки.

§ Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.

§ Учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица в единственном числе и 3-го лица во множественном числе («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»).

§ Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных).

§ Учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в.

§ Развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.

§ Учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам.

Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на них: «Где кошка? - Вот она!»

§ Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

 

Квартал Основное содержание работы
I   Учить детей высказывать в речи свои потребности («Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет») Учить детей отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога на, употреблять этот предлог в речевых высказываниях Разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалочки Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек («Кто в домике живет?», «Куда Маша идет в гости?») Учить детей описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов)    
II   Учить детей выполнять инструкции, связанные с употреблением предлога под, употреблять этот предлог в речевых высказываниях Учить детей дифференцировать предлоги на, под (выполнение инструкции и составление фразы) Учить детей составлять фразу на основе выполнения инструкции, заданной взрослым Учить детей составлять фразу на основе действия с двумя игрушками (развитие диалогической речи) Разучивать с детьми стихотворение А. Барто «Снег» Знакомить детей с взаимодействием персонажей из сказки «Теремок» Продолжать учить детей понимать текст с показом на игрушках Учить детей составлять небольшие описательные рассказы по игрушке (неваляшка, заяц) Учить детей разучивать потешки и стихи («Водичка-водичка»; А. Барто. «Зайка») Учить детей составлять небольшой рассказ по двум игрушкам с использованием диалога («Кукла варит суп из овощей») Формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных) Развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы («Кто там?», «Где собачка?»)  
III   Продолжать учить детей высказывать свои потребности и желания в речи («Хочу играть с большой куклой», «Давайте играть в догонялки», «Почитайте сказку «Три медведя») Учить детей понимать изображение и действия персонажей, нарисованных на картинке, отвечать на вопросы по демонстрируемым картинкам («Что нарисовано на картинке?», «Маша, покажи, что делает девочка на картинке») Учить детей понимать рассказанный или прочитанный текст (В. Чарушин. «Кошка» и др.) Учить детей отвечать на вопросы по прочи
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...