Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов к обязательной контрольной работе

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

______________А.М.Шлепаков

«___»________________20___г.

 

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические рекомендации по изучению учебной ДИСЦИПЛИНЫ,

Задания для домашней контрольной работы и

Рекомендации по её выполнению

Для учащихся отделения заочной формы ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность

2-25 01 10 коммерческая деятельность (по направлениям)

Направление специальности

2-25 01 10-02 коммерческая деятельность (товароведение)

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

2-25 01 10- 02 35 ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И

нЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

 

Брест


Автор и составитель: С.Н.Ковш, преподаватель учреждения образования «Брестский ГТТК»

 

Рецензент: И.В.Пуховская, преподаватель учреждения образования «Брестский ГТТК»

 

Технический редактор: О.С.Селивоник, оператор ЭВМ учреждения образования «Брестский ГТТК»

 

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин

 

© УО «Брестский государственный ТТК»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном деловом мире все большую актуальность приобретает проблема повышения деловой культуры взаимоотношений.

Деловая культура относиться к важнейшим факторам, которые влияют на организацию творческой работы.

Развитие деловой культуры невозможно без освоения передовых технологий, этики и психологии деловых отношений и делового общения. Изучению этих проблем посвящен курс «Психологии и этики деловых отношений». Его основной задачей является усвоение учащимися современных культурных требований к организации деловых отношений с целью применения усвоенных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

В облике современного делового человека и его поведении должны самым тесным образом переплетаться его нравственные черты, внешний вид, профессиональная подготовка и манера общения.

Тот у кого умение ладить с людьми и безупречно выполнять свою работу сочетается с хорошими деловыми манерами, будет продвигаться по служебной лестнице быстрее, чем тот, кто пренебрегая этикетом, использует недопустимую лексику, невежливы с людьми, нарушает общепринятые нормы поведения.

В процессе изучения курса «Психология и этика деловых отношений» учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, задачи и методы психологии и профессиональной этики;

- психологическую структуру личности, психологические характеристики компонентов структуры личности современного специалиста.

Учащиеся должны уметь:

- определять особенности развития познавательной сферы личности, характеризовать методы развития познавательных процессов;

- определять особенности волевого потенциала личности, вырабатывать умение волевой саморегуляции;

- определять состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе;

- применять основные приемы общения на практике;

- применять способы предупреждения и разрешения конфликтов в учебной и профессиональной деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество учебных часов Время на самост. работу уч-ся (часов)
Всего В том числе
для дневной формы для заочной формы на обзорные занятия на лаб., практ. занятия
           
Введение          
Раздел 1. Познавательная сфера личности современного специалиста          
1.1. Психологическая характеристика внимания Практическая работа № 1 Изучение устойчивости и переключения внимания методом сложения чисел с переключением. Основные методы развития внимания.          
1.2. Ощущение и восприятие.          
1.3. Память Практическая работа № 2 Определение типа памяти учащихся методом запоминания по-разному воспринятых слов. Сравнение продуктивности логической и механической памяти методом запоминания двух рядов чисел. Рациональ-ные приемы запоминания учебного материала          
1.4. Мышление и речь Практическая работа № 3 Оценка вербально-логического мышления с помощью методики «Исключение слов»          
1.5. Воображение Практическая работа № 4 Исследование индивидуальных различий воссоздающего воображения. Исследование особенностей творческого воображения. Рациональные приемы развития творческого воображения          
Раздел 2. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста          
2.1. Эмоции и чувства          
Практическая работа № 5 Определение уровня тревожности по методике Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Определение эмоционального состояния          
2.2. Воля Практическая работа № 6 Определение волевого потенциала личности. Методы волевой саморегуляции личности.              
Раздел 3. Личность и деятельность          
3.1. Психологическая структура личности современного специалиста Практическая работа № 7 Определение профессиональной направленности личности учащихся. Составление психограммы профессии          
3.2. Психологическая характеристика деятельности Практическая работа № 8 Измерение мотивации достижения в трудовой деятельности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Изучение ти-пичных и индивидуальных требований к данной профессиональной деятельности со стороны учащихся (методика изучения личностных ценностей рабочих профессий )          
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста          
4.1. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста Практическая работа № 9 Изучение индивидуально-психо-логических особенностей личности с целью диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и типа темперамента с помощью личностного опросника Г.Айзенка   1,5 0,5   2,5
4.2. Характер   0,5 0,5   1,5
4.3. Способности Практическая работа № 10 Определение уровня самооценки учащихся          
Обязательная контрольная работа          
Раздел 5. Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе          
Раздел 6. Деловое общение и этикет          
6.1. Психологические особенности общения и этикет          
6.2. Конфликты: причины, пути преодоления Практическая работа № 11 Оценка способов реагирования в конфликте. Изучение социально-психологического климата в коллективе          
ИТОГО          

