Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24. Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.




Коррекционно-воспитательный процесс с детьми с нарушениями интеллекта возможен только на основе комплексной диагностики и анализа социальной ситуации развития ребенка. Комплексная диагностика позволяет выявить состояние всех линий развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психолого-педагогическое обследование учитывает психологические новообразования, ведущую деятельность и уровень развития типичных видов деятельности. В анализе социальной ситуации развития рассматривается соотношение уровня требований и уровень ожиданий со стороны родителей и возможностей, которыми располагает ребенок для выполнения этих требований.

Первоначальным этапом коррекционной работы является психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей адекватных навыков взаимодействия со своим ребенком, где основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми призванными воспитывать ребенка. На основе данных диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении.

В дальнейшем важным условием развития положительных, личностных качеств ребенка является создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми. Это возможно только тогда, когда взрослые знают, с одной стороны, познавательные способности ребенка, а с другой — способы его усвоения общественного опыта (совместные действия, использование жестовой инструкции, умение действовать по подражанию, работать по образцу и словесной инструкции).

Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, с учетом генетического хода личностного развития нормально развивающихся детей, а также учета развития ведущей деятельности и типичных видов детской деятельности.

 

Другой стороной нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Для того чтобы он мог учиться, трудиться, правильно вести себя в обществе, необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности. Воспитывать возможность правильно относиться к оценке действий, поведения, результатов их деятельности, адекватно реагировать на успех и неуспех, подводить детей к правильной самооценке.

Все эти качества воспитываются с первого дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Если весь воспитательно-образовательный процесс построен правильно, то никаких дополнительных специальных мероприятий по формированию целенаправленной деятельности детей, правильного отношения к оценке со стороны взрослых и сверстников, а также элементов самооценки проводить не приходится. Постепенное наращивание трудностей в занятиях, в самообслуживании, в разных видах деятельности ведет детей к умению преодолевать посильные трудности, формирует у них волевые процессы. Если задачи обучения подобраны правильно, дети под руководством педагогов и воспитателей доводят начатое дело до конца, что способствует появлению у них целенаправленной деятельности. Правильная организация учебного процесса способствует формированию произвольности поведения в целом: появлению произвольного внимания, подражания, запоминания. Систематическая доброжелательная оценка реальных успехов и достижений, анализ ошибок и помощь в их преодолении учат детей правильно относиться к оценке со стороны других людей, понимать, что оценка помогает им в овладении знаниями, навыками и умениями, а не является самоцелью, что ее не надо бояться, напротив, нужно понять, на чем она основана. В конечном итоге правильное отношение к оценке подводит детей к формированию первых элементов правильной самооценки, к возможности соотносить с ней свои действия.

 

Резкие проявления негативизма по незначительным поводам у умственно отсталого ребенка с легкой степенью психического недоразвития могут быть преодолены за счет стимулирования развития рефлексии, т. е. еще раз был подтвержден тезис Л. С. Выготского о том, что «в виде общего правила можно сказать: «чем дальше отстоит синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих равных условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов».

Дети с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...