Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность учителя физической культуры. Профессиональное мастерство учителя физической культуры.




Вопрос №1

Характеристика базовых понятий.

Физкультурное образованиесистема подготовки преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования.

Физическое воспитание-э то вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях.

Физическое развитие -это естественный процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий, либо под воздействием использования специальных физических упражнений.

Физическая подготовленность отражает результат физической подготовки.. Это уровень развития физических качеств, навыков и умений,необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Спорт – вид физической культуры, направленный на достижение результата.

Физическая реабилитация -вид физической культуры, процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично утраченных двигательных способностей.

Физическая рекреация - вид физической культуры, используемый для активного отдыха людей и получения удовольствия от этого процесса.

Вопрос №2

Содержание и структура курса ТМФК, ее место в системе наук, ретроспектива и проблематика.

ТМФК -это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.

Место дисциплины в структуре ВПО,

Дисциплина «Теория и методика физической культуры и спорта» относится к базовой части профессионального цикла.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Педагогика», «Введение в педагогическую деятельность сфере физической культуры».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: цикл спортивно-педагогических дисциплин и методика их преподавания («Гимнастика и методика преподавания», «Легкая атлетика и методика преподавания и др»).

Содержание дисциплины

Раздел 1. Теория и методика физической культуры в системе профессиональной подготовки.

Раздел 2. Методологические основы учения: формы и функции ФК, дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности.

Раздел 3. Средства и методы физического воспитания.

Раздел 4. Двигательные умения и навыки. Структура процесса обучения.

Основные ступени и формы исторического развития науки (я думаю это и есть ретроспектива):
1. Эмпирический период
(3 век до н.э. - XVI столетие) - основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон - закон упражнения; Филострат "Искусство гимнастики"; Меркуриалис "Искусство гимнастики" - дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).
2. Аналитический период (до конца XIX) века - обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит "О системе физических упражнений", Песталоцци "Азбука суставных движений", Гутс-Мутс "Гимнастика для юношества", Лесгафт "Руководство по физическому образованию" - выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании.
Предпосылки - разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.
3. Прогностический период (ХХ столетие) - интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.
Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж "Физиология физических упражнений", Шмидт "Физиология телесных упражнений", Мак-Кензи "Физические упражнения в воспитании", Дюперрон "Теория физической культуры", Новиков "Теория физического воспитания", Матвеев "Основы спортивной тренировки".
В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.

Вопрос №3

НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в узком смысле — это целенаправленное и система­тическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса.

Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция»1) в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.

цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса со­циально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечива­ющих его успешное развитие.

Вопрос №4

Культура двигательной активности элемент ЗОЖ.

Здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы, эндокринной системы, системы кровообращения, способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.
Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них выше умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.
Физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Вопрос №5 (есть в вопросе 7)

Вопрос №6.

Деятельность учителя физической культуры. Профессиональное мастерство учителя физической культуры.

Цель физического воспитания – развитие физических и психических качеств школьников, формирование личности.

Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Функции учителя физической культуры: 1. воспитательные, состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника; 2. образовательно-просветительские заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений; 3. управленческо-организаторские состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся; 4. проектировочные сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по ФК, распределению учебных нагрузок, подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников и др.; 5. административно-хозяйственные: приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок и др.

В состав профессионального мастерства входят педагогическое мастерство, педагогическая культура, педагогическая техника и педагогический такт преподавателя.

Педагогическое мастерство - это высокий уровень общих и профессиональных знаний, владение передовыми педагогическими технологиями, уровень квалификации, реализация в учебном процессе целей и задач обучения.

Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, регулирующая среду педагогического взаимодействия, где субъектом является общество в целом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества.

Педагогическая техника – это умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатия, вовлеченность в процесс общения с обучающимися. Подразумевает использование информационных и коммуникационных технологий.

Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми, умение выбрать правильный подход, уметь влиять на внутренний мир ребенка, правильно разрешить любое противоречие, конфликт.

Проф. мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий (дискуссия, деловые и ролевые игры и др.)

Преподавателю необходимо постоянно изыскивать новые методики, использовать в работе творческий опыт своих коллег, самосовершенствоваться.

Вопрос №7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...