Основные принципы и категории диалектики.
Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Принципы д: 1) принцип всеобщей связи 2) принцип развития; 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности 1 Принцип всеобщей связи: связь явлений (отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом) имеет универсальный, вселенский характер. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство, субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи, которые выражаются во внутриорганизменных, межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того, существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома обусловливает связь в системе элементов.
Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных элементов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Взаимодействия в физике: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое (распадное). В биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-этические) взаимодействия. Взаимодействие противоположностей – противоречие является самым глубоким источником, основой и конечной причины возникновения, самодвижения и развития объектов. 2 Принцип развития: Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие. Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие. Развитие характеризуется чертами 1. необратимость 2. обновление (отрицание старого и появление нового) 3. приемственность (выражает момент связи качественных состояний) 4. направленность (не круг, а спираль, либо прогресс, либо регресс) 5. цикличность (возврат к старому но на более высокий уровень) Движение может быть вызвано внешней силой, а развитие имеет внутренний источник.
3 Принцип историзма: Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость. Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.” Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том, что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу. 4 Принцип причинности: Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами порождены другими явлениями. Существенной чертой причинности является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца. Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие. Следствие распространяет свое влияние “назад”, на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно когда п-с связь не мгновенна, дискретна, а континуальна. Это – принцип обратной связи. Итак, причинность – это не просто связь, а взаимодействие.
Существует несколько классификаций типов причинности: -по внутреннему, субстанциальному содержанию. Внутренний механизм причинения связан с переносом материи, энергии, информации.(материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые в свою очередь подразделяются на физические, химические, биологические, психологические, социальные) -На основе способов проявления п-с связи: однозначные и вероятностные (квантовая механика). -Разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные. 5 Принцип системности: Причинность, являясь одним из основных видов связи, не исчерпывает тем не менее всего разнообразия реальных взаимодействий в действительности. Вне генетического и временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип системности. Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики. Система – это внутренне организованная на основании того или иного принципа целостность, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Структура – это взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику. Функция – это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в целостную систему, так и для успешного функционирования системы. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот.
Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражение полярной стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений выражается в противоположных, но неразрывно связаных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взиамодополнении категории диалектики образуют сеть универсальных понятий, спосбных отражать подвижность и противоречия бытия. Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющего его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Содержание – совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество – целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок – переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией; элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с точки зрения соотношения “единство” предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классификации их. Реальные предметы единичны, общее в отличие от единичного представляется не конкретными пространственно-временными предметами, а чертами сходства. Этому посвящена полемика ном. и реализма. Диалектика единичного и общего проявляется в том, что общее не существует само по себе, а связано с единичным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключающих в себе его общие черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрывной связи с многообразием единичных предметов. Диалектика общего и единичного отражается в языке, обладает мощной способностью к обобщению. Речевое выражение индивидуальности, неповторимость ситуаций стирает черты индивидуальности. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указаний на конкретные единичные явления (напр., имена собственные, описание индивидуальных черт, пространственной локализации, времени даты и их сочетания. Процедуры индивидуализации имеют большое значение для выделения конкретного единичного события, факта, обеспечивая информативный характер познания.
Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения. Необходимость и случайность могут быть внешними и внутренними, т.е. порожденные собственно природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость – это существенная черта закона. Основная цель познания – выявить закономерное. Действительность то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Возможное – это тенденция или, вернее, пока еще скрытые тенденции развития наличной действительности. Категория действительности вбирает в себя все возможности, т.к. последним просто негде быть как только не в действительности. При этом действительность и возможность – противоположности. Возможность чего-либо – не фактическая действительность и, быть может, ей никогда не суждено стать таковой. В зависимости от силы лежащей в них необходимости возможности могут быть перспективными, малоперспективными и формальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|