Веселые словесные импровизации
Ведущий предлагает играющим различные творческие задания. Участники игры, уяснив их смысл, тут же начинают действовать, на ходу придумывая диалоги и разыгрывая сценки. • Вы — агент по продаже надувных игрушек, а вы — пассажиры электрички. Начали! • Вы — продавец газет, журналов. Попробуйте уговорить кого-нибудь купить хоть один экземпляр вашей газеты. • Вы все — участники стихийного митинга «За доброту и гуманизм», каждый может стать оратором. • Идет конкурс исполнителей анекдотов. Вы — члены комиссии. Вы — претенденты, борющиеся за победу. • Вы — первый космонавт, побывавший на Марсе, а вы — журналисты. • Вы — журналист, проводящий социологический опрос. А вы — прохожие на улице, которых он останавливает. Микроновость Каждый участник игры должен придумать объявление. Объявления могут быть и шутливые. Текст объявлений краткий, информативный. Продолжение следует Играют несколько человек. Вариант 1 Задается какая-нибудь известная история (сказка, басня, рассказ). От каждого играющего требуется продолжение этого, казалось бы, законченного повествования (с новым концом). Глубокая проработка сюжета не нужна, достаточно лишь в общих чертах описать, что произошло. Выигрывает тот, кто представит наиболее оригинальную и занимательную версию. Вариант 2 Игра проводится так же, только игрокам заранее дается набор из нескольких случайных слов, которые надо использовать в рассказе. Вариант 3 Среди игроков устанавливается определенная очередность. Первый игрок начинает свою историю. Каждый следующий подхватывает и развивает сюжет, добавляя одно предложение. Повороты сюжета могут быть самыми неожиданными, главное — отвечать быстро. Кто замешкается — выбывает из игры.
Бесконечное предложение Играют несколько человек. Водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком образовавшееся предложение. Слова можно добавлять в любое место (начало, конец, середину) предложения, но обязательно с учетом его смыслового содержания. Например, исходное слово солнце: — светило солнце; — ярко светило солнце; — на небе ярко светило весеннее солнце; — на небе ярко светило и играло весеннее солнце; — на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; — на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; — на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце; — на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце... Найди пару Ведущий называет слово. Задача играющих состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации — назвать дополняющее слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки. Вариант 1 Ведущий называет слово, игрок отвечает, называя первое пришедшее в голову слово-ассоциацию (можно назвать глагол, существительное, прилагательное). Например: стол — комната, качается, большой. Вариант 2 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо называть только нарицательные существительные. Например: стол — тарелка. Вариант 3 Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо называть только прилагательные. Например: стол — круглый. Вариант 4 В качестве словесной ассоциации необходимо использовать только глаголы (стол — стоит). Спрятанные слова Играют несколько человек. Цель игры — угадать слово, замаскированное во фразе.
Водящий, которого выбирают по жребию или по желанию, выходит из комнаты. Остальные участники игры загадывают слово. Вернувшись, водящий начинает задавать вопросы по очереди всем играющим. Вопросы могут быть самыми разнообразными, об их количестве договариваются заранее. Отвечающие используют в ответе «спрятанное» слово. Понятно, что они должны постараться «спрятать» слово так, чтобы оно не выделялось среди других. Успех отгадчика зависит от его внимательности и способности удержать в памяти сразу несколько ответов, сравнивая которые, он и определяет загаданное слово. Загадывать можно простые слова, словосочетания, фразы. Когда слово угадано, тот, на ком остановился водящий, занимает его место. Если же слово не узнано, снова бросается жребий и выбирается новый водящий. Заключение Добились успеха — сохраните и преумножьте свои достижения! Каждый человек сам определяет, что считать победой, а что поражением; он сам повелевает своей жизнью и распоряжается наградами и наказаниями. М. Коллинз Учитесь на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой выходит. К.С. Станиславский Вы научились говорить правильно, теперь ваша речь всегда и везде должна быть понятной и организованной. Вы получили немало важных знаний и приобрели практические навыки. Если вы отнеслись к делу добросовестно, то, конечно, обнаружили у себя новые качества, которые приобрели за время занятий. Вы, вооруженные логикой, усвоили знания по психологии общения, методы убеждения и стали более контактными и коммуникабельными. Освоили правила речи — применяйте их повсюду! Чтобы привыкнуть всегда говорить по-новому и комфортно чувствовать себя в любой обстановке, нужно время. Ваше сосредоточенное внимание, воля, упорство и последовательность помогут закрепить хорошую речь. Совершенно не прав будет тот, кто считает, что для достижения результата требуется лишь однократное приложение сил. Опыт доказывает, что успеха добиваются верящие в себя люди. Свою речь люди совершенствуют всю жизнь. Нужен долгий настойчивый труд, чтобы всегда говорить красиво, подобно тому как музыкант, чтобы быть виртуозом, работает всю жизнь. Помните, как у Александра Блока: «И вечный бой, покой нам только снится»? Что же вам мешает эффективно действовать? Сомнения? Незнание цели и своих возможностей?