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина «Психология и этика деловых отношений» изучается учащимися всех специальностей по программе в объеме 10 часов. По учебному плану для заочного отделения предусмотрено 8 часов лекционных занятий, 2 часа практических работ, 1 домашняя контрольная работа, экзамен.

Домашняя контрольная работа выполняется по варианту, который соответствует порядковому номеру учащегося в журнале.

Варианты контрольной работы охватывают все разделы курса психологии и этики деловых отношений. Они составлены с учетом необходимости формирования у учащихся принципов и навыков нравственного поведения. Деловое взаимодействие ведется по определенным правилам, знание которых помогает не только избежать ошибок, но и найти наиболее оптимальный путь в решении многих проблем, поэтому овладение психологией и этикой деловых отношений – необходимое условие и составная часть общей и профессиональной культуры любого специалиста.

В каждом варианте содержится 2 вопроса из разных разделов курса. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо изучить список рекомендуемой литературы. Следует использовать литературу различных авторов. Прежде чем излагать материал письменно, его необходимо изучить, осмыслить, проанализировать. Все вопросы должны быть изложены полно, на основе содержания программы курса, логически, последовательно, доступно для восприятия.

Объем работы – ученическая тетрадь. В конце работы следует указать список использованной литературы, дату выполнения и фамилию учащегося.


ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ № 1

1. Психологическое объяснение человеческих поступков. Потребности и мотивы поведения; психологическое, биологическое, социальное объяснение поступков.

2. Этика делового телефонного разговора.

 

ВАРИАНТ № 2

1. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальные стили профессиональной деятельности. Учет особенностей темперамента в трудовой деятельности.

2. Этика приема на работу.

 

ВАРИАНТ № 3

1. Понятие о способностях. Их виды. Количественная и качественная характеристика способностей. Структура способностей. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности.

2. Требования этикета к обращению, приветствию, знакомству (в деловом общении).

 

ВАРИАНТ № 4

1. Психологические характеристики деятельности. Основные виды деятельности, их психологические особенности. Деятельность и активность современного рабочего и специалиста, Потребности и мотивация деятельности. Навыки, умения, привычки как способы выполнения деятельности.

2. Этика приема на работу. Рекомендации и правила. Первое собеседование. Требования к внешнему виду. Тактика поведения.

 

ВАРИАНТ № 5

1. Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе. Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы. Межличностные отношения в коллективе. Психологический климат, его влияние на работоспособность коллектива; психологическая несовместимость в коллективе. Проанализируйте морально-психологический климат своего коллектива.

2. Внешний вид делового человека.

 

ВАРИАНТ № 6

1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль.

2. Культура деловых бесед, переговоров.


ВАРИАНТ № 7

1. Пространство общения. Роль невербальных средств общения. Понятие дистанции общения и ее виды. Практическое использование зонального пространства.

2. Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

 

ВАРИАНТ № 8

1. Прием на работу. Рекомендации и правила. Работа с анкетой и автобиографией. Первое собеседование. Требование к внешнему виду. Тактика поведения.

2. Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

 

ВАРИАНТ № 9

1. Общение как социально-психологическая проблема. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

2. Внешний вид делового человека.

