Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Негативные последствия голосовых зажимов




Любое напряжение в голосе - это дискомфорт... мало того, что это вредит голосовому аппарату, но это ещё мешает вашему голосу звучать естественно и, так скажем, индивидуально неповторимо... Именно ваш тембр голоса, самобытный, может быть "похоронен" под излишним давлением и напряжением в голосовых мышцах. Дело в том, что "энергетика", на которую опирается певец в данном случае, на самом деле является лишь волевой установкой: "собраться любой ценой". Таким образом, внешнее становится главнее внутреннего. Перед тем, как "собраться", необходимо расслабиться. Без этого истинная концентрация невозможна, тело и аппарат останутся зажатыми. Зажим будет накладываться на зажим. Поэтому медитативный принцип (особенно на первом этапе) является основой для создания эффективной концентрации всех видов энергий. Если не следить за освобождением певческого голоса, в течении некоторого времени на связках будет появляться предузелковое состояние, которое перейдёт в узлы. Которые уже можно будет убрать только хирургическим вырезанием (операционное вмешательство). В большинстве случаев, такая операция слишком тяжёлая и некоторые возвращаются к пению после этого, но для многих – подобное состояние – конец карьеры. Голос становится хриплым, срезает верхнюю часть диапазона и куча прочей ерунды, с которой лучше и не сталкиваться. Короче говоря, хотите петь и петь долго – следите за этим недугом. Иными словами, при зажимах вы не сможете петь вообще. Поэтому я и считаю, что это одна из главнейших тем вокала. У вас не будет лёгкости (совсем) – о высоких нотах можно практически забыть (либо там будет просто стиснутый, пронзительный писк, на подобии высокого голоса, когда должен быть свободный, лёгкий, объёмный голос). При зажиме, диапазон также вполне может увеличиваться, что может быть расценено за положительную динамику людьми незнающими и не понимающими, что такое свободный голос, что, собственно, и приведёт к узлам на связках и потере/повреждению голосового аппарата. Не лишним будет отметить и то, что некоторые, доставать высокие ноты пытаются криком и ором. Диапазона ора также будет расти. Но это вовсе не значит, что это правильно, что так и надо брать высокие ноты!

 

 

Как снять голосовые зажимы

 

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает от зажимов. Иногда мы чувствуем, что голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, даже до ощущения боли, - но ничего не можем с этим поделать. Голосовые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете перманентный стресс, даже если вы его не ощущаете. Зажим –это привычная «гримаса тела»: точно таким же образом появляются морщины на лице, из-за застывшей гримасы страха или обиды, или гнева, или брезгливости… Мышцам лица настолько же неудобно находиться в положении гримасы, как и голосовым мышцам в зажиме, но наше тело выдрессированное стрессами, уже не замечает этого неудобства. Из-за застывшей гримасы страдает не только наша красота, но и здоровье: то, что мы принимаем за мигрени, часто является «головной болью напряжения». И голосовые зажимы вредят не только красоте звучания, но и могут привести к серьезным болезням, вплоть до потери голоса. Соответственно, чтобы избавиться от мышечных зажимов, нужно тщательно проработать именно психологический фактор. Это может быть очень непросто поначалу, однако результат вас очень приятно удивит, а процесс обучения пойдет значительно быстрее. Нужно научиться сосредотачиваться только на собственной вокальной работе. Прекратить думать о том, что вас кто-то слышит и что-то при этом о вас думает, как-то оценивает. Ваша задача – петь комфортно и свободно, не замечая ничего вокруг. А когда подходите к сложной ноте. Не думайте о ее сложности, не напрягайтесь. Заранее «простите» себя за возможную фальшь. Это странно звучит, но только так можно научиться петь профессионально – научившись одновременно концентрироваться и в то же время расслабляться. Вот несколько рекомендаций по этому поводу:


- Убедите себя, что вас ничего не беспокоит и заставьте себя расслабиться.

- Для расслабления пропевайте арпеджио «sopranohighc». Это арпеджио воистину самое универсальное для певца, так как оно учит связывать грудной и головной голос. Когда вы достигнете некоторой расслабленности – зацепитесь за эти ощущения. Затем попробуйте спеть песню, но в полгромкости не напрягаясь, пусть звук покажется вам более тонким и менее динамичным, но главное, чтоб он оставался связанным, а со временем придет, и сила и окраска голоса.

- изучите методику Сета Риггса «Пение в речевой позиции». Оно может здорово помочь на пути к расслабленному пению.

Зажим челюсти

Зажим нижней челюсти и языка сказывается на голосоведении. При этом дефекте слышится звук напряженный, тусклый, заваленный назад, ход вверх осуществляется «поддаванием» воздушной струи под связки. Устраняется зажим челюсти и словесным объяснением о ее работе, и показом педагога, пением упражнений, а также путем пения упражнений с чередованием гласных и с объяснением уклада языка на разных гласных. Так же в избавлении от зажимов челюсти есть чему поучиться детей. Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли ли, от радости, от гнева, – а мы стискиваем зубы. В отличие от ребенка, непосредственная реакция которого – звонкий, открытый, ничем не сдерживаемый крик. Реакция ребенка мгновенна, безоценочная: импульс – реакция. У нас же – с некоторой заминкой: импульс – оценка (кричать неприлично), и, только потом, – реакция. Сколько раз в детстве вам довелось услышать от родных, от воспитателей, от учителей: «Тихо. Тихо! Тише!! ЗАМОЛЧИ!!!». Ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает свою беду. А, повзрослев и став «полноценным членом» общества, сдерживает свои естественные реакции и – пережевывает свои «неозвученные» проблемы часами, неделями, годами….

