Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление современной концепции градостроения в Японии




Развитие послевоенного японского города отражает сложные, неоднозначные и длительные процессы. Первые годы после капитуляции главной целью городского строительства было в кратчайшие сроки обеспечить возможно более значительное количество людей крышей над головой.

Лишь с конца 50-х годов можно говорить о начальном этапе планового строительства в японском городе. Однако уже в 50-е годы встал вопрос, каким быть городу, как совместить требование времени - многоэтажное строительство и природные условия - зону высокой сейсмичности, традиционный деревянный город со сложившимся в веках стереотипом жизни и потребность в крупных промышленных и жилых сооружениях западных стандартов? «Формирование физической структуры (морфологии) города шло в основном по пути стихийного совмещения традиционной застройки с создававшимся обычно в центре «деловым» районом (нетрадиционное строительство) и хаотическим размещением многочисленных фабрик и заводов»[1].

В конце 50-х и в 60-х годов японские архитекторы построили немало интересных и значительных сооружений, представлявших серьезные достижения в развитии не только японской, но и мировой архитектуры. Весьма важно было то, что отмеченные высоким техническим и эстетическим уровнем сооружения обнаруживали логичное и гармоничное соединение канонов традиционного наследия и интернаци­ональных достижений архитектуры. Результат длительного поиска этого синтеза обрел зримые черты.

В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень заработной платы, цены, условия работы, тарифы, защищающие сельское хозяйство и промышленность, устанавливало запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированных рабочих. Законы Великобри­тании регулировали также колониальную торговлю, морские перевозки, многочисленные налоги определяли внутреннее развитие экономики. Амери­канские экономисты Джексон Грейсон-младший и Карла О’Делл в своей книге утверждают, что «в 1815 г. Англия была антиподом свободной экономики»[2]. Впоследствии экономическое могущество страны позволило ей отказаться от целого ряда регулирующих мер и ограничений. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока на мировой рынок не вышли новые могучие конкуренты Велико­британии в лице Германии и США.

Налоговая политика США

В 1990-е годы в США постепенно выкристаллизовался новый подход к повышению эффективности функционирования федеральной налоговой системы, который исходит из того, что повышения собираемости налогов следует добиваться прежде всего за счет усиления финансовой дисциплины и неотвратимости наказаний за нарушения в рамках действующего налогового законодательства, а также за счет широкого внедрения в работу налоговых ведомств электронных средств, позволяющих контролировать налогоплательщиков.

В США прямые налоги с экономически активного населения и корпоративного сектора представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и, одно­временно, важнейший канал контролируемого федеральным правительством в целях перераспределения национального дохода. Более подробные сведения о структуре и динамике поступлений в федеральный бюджет США (включая взносы в фонды обязательного социального страхования) в 1980–90-е гг. приведены ниже (таблица 1, рисунок 1).

Т а б л и ц а 1 – Структура доходов федерального бюджета США[3]

В млрд. долл.

Доходы Годы
         
Все виды поступлений 517,1 734,1 1031,3 1351,8 1827,5
Индивидуальные подоходные налоги 244,1 334,5 466,9 590,2 879,5
Налоги на прибыли корпораций 64,6 61,3 93,5 157,0 184,7
Взносы в фонды социального обеспечения 157,8 265,2 380,1 484,5 611,8
Акцизы 24,3 36,0 35,3 57,5 70,4
Налоги на наследства и дарения 6,4 6,4 11,5 14,8 27,8
Таможенные пошлины 7,1 12,1 16,7 19,3 18,3
Прочие поступления 11,8 17,1 24,3 28,6 34,9

Рисунок 1 – Динамика поступлений в федеральный бюджет США по основным доходным статьям[4]
(с 1980 г. по 1999 г. в млрд. долл. США)


Высокая плотность населения Японии в городских районах продолжает возрастать. Кроме того, 66% территории страны покрыто горами. Все это способствовало росту цен на участки под жилую застройку и стоимость аренды. Особенно быстрый рост цен на землю в 1986-1987 гг. был зафиксирован в центральных деловых районах Токио. Пик этого роста пришелся на 1988 г., когда цены в среднем подскочили за год на 68,6% в центре Токио (абсолютный годовой рекорд) и на 46,6% — в других районах столицы[5]. Постепенное расширение Токио обостряло проблему транспорта. Она становилась еще более острой по мере того, что все больше и больше людей, работавших в Токио, были вынуждены селиться в соседних префектурах и ездить каждый день, кроме, пожалуй, воскресенья, на работу и обратно.

В чем же причины «транспортного ада», как это явление называют сами японцы? Прежде всего специалисты указывают на сравнительно низкий километраж железных дорог в стране в расчете на 1 млн. жителей (таблица 7).

