Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Историко-социальное направление. Институционализм




1. Новая историческая школа

2. Социальная школа

3. Общие черты институционализма. Ранний институционализм

4. Неоинституционализм

 

На что обратить внимание:

Новая историческая школа (Германия). Отличительные черты методологии. Отношение к научным абстракциям и экономическим законам. Суть критики марксизма теоретиками новой исторической школы. Своеобразное толкование задач экономической науки, расширительная трактовка ее предмета. Реформистский характер “катедер-социализма”. Отношение его к частной собственности, возвеличивание роли государства. Концепция национального хозяйства и национальных интересов. Эволюция представителей новой исторической школы на позиции национализма и апологии фашизма.

Социальная школа (Германия). Попытка построить экономическую теорию на основе этико-правовых норм. Концепция социальных функций, выполняемых разными классами общества. Субъективистское толкование стоимости в духе теории трех факторов. Трактовка частной собственности как условия свободы человека. Сочетание идей либерализма с обоснованием вмешательства государства в экономику.

Общие черты институционализма, как направления в экономической науке: - трактовка определяющей роли институтов в поведении людей; - подход к экономическим явлениям с позиции социальной психологии; - использование принципа эволюции в исследовании экономической жизни общества; - критика отдельных сторон капиталистического общества. Основные этапы развития институционализма.

Ранний институционализм. Т. Веблен - основоположник институционализма. Т. Веблен о необходимости генетического подхода в экономических исследованиях. Сведение стремлений людей к базовым инстинктам. Понятие института. Трактовка регулирующей роли институтов в отношении поведения людей. Естественный отбор, как главное направление эволюции институтов. Развитие техники и трудовой деятельности, как основа институциональных изменений. Т. Веблен об эксплуатации в буржуазном обществе, негативной роли и агрессивности праздного класса. Концепция противоречия между миром индустрии и миром бизнеса и необходимости освобождения мира индустрии от власти бизнеса, как его разрешения.

Дж. Коммонс: концепция сделок и их регулирования. У. Митчелл: роль институтов, связанных с денежным хозяйством, попытка статистического исследования экономических циклов. “Экономический барометр” Гарвардской школы.

Дж. Гобсон: критика маржинализма, как “грандиозного надувательства”, осуществляемого в интересах господствующего класса. Концепция праздного класса и его негативной роли в обществе. Исследование господства монополий в капиталистическом обществе и его последствий (паразитизм, угнетение народов, милитаризм, реакция). Теория империализма, как агрессивной политики монополистического капитала. Объяснение причин мировых войн. Программа реформ по установлению общественного контроля за монополиями и их частичному обобществлению, улучшению положения наемного труда.

Особенности неоинституционализма. Теория стадий У. Ростоу. Теории нового индустриального (Дж. Гэлбрейт) и постиндустриального (Д. Белл) общества. Теории “конвергенции” и “смешанной экономики”. Концепции революции собственности и управления, революции в доходах, ликвидации эксплуатации труда капиталом, информационного общества.

Контрольные вопросы:

1) В чем принципиальное различие между историческим методом новой исторической школы и методом исторического материализма К. Маркса?

2) В чем главное различие между новой исторической школой и маржинализмом?

3) В чем основное различие между новой исторической школой и социальной школой?

4) В чем общее и в чем различие между социальной школой и институционализмом?

5) В чем различие между К. Марксом и Т. Вебленом в понимании сущности противоречий капитализма и способа их разрешения?

6) В чем различие методологии институционализма и маржинализма?

7) В чем различие в трактовке историзма экономических явлений между марксизмом и институционализмом?

8) Чем различается оценка капиталистического общества в концепциях раннего (Веблен, Гобсон) и позднего институционализма?

9) Каковы основные аргументы критики Дж. Гобсоном маржинализма?

10) Какие положения и выводы теории империализма Дж. Гобсона были использованы В. И. Лениным?

11) Что изменилось в отношениях собственности и управления в современном капиталистическом обществе по сравнению с началом 20 века, согласно концепциям неоинституционализма?

12) Что понимается в концепциях неоинституционализма под “народным” и “коллективным” капитализмом?

