Общие представления о заикании
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах СПб.: Питер, 2004 Оглавление Предисловие................................................................................................................................ 6 От автора....................................................................................................................................... 8 Глава 1 Работаем над проблемой......................................................................................... 12 Общие представления о заикании..................................................................................... 12 Причины и проявления заикания....................................................................................... 14 Современные методы коррекции заикания..................................................................... 18 Как достичь цели................................................................................................................... 34 Глава 2 Секреты общения...................................................................................................... 36 Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения............. 36 Коммуникативные качества речи...................................................................................... 45 Предварительная подготовка и начало общения........................................................... 47 Проблема контакта............................................................................................................... 49 Стиль ведения беседы.......................................................................................................... 51 «До свидания, было приятно побеседовать...»............................................................... 58 Что такое умение слушать и что оно может вам дать?................................................. 62 Мы слышим то, что хотим услышать................................................................................ 62 Полезные советы и рекомендации.................................................................................... 67 Путь в никуда......................................................................................................................... 69 Когда у страха глаза велики............................................................................................... 69
Как разговаривать по телефону?....................................................................................... 75 Верить — не верить?............................................................................................................ 77 Я выбираю ключ к успеху!................................................................................................. 82 Я знаю, как нужно!................................................................................................................ 85 Проверьте себя...................................................................................................................... 87 Глава 3 Дышим правильно — говорим легко.................................................................... 91 Общие сведения..................................................................................................................... 91 Дыхательная гимнастика..................................................................................................... 92 Статические упражнения..................................................................................................... 94 Дыхательные упражнения с движениями..................................................................... 103 Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха................................................................................... 106 Глава 4 Разминка между делом.......................................................................................... 113 Речь и осанка........................................................................................................................ 113 Мышечное расслабление.................................................................................................. 114 Комплексная релаксационная гимнастика.................................................................... 117 Глава 5 Тренируем речевые мышцы.................................................................................. 124 Общие сведения.................................................................................................................. 124 Тренировка мышц нижней челюсти............................................................................... 125 Тренировка губ.................................................................................................................... 127 Тренировка мышц языка.................................................................................................... 128 Тренировка мышц глотки и мягкого нёба..................................................................... 130 Упражнения для мимических мышц.............................................................................. 131 Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания.................................................. 134
Общие сведения.................................................................................................................. 134 Расслабление мышц шеи................................................................................................... 135 Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания................ 135 Расслабление мышц языка................................................................................................ 136 Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком................................................. 136 Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями........... 138 Общие сведения.................................................................................................................. 138 Упражнения для совершенствования невербальных способов общения.............. 139 Глава 8 Волшебный мир звуков.......................................................................................... 150 Общие сведения.................................................................................................................. 150 Интонационные упражнения............................................................................................ 152 Глава 9 Речь, ритм, движение.............................................................................................. 177 Общие сведения.................................................................................................................. 177 Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.......................................... 179 Глава 10 Тайны голоса.......................................................................................................... 189 Общие сведения.................................................................................................................. 189 Изолированное произношение гласных звуков........................................................... 190 Сочетание гласных звуков................................................................................................ 191 Работа над словами............................................................................................................ 194 Работа над предложениями.............................................................................................. 199 Глава 11 Верный путь к хорошей речи............................................................................. 210 Стихотворения..................................................................................................................... 210 Басни...................................................................................................................................... 229 Проза...................................................................................................................................... 233 Глава 12 Больше говорим друг с другом......................................................................... 252 Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником.................... 252 Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»........................................................ 262
Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении...................................... 263 Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка........................................................ 270 Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий.................................... 271 Глава 15 Простые словесные игры.................................................................................... 275 Заключение.............................................................................................................................. 288 Словарь-справочник.............................................................................................................. 294 Приложение 1 Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой...................................................................................................... 305 Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения........................................................................................................ 308 Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения продолжительности речевого выдоха............................................................................... 315 Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и выразительности речи........................................................................................................... 318 Диалоги................................................................................................................................. 329 Приложение 5 Тексты песен................................................................................................ 341 Приложение 6 О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях................................................................................................ 347 Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции................................................................................................................................. 351 Подготовительный этап..................................................................................................... 351 Основной этап...................................................................................................................... 352 Заключительный этап......................................................................................................... 353 Приложение 8 Интерпретация тестов................................................................................ 355 Тест 1. Приятно ли с вами общаться?............................................................................. 355 Тест 2. Коммуникабельны ли вы?................................................................................... 355
Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе общения?.............................................................................. 357
Предисловие Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Книга «Коррекция заикания в играх и тренингах» предназначена для взрослых и подростков, страдающих заиканием, а также специалистов-логопедов, занимающихся реабилитацией таких пациентов. Книга написана на высоком научном уровне и в то же время — популярно, доступно, интересно. Четкие рекомендации позволяют заикающемуся самостоятельно работать над совершенствованием своей речи, не допуская ошибок. Книга включает комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков: фонационного дыхания, контроля темпа и ритма речи, правильной артикуляции, голосоведения. В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения, игры и задания для совершенствования психологических и логических умений, навыков конструктивного взаимодействия. Значительную ценность представляет обширный речевой материал, который может быть использован заикающимися при самостоятельной работе, а также специалистами в процессе групповых и индивидуальных занятий. Это крайне важно для заикающихся с длительным течением заболевания, когда пациент не может регулярно посещать логопеда. В книге разъясняется возможность коррекции речи при консультативных занятиях со специалистом, изложены основные этапы и принципы логокоррекционной работы. Приведен комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков. Представлен речевой материал, который может быть использован как на занятиях со специалистом, так и в самостоятельной работе. Безусловно, данное практическое руководство может быть востребовано не только самими заикающимися, но и окружающими их заинтересованными лицами, а также специалистами, работающими в области заикания, — логопедами, педагогами, психологами, врачами. Р.И. Лалаева, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии правительства РФ От автора Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него. Цель данной книги — в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для коррекции заикания. Психологически трудным моментом является начало работы по преодолению заикания (начало занятий с логопедом или самостоятельных занятий).