Т а б л и ц а 7 – Обеспеченность железными дорогами в ведущих странах мира[6]

  Страна Протяжённость ж/д (2001 год), тыс.км. Плотность (2001год), км. ж/д на 100 кв. км. площади Население (2003 год), тыс.чел. Км. ж/д на 1 млн. жителей
США 231.2 2.4 294 043  
Россия 147.5 (1990год) 0.7 143 246 1 030
Индия 62.8 1.9 1 065 462  
Китай 59.1 0.6 1 304 196 45.31
Канада 49.9 (2000год) 0.5 31 510 1 584
Германия 36.1 10.1 82 476  

Окончание таблицы 7

 

  Страна Протяжённость ж/д (2001 г.), тыс.км Плотность (2001г.), км. ж/д на 100 кв. км. площади Население (2003 г.), тыс.чел. Км. ж/д на 1 млн. жителей
Франция 29.4 5.3 60 144  
Бразилия 22.1 (1988год) 0.3 178 470  
Япония 20.2 5.3 127 649  
Великобритания 17.1 7.0 59 251  
Италия 16.4 5.4 57 423  

Так, если в Японии этот показатель составляет 158 км, то в Великобритании, например, 289, а во Франции — 489 км на 1 млн. человек (таблица 7). Та же проблема характерна и для токийской подземки. В пересчете на 1 млн. населения Токио имеет 24 км линий метро (в Лондоне — 59, в Париже — 128). Рост старых и формирование новых жилых кварталов Большого Токио идет хаотично, прокладка соединяющих их транспортных путей ведется чрезвычайно низкими темпами и определяется исключительно интересами акционеров частных фирм-метростроителей, а не местного населения. Но и там, где городские власти могут сказать свое слово, в дело вступают лоббисты многочисленных строительных фирм, отстаивающих собственные цели. Оценивая эти действия, урбанолог Намики Ока отмечает, что, начиная с Реставрации Мэйдзи (1868), «национальными приоритетами Японии всегда были проблемы совершенствования военной и экономической мощи страны, а не задачи городского планирования и обеспечения приемлемых жизненных условий»[7].

 
 


Список литературы

Источники

1. Комментарий к Федеральному Закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.spb.ru/club/obzor/obz_gbux_11.shtm.

2. Employer's Tax Guide Including 2000 Wage Withholding and Advance Earned Income Credit Payment Tables. – Washington: Department of the Treasury, Internal Revenue Service, 2000. – 423 p.

3. U.S. Business Tax Reform [Electronic resource]. – URL: http://www.fin.gc.ca/taxstudy/wp96-6e.html.

4. 財政小六法 昭和54年版。- 東京 :学陽書房、1979。-766頁。

Краткий свод шести основных законов по государственным финансам.

5. 日本統計年鑑 平成17年 [Electronic resource]. – URL:  http://www.stat.go.jp/data/nenkan/

Статистический ежегодник Японии – 2005.

6. 2005年版中小企業白書のポイント [Electronic resource]. – URL: http://www.chusho.meti.go.jp/pamflet/hakusyo/h17/download/2005hakusho_point.pdf

Основные положения Белой книги по мелким и средним предприятиям – 2005.

Литература на русском языке

7. Андрианов, В. Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве / В. Д. Андрианов. – М.: Международные отношения, 1989. – 184 с.

8. Бачило, И. Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. – 2000. – №8. – С. 8–14.

9. Бовкун, Е. Модель конкурентоспособного федерализма [Электронный ресурс]. – URL: http://www.online.ru/sp/iet/eurasia/july98/bovkun.rhtml.

10. Вачнадзе, Г. Н. Финансы Японии / Г. Н. Вачнадзе и др. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.polpred.com/asia1/japan/03.html.

11. Горегляд, В. Н. Страна за захлопнутой дверью // Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия / К. П. Кирквуд. – М., 1988. – С. 5–20.

12. Долин, А. А. Кэмпо – традиция воинских искусств / А. А. Долин, Г. В. Попов. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990. – 429 с.

13. Кирквуд, К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия / К. П. Кирквуд. – М.: Наука, 1988. – 304 с.

14. Крупянко, М. И. Эволюция концепции национальной безопасности Японии в меняющемся мире // Япония и современный мировой порядок. – М.: Наука, 2002. – С. 37–50.

15. Молодяков, В. Э. История Японии. ХХ век / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян. – М.: ИВ РАН: Крафт+, 2007. – 528 с.

16. Япония и современный мировой порядок. – М.: Восточная литература, 2002. – 207 с.