Четко представьте себе цель, решите, сколько сил вы можете приложить для ее достижения. Действуйте! Вы освоили технику правильной речи, и к ней нужно относиться бережно, постоянно говорить по-новому, и плавная, слитная речь станет привычной. Теперь вы не будете теряться из-за неполадок в речи: вы уже знаете, как себе помочь. Вам известно, что речь почти всегда предназначена другому человеку, значит, говорить надо так, чтобы вашему слушателю было понятно и интересно. Раньше вы обычно при разговоре волновались, плохо слушали собеседника, все ваше внимание было направлено на ожидаемые запинки в речи. Это сковывало и рассеивало ваши собственные мысли — речь становилась торопливой и непонятной. А теперь подумайте: на что же следует обращать внимание? Прежде всего, спокойно выслушайте своего собеседника. Подумайте о том, что ему важно узнать и как вы сможете лучше и понятнее ему это объяснить. Если вы рассказываете о своих впечатлениях, то стремитесь как можно точнее формулировать свои мысли. Соберитесь, вспомните, что вам известно по этому вопросу, и спокойно излагайте. При этом каждое высказывание продумывайте, подбирайте точные слова для выражения собственных мыслей. Не спешите сразу отвечать на вопрос, пока не появится внутренняя готовность к речи. Не торопитесь! Говорите четко, разборчиво, спокойно, содержательно и красиво. Такая речь радует всех: и говорящих, и слушающих. Вам станет спокойнее и легче говорить, если заранее не думать, что люди обратят внимание на ваши запинки. Помните, что собеседник слушает ваше сообщение и не считает количество ошибок. Если вы разнервничались в ходе неприятного разговора, чувствуете, что речь начала «разлаживаться», остановитесь на некоторое время. Переключите свое внимание для того, чтобы расслабиться и спокойно продолжать разговор. Если по привычке вы волнуетесь, то не стоит поддаваться грустным мыслям. Вспомните те случаи, когда вы красиво и увлеченно говорили и чувствовали себя спокойно. Почаще используйте эти наблюдения, чтобы и в следующий раз говорить так же уверенно и спокойно.
Важно уяснить: наши ошибки, неудачи — это необходимые ступени для приобретения опыта. Недаром говорят, что на ошибках учатся, если больше не повторять их. Воспоминания о прошлых неудачах могут самым неблагоприятным образом повлиять на сегодняшние действия, если мы без конца думаем о них и мысленно повторяем: «Вчера я потерпел неудачу, это значит, что меня и сегодня ожидает неудача». Нужно заметить, что большинство из нас склонны, недооценивая самих себя, переоценивать характер трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться. Поэтому все внимание сконцентрируйте на достижении положительной цели и ни одной-единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи. Ведите себя уверенно, отбросив нерешительность и не оглядываясь поминутно назад. Постоянно фиксируйте свое внимание на успехах, хотя бы и самых незначительных. Не переживайте, если улучшение наступает не так быстро, как хотелось бы. Не отступайте перед трудностями, возможными неудачами и срывами и тем более не прерывайте начатую работу. Надо заметить, что не всем людям одинаково эффективно удается заставить себя работать в выбранном направлении, достигая поставленной цели. Часто не хватает мотивации активных действий. Мотивация является единственным по-настоящему эффективным средством определения того, насколько достаточен достигнутый результат и насколько долго его удастся сохранить. Осуществляйте свои желания, идите к поставленной цели. Исполнить свою мечту можете только вы сами! Как говорил Ф. Петрарка, «надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое». Систематически заставляйте себя усилием воли говорить спокойно, уверенно, плавно. Проявляйте самообладание в неблагоприятных для вас ситуациях. Придерживайтесь рекомендуемых в этой книге правил речи, и вы обнаружите, как по мере совершенствования навыков вы станете получать от общения больше удовлетворения. Вы станете продвигаться по пути более полного раскрытия собственного внутреннего потенциала и достигнете своей цели: максимального взаимопонимания и по-настоящему эффективного межличностного взаимодействия. Верю, что вы сумеете этого добиться, проявив терпение, активность, уверенность в себе. Вперед, к успеху!!! Рекомендации ♦ Пользуйтесь этой книгой как рабочим справочником для решения ваших речевых проблем.
