Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Результаты исследования и их анализ

Содержание

 

Введение......... 3

 

Глава I. Проблемы чтения современных

подростков в современном обществе.... 5

 

Глава II. Результаты исследования и их анализ.. 7

 

Заключение........ 11

 

Список используемой литературы..... 13

 

Приложение........ I

 


Человек, который читает книги,

проживает тысячу жизней;

Тот, кто не читает,

проживает лишь одну.

Джордж Мартин

(современный американский писатель-фантаст, сценарист, продюсер)

Введение

В последнее время нередко можно услышать разговоры о том, что сегодня не любят читать, что книги все больше вытесняются телевидением и Интернетом, особенно среди подростков.

Согласно данных международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, – педагоги, воспитатели, библиотекари, – знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Однако, на самом деле мало кто может ответить на вопрос о том, что на самом деле читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Это и обусловило тему моего исследования «Читательские предпочтения моих сверстников».

Цель исследования – выяснить, отношение подростков к литературе и чтению, что и как читают современные подростки 12-13 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал по проблеме чтения с помощью интернета.

2. Провести анкетирование учащихся 6 «А» класса школы № 84.

3. Проанализировать результаты анкетирования.

4. Сделать выводы.

Методы исследования:

1. Поиск информации в интернет источниках.

2. Анкетирование.

3. Подсчет, выборка.

4. Анализ полученных результатов.


Глава I. Проблемы чтения подростков в современном обществе

 

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение - посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности.

Зачем человеку вообще читать? Как пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не способны читать, а человек может читать книги. Культура и разум – вот основные отличия человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга.

Раньше, начиная еще со времен Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним – чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения.

В начале XXI века ситуация вхождения человека в книжную культуру радикально изменилась. Сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодическими изданиями, все большее место в жизни особенно подростка играют аудиовизуальные («электронные») СМИ.

Развивается культура, которую называют «электронной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Многообразно влияние этой культуры на чтение подростка.

Исследования, проведенные специалистами Российской государственной детской библиотеки свидетельствуют о том, что сегодня в досуговой деятельности подростков проявляется тенденция активного использования окружающей их «электронной среды», где наряду с традиционным занятием – чтением книг, обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и «путешествуют по сетям», скачивают нужную информацию).

Эти и другие новые особенности сегодняшних юных читателей требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей.

 


Глава II. Результаты исследования и их анализ

Чтобы узнать читательские предпочтения моих сверстников была разработана анкета (приложение 1).

В исследовании приняли участие мои одноклассники – учащиеся 6 «А» класса МБОУ СОШ № 84. Возраст анкетируемых составил 12-13 лет, именно в этом возрасте у человека формируется читательский вкус, интерес к разным видам и жанрам литературы. Всего в опросе приняло участие 22 человека. Из общего числа 55% (12 человек) – девочки, 45% (10 человек) – мальчики.

В результате исследования были получены следующие результаты:

Нам стало интересно, какие направления и жанры интересуют современного школьника. На основе проведенного исследования мы выяснили, что самыми популярными направлениями литературы у подростков являются: приключения – 14 человек (64%), фантастика – 12 человек (55%), детективы – 6 человек (27%), далее в рейтинге стоят романы – 3 человека (14%), несколько человек отмечают сказки и энциклопедии – 2 человека (9%). Меньше всего подростков интересует историческая литература, классика и то, что надо по школьной программе – по 1 человеку (5%).

Вопрос «Любишь ли ты читать?»

Из опроса видно, что в целом 64% (14 человек) отвечающих не всегда нравится читать, если читают, то что-нибудь легкое развлекательное, 27% (6 человек) предпочитают читать в Интернете краткое содержание программных произведений. Всего 18% – 4 респондентам нравится читать.

Наше исследование показало, что чтение занимает немного времени в жизни подростков: до 30 минут в день читают 9 человек (40%), от 30 минут до 1 часа – 8 человек (37%), более часа – 5 человек (22%).

Мы спросили об источниках и местах, где респонденты отыскивают литературу. Большинство 72% (16 человек) находят книги в Интернете, 9% (2 человека) – в магазине, 7 человека, что составляет 31%, берут литературу в библиотеке.

Далее следовал вопрос, который был сформулирован так: "Как часто Вы читаете книги не по школьной программе?" Ежедневно читают 13% респондентов (3 человека). Раз в неделю – 9 человек (40%). Раз в месяц открывают книги 7 человек, что составляет 31%. Один раз в год – 2 человека, 9% респондентов.

Чем же является чтение для школьников. 50% (11 человек) называют чтение «времяпровождением», 36% (8 человек) читают, когда скучно, 22% (5 человек) видят в чтении возможность развиваться, узнать чужие судьбы, 18% (4 человека) возможность узнать новое, 13% (3 человека) считают, что читать нужно для будущего. По 1 человеку (4%) ответили, что это хобби, способ избежать двойки на уроках литературы, не знают зачем читают и «надо». При этом никто из школьников не ответил, что читать модно или престижно.

Так чем же предпочитают заниматься ребята в свободное время, и какое место в ряду досуговых предпочтений занимает чтение.

