Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые и организационные основы регулирования внешнеэкономических связей и международного сотрудничества в Хабаровском крае

 

Ход преобразований в России поставил на повестку дня вопросы региональной политики, взаимоотношений центральной власти субъектов Федерации в области международных отношений. Международные связи регионов формируются нарастающими темпами, ширится их внешнеэкономическая деятельность.

Субъекты российской Федерации активно включаются в разработку и проведение в жизнь приграничных и региональных соглашений. В правовом плане разрабатывается режим участия субъектов Российской федерации в осуществлении международной политики России, механизма правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Он состоит из целого комплекса правовых средств, используемых в этих целях. Это, во-первых, конституционные нормы как основа регулирования, во-вторых, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и акты Правительства, договоры Федерального центра и регионов в сфере внешнеэкономической деятельности и иные акты, в-третьих, конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов Федерации в данной сфере, в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.

В соответствии с конституцией Российской Федерации (ст. 71, пп. «к», «л», «м», «н»), большинство вопросов внешней и обороной политики отнесено исключительно в ведение Федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов военной техники и другого имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа [1].

К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров Российской Федерации [1]. В пункте 2 этой же статьи особо подчеркнуто, что эти положения в равной степени распространяются на все виды субъектов Федерации – республики, края, области и автономные округа. Иными словами, все субъекты Федерации имеют равные права и статус в сфере международных связей [1].

В статье 76 пункте 4 указывается, что вне пределов ведения Российской Федерации ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов [1].

Важнейшим регулятором сферы международных и внешнеэкономических связей субъектов стал Федеральный Закон «О международных договорах Российской Федерации», закрепивший участии регионов в этой сфере внешней политики. В соответствии с Законом, международный договор должен быть согласован с субъектом, если он затрагивает вопросы, относящиеся к ведению этого субъекта (ст.4,п.1). Предусматривается также направление проекта договора субъекту для получения от него предложений, если договор затрагивает предметы совместного ведения. Субъект также может привлекаться к подготовке проекта международного договора, если он затрагивает его полномочия или предметы совместного ведения. Субъекты имеют право давать рекомендации и предложения по вопросу заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров Российской Федерации и субъекты обязаны в пределах своих полномочий выполнять международные договоры Российской Федерации.

Наряду с регламентацией договорных отношений регионов, Федеральный центр постарался уточнить компетенции субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности. В декабре 2003 года был принят Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором были более четко определены сферы совместного ведения и права субъектов Федерации.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены:

- координация внешнеторговой деятельности, в том числе их экспортной деятельности, в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;

- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, их использование во внешнеторговой деятельности и погашение;

- выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих регионов;

- координация деятельности субъектов по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

В Законе был предусмотрен и механизм координации внешнеторговой деятельности регионов по вопросам совместного ведения. Эта функция была возложена на органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Были предусмотрены два основных способа координации – заключение международных договоров, непосредственно затрагивающих внешнеторговые интересы субъектов, и взаимный обмен информацией. К предметам ведения субъектов закон относит следующие права:

- осуществлять на своей территории внешнеторговую деятельность;

- осуществлять координацию и контроль над внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;

- осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;

- предоставлять дополнительные, по отношению к федеральным, «финансовые» гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории;

- предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только части выполнения их обязательств перед бюджетами, внебюджетными фондами субъектов Федерации;

- заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Этот закон, по сравнению с Конституцией Российской Федерации, гораздо более детально описывает полномочия и механизм участия регионов во внешнеэкономической деятельности.

Итак, на сегодняшний день деятельность субъектов в международной сфере определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства, конституциями, уставами субъектов, законодательными актами субъектов. Внешнеэкономические и международные отношения Хабаровского края регулируют следующие нормативно-правовые акты:

1)Устав Хабаровского края, принятый в декабре 1996 г. Устав определяет, что Хабаровский край – самостоятельный участник межрегиональных и внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции. Край вправе самостоятельно заключать договоры, соглашения с иностранными государствами в пределах установленных Конституцией РФ, Федеральными законами и Уставом. Организационно-правовыми формами международных связей Хабаровского края являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров межгосударственного уровня.

2)Закон Хабаровского края «О договорах хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах» устанавливает правовые основы обеспечения прав и законных интересов Хабаровского края при заключении, утверждении и расторжении органами государственной власти Хабаровского края договоров об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и межрегиональных договоров [5].

3) Соглашения между Правительством РФ и краевой администрацией, разграничивающие предметы совместного ведения, которых регулируются вопросы перераспределения и разграничения полномочий в сфере владения и использования земельных ресурсов, развития оборонной промышленности, районов Севера и других сферах. Добавим сюда типовые и рамочные соглашения по приграничному сотрудничеству в экономической и социальной сферах, которые также способствуют внешнеэкономической деятельности Хабаровского края.

Также приняты нормативно-правовые акты, направленные на развитие внешнеэкономических связей и укрепление международного сотрудничества Хабаровского края:

1) Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденная Правительством края. В ней представлены внешнеэкономические приоритеты края, в частности отмечено, что одним из важнейших стратегических приоритетов развития Хабаровского края является активное включение региона в систему мирохозяйственных связей в целях максимизации прямых и косвенных выгод от рационального обмена на рынках товаров, услуг и капитала. Основными направлениями, реализация которых позволит вывести экономику Хабаровского края на траекторию ускоренного и эффективного развития и преодолеть инерционность существующей модели развития его внешнеэкономических связей [7].

2)Постановление Правительства Хабаровского края от 4 августа 2006 г. №124-пр «О направлениях внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006-2010 гг.», направленное на совершенствование внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края, направленной на решение задач создания конкурентоспособной экономики, технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, вхождения его в систему мировых хозяйственных связей, дальнейшего развития и совершенствования структуры внешней торговли, активизации привлечения иностранных инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата [6].

3) Закон Хабаровского края от 31 мая 2000г. №219 «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае», в котором определена краевая государственная и муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в Хабаровском крае.

Рассмотрим систему и механизм внешнеэкономических связей Хабаровского края. Отметим, что система внешнеэкономических связей региона – совокупность межгосударственных социально-экономических связей субъектов местного хозяйственного комплекса как составная часть внешнеэкономических связей страны [29]. В целом система управления внешнеэкономическими связями состоит из федерального и регионального уровней [рисунок 1.2; рисунок 1.3]:

Рисунок 1.4 - Федеральный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности

 

 

Рисунок 1.5 - Региональный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности (Хабаровский край)

 

Так как, международные связи регионов проходят при сохранении за федеральным центром исключительных полномочий в области международных отношений и внешней политики произошло закрепление функций МИД России как координатора международных связей субъектов России.

Систему контроля за соблюдением установленных российским законодательством требований в упомянутой сфере на территории Хабаровского края осуществляет представительство МИД России в г.Хабаровске. Учреждено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1484-р от 14 августа 1992 года и является территориальным органом МИД России в городе Хабаровске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...