 

ВАРИАНТ № 10

1. Этические основы деловой культуры. Требования к нравственному облику рабочего и специалиста. Высшие общечеловеческие ценности. Социально-психологические качества согласно профессионально-квалификационным характеристикам. Примеры проявления нравственных качеств в профессиональной деятельности.

2. Психологическое объяснение человеческих поступков. Потребности и мотивы поведения; психологическое, биологическое, социальное объяснение поступков.

 

ВАРИАНТ № 11

1. Эмоциональные состояния, их влияние на взаимодействия людей. Стресс, аффект, настроение, фрустрация; теоретические основы аутогенной тренировки.

2. Деловые совещания.

 

ВАРИАНТ № 12

1. Конструктивная и деструктивная функции конфликтов. Привести примеры таких конфликтов в трудовом коллективе.

2. Культура деловых бесед, переговоров.


ВАРИАНТ № 13

1. Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе. Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы. Межличностные отношения в коллективе. Психологический климат, его влияние на работоспособность коллектива; психологическая несовместимость в коллективе. Проанализируйте морально-психологический климат своего коллектива.

2. Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию делового письма. Виды деловых писем.

 

ВАРИАНТ № 14

1. Конфликты. Понятие, причины, пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Стили поведения в конфликте. Определите свой преобладающий стиль.

2. Правила обращения, приветствия, знакомства (в деловом общении).

 

ВАРИАНТ № 15

1. Способы воздействия на личность. Убеждение, внушение, подражание, гипноз; индивидуальная свобода и психологическая взаимосвязь. Какой способ воздействия вы считаете наиболее приемлемым в Вашей работе, обоснуйте.

2. Поведение в общественных местах. Правила поведения в государственных и негосударственных административных учреждениях.

 

ВАРИАНТ № 16

1. Взаимоотношения в малых группах. Понятие о малой группе и ее разновидности, взаимоотношение в них. Пример влияния малых различных групп на человека.

2. Технология делового общения по телефону. Понятие телемаркетинга.

 

ВАРИАНТ № 17

1. Профессиональная этика. Виды. Содержание профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Управление личными и деловыми взаимоотношениями.

2. Типичные ошибки в общении; правильная оценка себя и собеседника, умение понравиться; убеждение, спор, дискуссия. Проанализируйте свое поведение с точки зрения основных правил слушания и понимания людей и сделайте выводы.

 

ВАРИАНТ № 18

1. Конструктивная и деконструктивная функция конфликтов. Привести примеры таких конфликтов в трудовом коллективе.

2. Этикет деловых приемов и застолья.


ВАРИАНТ № 19

1. Визитные карточки в деловых отношениях.

2. Понятие о способностях. Их виды. Количественная и качественная характеристика способностей. Структура способностей. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности.

 

ВАРИАНТ № 20

1. Восприятие и понимание людьми друг друга. Формирование образа; понимание людьми друг друга; восприятие самого себя. Примеры эталонов восприятия.

2. Требования этикета к обращению и приветствию (в деловом общении).


Перечень вопросов к обязательной контрольной работе

«Психология и этика деловых отношений»

1. Дайте определение понятию «личность», изложите, с какими понятиями оно соотносится, охарактеризуйте её структуру.

2. Дайте характеристику понятия направленности личности. Классифицируйте потребности личности, опишите их.

3. Дайте характеристику таким познавательным процессам личности как ощущение и восприятие. Охарактеризуйте их типы и виды.

4. Перечислите типы психических познавательных процессов личности. Дайте определение понятию «память», охарактеризуйте его виды и процессы.

5. Перечислите типы психических познавательных процессов личности. Дайте определение понятиям «мышление» и «речь». Изложите их задачи, охарактеризуйте виды и механизмы мышления.

6. Дайте определение, классифицируйте и охарактеризуйте понятия «эмоции», «чувства».

7. Дайте общее понятие о воле и ее физиологических основах. Опишите эмоциональные состояния. Волевые качества личности работника и их формирование.