Помогаю родителям 31% (7)
Провожу время за компьютером 40% (9)
Гуляю с друзьями 36% (8)
Читаю книги 18% (4)
Слушаю музыку 27% (6)
Своими делами 18% (4)
Смотрю телевизор 13% (3)
Отдыхаю 31% (7)
Спорт 4% (1)
Занимаюсь в кружках, сплю 4% (1)

Чтение занимает пятое место у учащихся. В силу своего возраста сверстникам более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице, помогая родителям, слушая музыку. Но самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером».

50% (11 человек) находят и приобретают книги по своим предпочтениям, по 3 человека, что составляет 13% берут литературу в библиотеке и по случайному выбору, по 2 человека (9%) по совету родителей, по рекомендации учителя и по 1 человеку (4%) по совету друзей и по отзывам в Интернете.

Обсуждают прочитанное с родителями около 27% (6 человек) подростков, с учителем – всего 2 человека (9%), с друзьями – 5 человек (22%) школьников. Более половины респондентов – 12 человек (54%) ни с кем не обсуждают прочитанное.

В ответе на вопрос «Есть ли у тебя любимый писатель? Какой?»: Да – ответили 12 человек (54%), среди любимых писателей встретились фамилии 4 человека (18%) А.С. Пушкина, 3 человека (13%), М.Ю. Лермонтова и по 1 человеку (4%) Л.Н. Толстого, Д. Лондона, Т. Бертона, М. Рида. Нет любимого писателя у 11 человек (50%).

Во многих ответах подростков в основном преобладают писатели и произведения школьной программы. Зародилось сомнение: читают ли ребята ещё что-нибудь?

Был задан вопрос: “Какую книгу ты читаешь сейчас?” 60% (13 человек) ничего не читают. 41% (9 человек: 2 мальчика и 7 девочек) ответили, что читают. Интересно, что среди указанных произведений указано только одно произведение школьной программы В.Г. Короленко «В дурном обществе».

В основном указаны произведения приключенческого и детективного жанра: Майн Рид «Всадник без головы», В. Роньшин «Тайна одноглазой «Джоконды», Тай Вэрден «Тайна заколдованного замка», А. Кораблев «Похищение на двойку»; романтический рассказ С. Лубенец «Снежная любовь». А также произведения, по которым сняты художественные фильмы: Пьер Буль «Планета обезьян», Ренсом Риггз «Дом странных людей», «Библиотека души», Стефани Майер «Сумерки».

Можно сделать вывод, что эмоциональное воздействие оказывают произведения, заставляющие сопереживать реальным героям.

На вопрос «Помогает ли школьная библиотека найти интересные книги и пользоваться ими?».

Да 22% (5)
Не всегда 54% (12)
Нет 9% (2)
Предпочитаю интернет 18% (4)

К сожалению, как видно из ответов, только 22% (5 человек) ответили утвердительно на этот вопрос, более половины респондентов 56% (12 человек) ответили, что библиотека не всегда помогает им в этом вопросе, 18% (4 человека) предпочитают искать книги в Интернете.

 


Заключение

Подводя итоги нашего исследования можно сделать вывод, что современные подростки безусловно читают, но читают «не то» и «не так». Идет изменение читательских привычек современных подростков.

Можно выделить основные характеристики подросткового чтения:

- падает символический статус чтения и его престиж. Чтение занимает далеко не первое место в интересах подростков, в силу своего возраста им более интересно проводить время со своими друзьями, гуляя на улице, слушая музыку. Все большее место в жизни подростка играют аудиовизуальные («электронные») СМИ, интернет, самым распространённым времяпровождением является «сидение за компьютером»);

- чтение занимает немного времени в жизни подростков;

- самыми популярными направлениями литературы у подростков являются: приключения, фантастика, детективы. Меньше всего подростков интересует историческая литература и классика. Подросткам не всегда нравится читать, если читают, то что-нибудь легкое развлекательное, предпочитают читать в Интернете краткое содержание программных произведений);

- изменился репертуар чтения подростков (под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

- для подростковчтение – это «времяпровождение», они читают, когда скучно, видят в чтении возможность развиваться, узнать чужие судьбы, возможность узнать новое, однако, никто из школьников не считает, что читать модно или престижно;

Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать.

Необходимо в новых условиях находить новые средства привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли способности умения читать. Подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители. Дети, вырастающие в домах, где родители не читают, реже берут книги в руки. У «не читающих» родителей вырастают «не читающие» дети. Учителя литературы иногда умеют заразить учеников охотой читать. Роль библиотек в книжной культуре может возрастать с изменяющимися потребностями и интересами читателей. В ситуации, когда у многих детей вообще нет новых книг в ближайшем окружении (в том числе и в библиотеках), как сможет ребенок поддерживать свои навыки чтения?

Работу хочется закончить высказыванием Дэна Кеннеди (известного мультимиллионера, успешного предпринимателя) «У богатых людей – большая библиотека. У бедных людей – большой телевизор» и Фелиции Жанлис (французской писательницы) «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

 

Список использованной литературы

1. http://www.emissia.org/offline/2012/1830.htm.

2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-problema-chteniya-v-sovremennom-obschestve-588708.html.

3. Эл.ресурс:http://s.мarshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm.

4. Словарь литературных терминов http://feb-web.ru/feb/slt/abc/

5. Википедия - Свободная энциклопедия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...