Метапредметные результаты.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для 4-а класса учителя начальных классов Закировой Гульшат Нигматулловны.
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2016г.
2016 - 2017 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования, учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» на 2016-2017 учебный год. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, формирование коммуникативных качеств личности. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» (авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Просвещение», 2014 год.) по УМК «Перспектива». Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(Приказ №373 Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г.) -Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» Елабужского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год.
Обучение предмету «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение следующих целей: - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества; - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой. Основные задачи: - уважительное отношение к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; - понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; - модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; По окончании изучения курса в 4 классе предусмотрена промежуточная аттестационная работа в форме теста.
Общая характеристика предмета Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно -научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. 4 год занятий по программе предполагает обобщение знакомого материала, его освоение на более высоком уровне, а также расширение круга уже накопленных естественно-научных и гуманитарных знаний, нравственных представлений на занятиях «За страницами учебника». В содержании курса “Окружающий мир”сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; -культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; -наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; -искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества; -человечество как многообразие народов, культур, религий; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; -труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; -здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное; -нравственный выбор и ответственность человека по отношению к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
3.Место учебного предмета в учебном плане гимназии По учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса Человек и природа. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество. Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
6.Тематическое планирование
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект. 1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2014. 2.Плешаков А.А., НовицкаяМ.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2014. 3. Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой Дополнительная литература. - для учителя: 1.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2014. 2. Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 кл. М.: Просвещение, 2012. 1.Демидова М.Ю. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. М. Просвещение 2015г. - для учащихся: 2. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель. М.: Просвещение, 2013. 3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 2013. Технические средства обучения: - Интерактивная доска. - Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением и возможностью выхода в сеть Интернет. -Звукоусиливающий комплект к компьютеру (колонки настольные или настенные). -Мультимедийный проектор. Медиаресурсы. 1.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы: — овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; — умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; — проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий; — представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; — уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей; — навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего; — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика; — мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; — понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности; — способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы); — интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи; — способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни); — готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям; — ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; — личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; — представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке; — знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами; — чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи; — навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; — правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, гибкость в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми; — установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Обучающийся научится: — понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; — сохранять учебную задачу в течение всего урока; — ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; — выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); — планировать свои действия; — фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; — самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; — контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; — использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД. Обучающийся научится: — понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; — осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; — выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); — использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; — понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц,схем, рисунков, моделей и пр.; — осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.; — ориентироваться на разнообразие способов решения задач; — владеть общим приёмом решения учебных задач. Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; — формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; — аргументировать свою позицию; — понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении; — признавать свои ошибки, озвучивать их; — употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить сообщения, выполнять проекты по теме; — составлять рассказ на заданную тему; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; — строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. Предметные результаты. Обучающийся научится: — узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); — находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город; — называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества); — приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2); — приводить конкретные примеры прав ребёнка; — называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ; — называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти; — перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане; — показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках; — показывать на карте и называть государства, сопредельные России; — характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях; — знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы; — приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края; — соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло; — располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»; — отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах; — показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями; — определять по карте местоположение древнейших русских городов; — называть дату (век) Крещения Руси; — характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси); — называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; — называть дату (век) Куликовской битвы; — называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени); — показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; — перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; — приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков); — называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам); — называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае); — характеризовать развитие промышленности в XIX в.(в том числе и в своём крае); -- характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору); — называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война); — характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае; — называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы); — характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; — называть реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа; — характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства; — характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт); — характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.; — называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; — приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
9.Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|