 

Литература:

1. Агапова, И. И. История экономических учений: учеб. пособие для вузов по спе­циальностям "Эконом. теория", "Экономика труда" / И. И. Агапова. – М.: Экономистъ, 2007. – 285 с.

2. Афанасьев, В. С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века: (очерк теории) / В. С. Афанасьев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Экономика, 1986. – 350 с.

3. Бартенев, С. А. История экономических учений: учебник для вузов по эконом. спе­циальностям / С. А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2005. – 453 с.

4. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 3: начало ленинского этапа марксистской экономической мысли. Эволюция буржуазной экономии (конец XIX – начало XX в.) / гл. ред. В. Н. Черковец. – М.: Мысль, 1989. – 606 с.

5. Г. Мюрдаль: синтез институционализма и шведской школы // История экономических учений: (соврем. этап) / А. Г. Худокормов, П. А. Отмахов, В. С. Афанасьев и др. – М., 1998. – С. 100-104.

6. Гусейнов, Р. М. Экономическая история. История экономических учений: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011. – 383 с.

7. Гэлбрейт, Дж. К Экономические теории и цели общества: пер. с англ. / Дж. К. Гэл­брейт; ред. и авт. предисл.: Н. И. Иноземцев, А. Г. Милейковский. – М.: Прогресс, 1979. – 406 с.

8. Дж. Гэлбрейт: концепция "зрелой корпорации" и "нового социализма" // История эко­номических учений: (соврем. этап) / А. Г. Худокормов, П. А. Отмахов, В. С. Афа­насьев и др. – М., 1998. – С. 93-96.

9. Европейские концепции НТР и индустриального общества // История экономических учений: (соврем. этап) / А. Г. Худокормов, П. А. Отмахов, В. С. Афанасьев и др. – М., 1998. – С. 489-493.

10. Институционально-социологическая традиция во Франции: Ф. Перру // История экономических учений: (соврем. этап) / А. Г. Худокормов, П. А. Отмахов, В. С. Афа­насьев и др. – М., 1998. – С. 96-100.

11. История экономических учений: (соврем. этап): учебник для эконом. специальностей / [под общ. ред. А. Г. Худокормова]. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 733 с.

12. История экономических учений: учеб. пособие для вузов по специальностям "Бухгалт. учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" / А. А. Черникова, В. В. Демина, Э. А. Кар­пов [и др.]. – Старый Оскол: ТНТ, 2010. – 287 с.

13. История экономических учений: учеб. пособие для высш. эконом. учеб. заведений / [под ред.: В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой]. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 782 c.

14. История экономических учений: учеб. пособие для эконом. спец. вузов: в 2 ч. Ч. 1 / под ред.: В. А. Жамина, Е. Г. Василевского. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 366 с.

15. История экономических учений: учебник для эконом. спец. вузов / М. Н. Рындина, И. В. Алешина, А. В. Аникин и др. – М.: Высш. шк., 1983. – 559 с.

16. Критика антимарксистских теорий в курсе политической экономии: учеб. пособие для высш. парт. шк. / [В. С. Афанасьев, Г. Н. Сорвина, Б. И. Фролов и др.]; под общ. ред.: В. С. Афанасьевой, Г. Н. Сорвиной. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Мысль, 1983. – 552 с.

17. Новикова, З. Т. История экономических учений: учеб. пособие / З. Т. Новикова, В. Г. Смирнов, А. А. Чуб. – М.: Гаудеамус: Академ. проект, 2007. – 254 с.

18. Покидченко, М. Г. История экономических учений: учеб. пособие для вузов по на­правлению "Экономика" / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 269 с.

19. Селигмен, Б. Основные течения современной экономической мысли: пер. с англ. / Б. Селигмен; общ. ред.: А. М. Румянцева, Л. Б. Альтера, А. Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1968. – 600 с.

20. Теорема Коуза // История экономических учений: (соврем. этап) / А. Г. Худокормов, П. А. Отмахов, В. С. Афанасьев и др. – М., 1998. – С. 205-208.

21. Экономический национализм: Фридрих Лист // Аникин, А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А. В. Аникин. – М., 1985. – С. 305-322.

22. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов по эконом. и управленч. специальностям / Я. С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 478 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...