Чтобы «разжать» эти зажимы, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась абсолютно расслабленно.

- Возьмите себя рукой за подбородок и аккуратно подвигайте нижнюю челюсть влево - вправо, вверх – вниз, вперед – назад, так, чтобы мышцы лица при этом не напрягались.

- Когда вы убедитесь, что вам легко дается это упражнение, возьмите любой текст и почитайте, держа руку на подбородке.

- На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, – и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

 

Зажим гортани

Большинство тех, кто хочет научиться петь совершают ошибку, благодаря, которой никогда петь не научатся, это – зажим гортани (горловой зажим). Ошибка в том, что некоторые не отводят достаточно внимания свободе своего горла и организма в целом, почему и получается так, что некоторые поют сходу "от природы", а другие учатся, учатся всю жизнь, но так ничему никогда и не научатся. При пении «горлом» голосовые связки испытывают что-то вроде спазма, они теряют способность свободной вибрации, фазы смыкания и размыкания связок по времени становятся практически одинаковыми, и даже фаза смыкания может превосходить фазу размыкания. Пока нет свободного горла – продолжать заниматься вокалом НЕЛЬЗЯ. Зажим - это важнейшая проблема, с которой сталкиваются БОЛЬШИНСТВО вокалистов и людей, которые вообще пытаются петь. Так же зажим является одной из основных помех к расширению диапазона у певца. Чем раньше обратишь на это внимание - тем быстрее встанешь на правильный путь развитие и тем с меньшим количеством проблем ты столкнёшься в дальнейшем. Плакать –неприлично! Вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети, мы «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло. Зевать неприлично! Стонать от наслаждения - неприлично (зажимы - гортань плюс челюсти). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение). Как преодолеть этот зажим? Научитесь зевать «в голос», как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык. Поговорите сквозь зевоту (не забудьте открывать пошире рот), и вы почувствуете, как открывается путь вашего голоса, расправляются голосовые «морщины», ваш «голосопровод» превращается в широкую трубу, по которой свободно течет звуковой поток. Зевота не только снимает голосовой зажим, но и отлично тренирует мышцы гортани, необходимые для красивой, эмоционально разнообразной речи. Еще одно упражнение, которое вы можете освоить самостоятельно и которое поможет вам освободить горло от зажимов. Это упражнение – смех. Наверняка вы бывали в такой ситуации: начинаете смеяться и никак не можете остановиться. Что болит в этот момент? Правильно - живот. А, точнее, диафрагма, которая и должна активно работать при голосовой нагрузке. А горло? Горло не болит, хотя вы издаете звуки, звонкие, объемные, громкие, в большом диапазоне. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и, кстати, так же быстро поднять себе настроение.

Зажим губ

Основная роль губ в пении – это артикуляция, связанная с энергией слова (гласных и согласных звуков). Один из аспектов процесса пения включает в себя натяжение так называемой "тазовой диафрагмы", натяжение голосовых складок и натяжение губ. Таким образом образуется взаимосвязь между энергией дыхания, энергией гортани, продуцирующей звук, и энергией слова. Недостаточный тонус одной из составляющих этого аспекта влечет за собой различные "перекосы" в фонации. Артикуляция в пении значительно активнее, чем в речи. Существует зависимость энергии артикуляции с общим тонусом организма. Даже когда мы беззвучно, но артикуляционно активно произносим слова, - повышается наш тонус и чем больше мы охватываем сознанием каждую лицевую мышцу, чем больше мы их ощущаем, тем меньше в артикуляции остается "мертвых" зон. Чем меньше мышц, неохваченных сознанием, тем свободнее наш голос. Существует также связь между свободой губ и свободой челюсти. Губы, которые растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка», – защитная реакция на опасность, настоящую или фантомную. Такую «улыбку» у зверей мы называем оскалом, и означает она –«лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка не является отражением бурной радости или спокойного счастья. С помощью этой улыбки мы, как и животные, неосознанно сигнализируем: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость. А что же голос? Голос при такой улыбке становится «плоским», «фальшивым», излишне слащавым или резким. А ведь у многих, особенно у женщин, такая улыбка «приклеивается» намертво и исчезает только во сне. Губы, являясь "часовыми" рта, могут выполнять роль либо тюремной решетки, либо "легко открывающейся двери с хорошо смазанными петлями". Напряженная верхняя губа не только символ английской бесстрастности. Обычно верхняя губа застывает в неколебимом желании скрыть страх или сомнение. Иногда она сохраняет неподвижность, чтобы просто спрятать плохие зубы или улыбку, которая с юности казалась человеку непривлекательной. Свобода верхней губы необходима для живой артикуляции. Ради максимальной продуктивности работа над произношением должна быт поровну разделена между верхней и нижней губами. Когда верхняя губа зажата, на долю нижней выпадает 85 процентов усилий. Возможно, для дополнительной помощи она привлечет и челюсть. Хотя по сравнению с губой челюсть чересчур неуклюжа и ее участие артикуляции нежелательно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...