Литература на английском языке

17. Endo, S. The Samurai / S. Endo. – Harmondsworth: Penguin Books, 1983. – 272 p.

18. Fogelson, A.Legacy of the TRA [Electronic resource]. – URL: http://www.ishipress.com/86reform.htm.

19. Hamilton, V. Everyday Justice: Responsibility and the Individual in Japan and The United States / V. Hamilton, J. Sanders. – New Haven, London: Yale University Press, 1992. – 290 p.

20. Kaplan, F. The China guidebook / F. Kaplan, A. De Keijzer. – Boston, Teneck: Eurasia Press, 1987. – 768 p.

21. Kogane, Yoshihiro. Value judgments and economic activities of Japanese people: a dynamic economy and a stable culture // Social structures and economic dynamics in Japan. – Milan, 1975. – P. 187–198.

22. Kwon, Hyeong-Ki. National Model under Globalization: The Japanese Model and Its Internationalization [Electronic resource]. – URL: http://pas.sagepub.com/cgi/cont ent/abstract/33/2/234

23. Nakamoto, Michiyo. BoJ decision casts doubt on its autonomy [Electronic resource] / M. Nakamoto, D. Turner. – URL: http://www.ft.com/cms/s/64b8b2f2-a6aa-1 1db-937f-0000779e2340.html

24. Pechman, J. World Tax Reform / J. Pechman. – Washington: The Brookings Institution, 2000. – 352 p.

25. Putterman, L. Ownership and the Nature of the Firm // Journal of Comparative Economics. – 1993. – Vol. 17. – P. 243–263.

26. The World book encyclopedia. – London, Chicago, Sydney, Toronto: World Book, 1992. – Vol. 1-25.

27. The World book encyclopedia. Vol. 11. J-K. – London, Chicago, Sydney, Toronto: World Book, 1992. – 350 p.

28. Understanding the Japanese food and agrimarket: a multifaceted opportunity. – N.Y., London: Food Products Press, 1994. – 217 p.

29. Wagatsuma, H. The entrepreneurial mentality among lower class urban Japanese // Social structures and economic dynamics in Japan. – Milan, 1975. – P. 146–165.

Литература на японском языке

30. 財政金融. – 東京: 筑摩書房, 1972年. – 294頁.

Государственные финансы.

31. 伊東岱吉。 経済構造変動・構造的不況と中小企業存立条件の基本問題 // 経済構造変動と中小企業。 - 東京、 1987年。 - 3-17 頁。

Ито Тайкити. Структурный кризис и структурные изменения экономики и основные проблемы условий существования мелких и средних предприятий.

32.井堀利宏、 土居丈朗。 財政読本。 - 東京 : 東洋経済新報社、 2001年。 - 290 頁。

Ихори Тосихиро, Дои Такэро. Хрестоматия по государственным финансам.

33.広辞苑。 - 東京 : 岩波書店、 1992年。 - 2858 頁。

Энциклопедический словарь «Кодзиэн».

34. 清成忠男。 ベンチャー企業総論 // 一橋ビジネスレビュー。- 2005年。- №6.- 6-15頁。

Киёнари Тадао. Очерк о венчурном бизнесе.

35.経済構造変動と中小企業。- 東京 : 中央経済社、 1987年。- 342 頁。

Структурные изменения экономики и мелкие и средние предприятия.

36. 谷崎潤一郎。 細雪。 - 東京 : 新湖社、 1955年。 - 上―下巻。

Танидзаки Дзюнъитиро. Мелкий снег. В 3 кн.

37. 谷崎潤一郎。 細雪。 上巻。 - 東京 : 新湖社、 1955年。 - 256 頁。

Танидзаки Дзюнъитиро. Мелкий снег. Кн. 1.

38. 宇野康秀氏プロフィール (株式会社USEN社長) [Electronic resource]. – URL: http://www.1kigyouka.net/contents/uno.htm

Краткая биография президнта компании «USEN» Уно Ясухидэ.


[1] Навлицкая, Г. Б. Японский мегаполис // Азия и Африка сегодня. 1972. № 1. С. 47.

[2] Грейсон, Д., О’Делл, К. Указ.соч. С. 256.

[3] Pechman, J. World Tax Reform. Washington. 2000. P. 102.

[4] Там же.

[5] 大野輝之. 都市開発を考える (Оно Тэруюки. Размышляя о развитии города). 東京,

1992年. 235 頁.

[6] Составлено по: 2000年成立の改正都市計画法について (О поправках в 2000 г. в Закон о городском планировании). URL: http://www.nikkei.co.jp/news/keizai/20050204AT1F04015040220 05.; 2007年版首都圏白書 (Белая книга столичной сети 2008). 東京, 2007年. 127頁.

[7] Цит. по: Навлицкая, Г. В. Проблемы развития послевоенного города // Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. М., 1985. С. 112-113.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...