У заикающихся до начала занятий возникают простые житейские вопросы: • Каковы причины возникновения заикания? • Распространено ли заикание среди населения? • Кто чаще страдает заиканием — мужчины или женщины? И наконец, самый главный вопрос: сможет ли заикающийся человек, начав заниматься, преодолеть заикание и достичь стабильности в речи? Эти вопросы, действительно волнующие людей, показались мне настолько важными, что я посвятила ответам на них первые главы книги. В первой главе изложены общие представления о заикании и намечены пути его преодоления. Во второй главе рассматривается психологический аспект общения, поскольку для борьбы с заиканием мало выработать правильную технику речи, надо перестать бояться языкового общения с людьми. Как писал И. Бабель, «перестаньте скандалить за вашим письменным столом и заикаться на людях. Представьте, что вы скандалите на площадях и заикаетесь на бумаге». Исходя из многолетнего опыта работы и достигнутых результатов, я могу сказать, что преодоление заикания — дело нелегкое, но цель — достижима! Специалистами разработана методика реабилитации лиц, страдающих заиканием. Эта методика хорошо отработана и может быть использована не только на занятиях под наблюдением логопеда, но и при самостоятельных занятиях. Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека. При этом осуществляется следующее: • организация фонационного дыхания; • формирование навыков четкой артикуляции и произнесения; • формирование интонационной выразительности речи; • стабилизация темпа и ритма речи; • преодоление логофобии. В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма движения и речи и пр. в повседневной жизни. Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса. В данной книге вы найдете необходимые рекомендации. Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому виду работы отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи. В соответствующих разделах книги даны методические пояснения, указания к работе. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны. Первые четыре вида упражнений — дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление и самомассаж (главы 3—6) — подготовительные. Их можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Четкость движения органов артикуляции, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание — основа для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и естественной речи. Далее начинается освоение навыков фонации с произнесения гласных звуков и их сочетаний. Затем тренируется произнесение слогов, слов, фраз. В тяжелых случаях нарушений (преобладание голосовой судороги) все указанные упражнения достаточно долго проводятся на беззвучной артикуляции или шепоте. При развитии фонации тренируются стабильность звучания, сила и высота голоса, темп и слитность речи. В книгу включен материал, отражающий сведения об интонации, о таких ее составных частях, как пауза, логическое ударение, темп, ритм, мелодика. Весь материал излагается в популярной и доступной форме, приводятся практические советы и упражнения по улучшению собственной речи. Предлагаемый литературный материал не является обязательным. Каждый логопед может брать статьи, рассказы, стихи по своему усмотрению, принимая во внимание запросы пациентов и их возраст. В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения. Задания предлагаются в форме занимательных игр (лингвистических, сюжетно-ролевых, пантомимических), игровых упражнений и тренингов. В рамках игры возможно сочетание речевых и неречевых средств общения, совершенствование речевой активности. Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому проявить интеллектуальные и творческие способности. В ролевых играх формируется интонационная выразительность речи, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Участие в них стимулирует собственно речевую активность, а также позволяет участникам игры обогатить социальный опыт взаимодействия с людьми. Книга содержит словарь-справочник, который поможет легче ориентироваться в значении терминов. Желательно, чтобы лица, занимающиеся самостоятельно, имели возможность периодически консультироваться у логопеда, который может дать им советы и рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе выполнения тех или иных заданий. Глава 1 Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага. Восточная мудрость Общие представления о заикании Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое. Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение (Л.Я. Миссуловин, 1988). Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы? Во всем мире заикаются 1 процент взрослых и 2—3 процента детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 процента (В.М. Шкловский, 1994). Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи. Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Усиливаясь с годами, недостаток речи начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях. Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского (1889), доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|