8. Дайте характеристику понятию «темперамент» как индивидуально-психологической особенности личности (определение, типы темперамента и их характеристика).

9. Раскройте понятие характера как индивидуально-психологической особенности личности. Изложите структуру и черты характера, охарактеризуйте их значение.

10. Дайте определение понятию «способность». Классифицируйте и охарактеризуйте способности, покажите их влияние на профессиональный рост.

11. Дайте определение понятию «коллектив». Изложите структуру, функции коллектива.

12. Раскройте общее понятие о социально-психологическом климате коллектива. Охарактеризуйте факторы, влияющие на морально- психологический климат в коллективе. Охарактеризуйте понятие «межличностная совместимость».

13. Опишите стили управления коллективом.

14. Опишите манеры и основные требования, предъявляемые к одежде и внешнему виду деловой женщины.

15. Опишите манеры и основные требования, предъявляемые к одежде и внешнему виду делового мужчины.

16. Опишите этикет телефонных разговоров.

17. Раскройте содержание, структуру, цели и функции делового общения.

18. Охарактеризуйте типы и виды служебных совещаний.

19. Дайте характеристику вербальным и невербальным средствам общения. Раскройте основные этические требования к речи, покажите роль невербальных средств общения в передаче информации.

20. Охарактеризуйте правила предупреждения и преодоления конфликтов.

21. Охарактеризуйте стили конфликтного поведения.

22. Охарактеризуйте конфликт. Дайте классификацию конфликтов.

23. Охарактеризуйте конфликт. Раскройте причины возникновения, условия разрешения и предупреждения конфликтов.

24. Опишите этикет письменного делового общения (виды, деловых писем, правила написания и нормативы оформления деловых писем).

25. Охарактеризуйте служебные совещания (типы и виды) и роль совещаний в деловых отношениях.


ЛИТЕРАТУРА

1. И. Браим. Этика делового общения, Мн., 1994 год.

2. И. Киселев. Основы социальной психологии, Мн., 2000 год.

3. Т. Мишаткина, Г.Бороздина. Культура делового общения, Мн., 1997 год.

4. Э. Линчевский. Социальная психология торговли, М., 1985 год.

5. Леа Кордош. Этика в торговле, М., 1985 год.

6. Практическая психология для менеджеров, М., 1997 год.

7. Л. Лисенкова. Психология торговли и профессиональная этика, М., 1985 год.

8. Е. Руденский. Основы психотехнологии общения менеджера, М., 1997 год.

9. В. Сухарев. Как достичь успеха деловому человеку, Мн., 1997 год.

10. М. Чернышева. Этика деловых отношений, М., 1988 год.

11. Э. Соловьев. Этикет делового человека, Мн., 1994 год.

12. Б.Волгин. Деловые совещания, М., 1981 год.

13. М. Дебольский. Психология делового общения, М., 1992 год.

14. М. Лебедева. Умей вести переговоры, М., 1994 год.

15. Азбука хорошего тона, под ред. А. Подгайской, Мн., 1994 год.

16. Одежда для делового успеха: Секреты умелого руководителя, М., 1991 год.

17. М. Лебедева. Этика делового общения, М., 2000 год.

18. Н. Шевандрин. Социальная психология в образовании, М., 1995 год.

19. В. Шейнов. Конфликты в нашей жизни и их разрешение, Мн., 1996 год.

20. Ю. Фомин. Психология делового общения, Мн., 1999 год.

21. В. Горанчук. Психология делового общения и управленческих воздействий, М., 2003 год.

22. Словарь по этике, М., 1989 год.

23. Словарь: Психология, М., 1990 год.

24. Л. Браун. Имидж – путь к успеху, Санкт-Петербург, 1997 год.

25. А.В.Кириченко. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях, Мн., 2003 год.

26. А.В.Дмитриев. Конфликтология, М., 2001 год.

27. Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения, М., 2004 год.

28. Н.Ф. Вишнякова. Конфликтология, Мн., 2002 год.

29. В. Казаков. Л. Кондратьева. Психология. М., 1989 год.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...