♦ Было бы неплохо найти одного или нескольких приятелей, с которыми можно заниматься вместе. Это интереснее. Можно обменяться мнениями, сравнить результаты выполнения разных упражнений, понять, как вас воспринимают другие люди. ♦ Устройте из своего обучения игру, предложив кому-нибудь из близких приз за каждый случай, когда они поймают вас на нарушении речевых правил. ♦ Если вы занимаетесь сами, это тоже неплохо. У вас есть шанс развить самонаблюдение. ♦ Ведите дневник, указывая в нем «речевые победы» и анализируя ошибки, которые допустили, чтобы избежать их повторения в будущем. ♦ Не ограничивайтесь выполнением упражнений. Действуйте, экспериментируйте в реальной жизни. Только упорная работа над собой и своей речью, оздоровление нервной системы, длительное закрепление достигнутых результатов приведут вас к успеху. ♦ Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности. ♦ Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь. ♦ При работе над речью в домашних условиях целесообразно придерживаться следующих правил. — Лучшее время для тренировки — это утренние часы перед работой или учебой. — Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления — это необходимое условие для работы над голосом и речью. — Начинать работу над речью лучше с пения. Для этого выбирайте плавные и мелодичные песни. Пение организует речевое дыхание и стабилизирует темп речи. — Далее работайте над чтением стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе, строго придерживаясь правил речи. — Включите в самостоятельные занятия музыкальное сопровождение, так как оно положительно влияет на нормализацию речевой функции. — Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в процессе общения. — Рекомендуется прослушивание ритмичной легкой музыки, стихов или прозы в исполнении артистов. Обратите внимание! Уважаемые родственники заикающихся! Помните, что от вашего доброго участия во многом зависит успех проводимой работы. Вы можете не только помогать своим близким в проведении тренировок речи, но и должны поддерживать веру в успех проводимых занятий. Не нужно болезненно реагировать на возможные неудачи: любое заболевание, ослабляющее нервную систему, психотравмирующая ситуация могут ухудшить речь близкого вам человека. Постарайтесь морально поддержать его, успокоить, создайте ему необходимые условия для занятий, и он преодолеет временное ухудшение речи. По отношению к подросткам не проявляйте гиперопеки, не освобождайте их от выполнения обязанностей, связанных с активным речевым общением. Это будет способствовать более успешной и быстрой их социально-психологической адаптации. Особенно хочется предупредить близких заикающегося, который проходил лечение в другом городе, уехав из дому на один-два месяца. По его возвращении не устраивайте ему «экзамен», не прислушивайтесь настороженно к его речи, не задавайте ему при первой встрече вопросов о результатах лечения. Дайте возможность вернувшемуся после лечения спокойно «ввести» улучшенную речь в условия своего дома и семьи. Не торопите его демонстрировать хорошие результаты, и он спокойно реализует в жизни рекомендуемые приемы. Словарь-справочник Артикуляция — работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам А. относятся губы, нижняя челюсть, язык, глотка, мягкое нёбо. Принято делить А. на внутреннюю (работа органов внутриглоточной полости) и внешнюю (участие органов полости рта, нижней челюсти, языка, губ). Качество А. обеспечивается точностью управления артикуляторными органами со стороны коры головного мозга. Атака звука — момент его образования или начало звука. Существует три способа А. З.: твердая, мягкая, придыхательная. А. З. зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. А. З. оказывает большое влияние на начало звука и все дальнейшее голосообразование. Развивая речевой голос, следует придавать большое значение мягкой атаке звука. Аудиторный шок (сценический страх) — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи: возрастает количество и длительность пауз, отмечается снижение словарного разнообразия, напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью, бессмысленными повторами и др. Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Вербальный (лат. verbalis — словесный) — относящийся к звуковой человеческой речи. Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью, которая может быть воспринята слушающим в данных условиях языкового общения. Высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Различают: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо развитым грудным звучанием; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием; средний речевой голос с хорошо развитым и головным, и грудным звучанием. Характеризуется организованным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. Высота голоса определяется не только по слуховым впечатлениям (низкий, высокий), но и на основании испытываемых вибрационных ощущений: если человек говорит высоким голосом (звук идет в верхние резонаторы — лицевые пазухи, черепную коробку), то ощущается дрожание в области носа; если человек говорит низким голосом, то дрожание ощущается в области грудной клетки, что можно обнаружить, приложив ладонь к груди. Голос (речевой голос) — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, смехе, пении и отличающиеся высотой, силой, характером звучания и т.п. Голос поставленный — наиболее полное и всестороннее развитие голосовых данных (диапазона, силы, звучности, выносливости, гибкости). Диалог (греч. dialogos) — попеременный обмен репликами двух и более людей. Диапазон голоса — звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Способность без особых усилий менять высоту голоса, то есть пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса. Однообразие и монотонность звучания происходит от малого, неразвитого Д. Г. Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений. Диафрагма — дыхательная мышца, разделяющая туловище на две полости: верхнюю — грудную и нижнюю — брюшную. Дикция (лат. (dictio — произнесение) — произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, «проглатывания» отдельных звуков и слогов, дефектов речи. Необходима для лучшего восприятия речи говорящего. Дискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) — корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога. Диспут (лат. disputare — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи (публичный спор) на научную или общественно важную тему; для него характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к общему решению, установить истину. Д. осуществляется под руководством ведущего. Длительность звука — временная протяженность звука. Добор дыхания — физиологическая пауза, в которой путем быстрого сокращения диафрагмы происходит незаметное пополнение израсходованного воздуха. Д. Д. должен осуществляться быстро, не разрушая смысловой конструкции фразы. Дыхание — различают три типа Д.: ключичное, грудное, брюшное. Деление Д. на типы — условное. Каждый тип Д. заключает в себе элементы других типов и отличается активностью участия в дыхательной деятельности той или иной группы мышц. Дыхание грудное (среднереберное) — дыхание, при котором ребра, поднимаясь, увеличивают объем грудной клетки в средней ее части, причем диафрагма почти не сокращается. Преобладание в речевой деятельности Д. Г. способствует быстрому утомлению голоса. Дыхание диафрагмальное (нижнереберное) — дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижней части грудной клетки при участии диафрагмы. Дыхание, при котором диафрагма, сокращаясь, увеличивает объем грудной клетки в вертикальном направлении при легком расширении нижних ребер. Дыхание долгое — стремление говорить как можно дольше, не добирая воздуха, — ошибка. Длинное выдыхание к концу всегда ослабевает, и поэтому звук не может быть ровным. Целесообразным является частый и незаметный добор дыхания и наиболее экономичное расходование набираемого воздуха. Дыхание ключичное (верхнереберное) — короткое или поверхностное дыхание, отличительными признаками которого является поднятие верхних ребер и плечевого пояса. Дыхание поставленное — сознательное управление вдохом и выдохом. Дыхание фонационное (греч. phon — звук) — дыхание, связанное с голосовой деятельностью; в отличие от физиологического дыхания, состоящего из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, равных по длительности, в Д. Ф. вдох более короткий, быстрый, а выдох — замедленный. Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Звуковысотный слух — способность слышать и воспроизводить мелодику речи. Интонация (лат. intono — громко произношу) — совокупность звуковых элементов речи (изменение силы, высоты, длительности, непрерывности звучания, тембра голоса). И. создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику или аудитории. Коммуникативное намерение — понятие, обозначающее конкретную цель высказывания говорящего: спрашивает он или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т.д. Коммуникации (лат. соттиniсо — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. К. Р. предполагает высокую общую культуру человека. Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Л. У. падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение, и смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено Л. У. Интонационное выделение логического слова выражается в повышении, понижении или усилении звука голоса, подчеркнутой артикуляции слова. Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения Л. Р. следует добиваться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Условия Л. Р. на уровне высказывания: непротиворечивое сочетание слов между собой, правильный порядок слов, такие средства выражения и поддержания Л. Р., как служебные слова, вводные слова и словосочетания; на уровне связного текста: обозначение перехода от одной мысли к другой, членение текста на абзацы, выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания (неоправданное дробление, как и излишняя усложненность, нарушают Л. Р.). Логофобия (греч. logos — слово, phobos — страх) — состояние страха, боязнь произнесения слов, речи. Люфтпауза (нем. luft — воздух) — пауза для добора воздуха, вызванная физической необходимостью. Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами фонетическая мелодика оформляет смысловые отношения между частями фразы. Различают три основных вида М. Р.: повествовательная — характеризуется резким понижением голоса на последнем ударном слоге; вопросительная — характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.). Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, длительности и тембру. Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, содержащий структурно связанные между собой высказывания, имеющие смысловую завершенность. По способу изложения различается три типа М.: описание, повествование, рассуждение. Навык — сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Напряженность — состояние повышенного физического или психического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие средствами общения между людьми. Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающих речь и эмоции. Пауза — остановка в течении речи. П. бывают логические (смысловые), психологические, физические. Подвижность голоса — способность голоса легко и быстро изменяться по высоте, силе и продолжительности. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным, однообразным. Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, ее темпом, переходя свободно и произвольно от самого замедленного до быстрого. Способность замедлять и ускорять темп речи вырабатывается в процессе тренировок. Полетность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов, звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, речь оратора достигает дальних уголков аудитории. Портаменто — легкое, замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчетливости произнесения согласных и гласных при их активной артикуляции. Приемы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Промежуточная пауза — остановка, определяемая знаками препинания. П. П. не должна нарушать смыслового целого и отдельных частей. Психологическая пауза — остановка, обусловленная переживаниями говорящего (пауза припоминания, пауза умолчания, пауза напряжения). Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают следующие регистры: грудной (нижний), головной (верхний) и средний (смешанный). Границы регистров речевого голоса у каждого человека разнообразны и во многом зависят от его индивидуальности. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного, незаметного перехода из регистра в регистр. Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов. Основные Р., влияющие на тембр голоса: грудной — вибрация грудной клетки; головной — вибрация передней части лица и черепа; средний (смешанный) — резонирование звука в головной и грудной полостях. Релаксация (лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты Р. С.: физический слух, фонематический слух, звуковысотный слух, тональный слух, ритмический слух. Речевой такт (синтагма) — слово или группа слов внутри предложения, объединенных смыслом, образуют так называемые смысловые группы. Между Р. Т. ставятся логические паузы. Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи. Внешняя — это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью. Включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную. Внутренняя — это речь для себя, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний темпоритм. Ритм речи — последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени. Риторика (греч. rhetor — оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Риторические игры — речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название Р. И. достаточно условно и объединяет психотехнические игры и социально-психологический речевой тренинг (деловые управленческие игры, учебные дискуссии и т.п.). Саморегуляция (лат. regulare — приводить в порядок, налаживаться) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Самоуправление — процесс сознательного воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или изменения характера их протекания, функционирования. Сила голоса (громкость) — зависит главным образом от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот. Значительное влияние на С. Г. оказывают резонаторные полости. Развить можно упражнениями, постепенно увеличивая силу звука при произнесении текстов. С. Г. сообразуется и соразмеряется с двумя требованиями: акустическими и художественными. Синтагматическое ударение (гр. syntagma — вместе построенное) — смысловой центр, основное слово синтагмы или речевого такта. Слушание — вид деятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Соединительная пауза — для нее характерно повышение голоса на логическом слове и группе слов. Соединительно-разделительная пауза — вид логической паузы, делящей фразу на речевые такты и одновременно объединяющей их в целое предложение; различается по длительности (временной промежуток) и наполненности (смысловое значение). Например: пауза для выделения ключевого слова; пауза между речевыми тактами или предложениями; пауза между сюжетными и смысловыми единствами. Тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи. Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством сегментов (слов, слогов) в единицу времени (секунду, минуту). Темп, измеренный без учета пауз, называют артикуляционным, при учете пауз говорят о полном темпе. Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения. Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективного использования речевого аппарата. Тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены оценок, чувств, отношений. Ударение — различают грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-либо слога в слове), синтагматическое (смысловой центр, основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова), фразовое (передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания). Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. Физическая пауза — остановка, вызываемая внешними (физическими) причинами: недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т.п. Физический слух — способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах громкости и высоты. Фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи в соответствии с фонетической и орфоэпической системами языка. Цезура — короткая, еле заметная пауза между фразами. Чистота речи — коммуникативное качество речи. Чистой называется такая речь, в которой нет чужеродных литературному языку слов, словосочетаний и других элементов языка (диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов, слов-паразитов). Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Приложение 1 Двусложные Путник, песня, перец, печать, печка, тачка, тумба, кактус, кипа, кудри, будка, берег, бублик, бисер, диктор, доктор, город, гейзер, поток, песок, табун, тиски, каблук, канва, кирпич, кефир, бульвар, дурман, гектар, гармонь. Трехсложные Памятник, парусник, тумбочка, туфельки, тетерев, каменщик, капелька, карточка, кисточка, кепочка, ботинки, дудочка, девочка, дерево, погоня, парламент, покупка, печенье, писатель, картофель, кастрюля, катушка, булыжник, бумага, бухгалтер, дубленка, горошек, гитара, гербарий, пансион, пароход, перевал, переплет, пионер, табурет, торжество, телефон, темнота, теплоход, календарь, карандаш, бандероль, барабан, бутерброд, диспансер, гастроном, геркулес. Четырехсложные Папоротник, путаница, деятельность, деятельный, гусеница, горничная, познание, послание, подсолнечник, таинственный, торжественный, термический, кампания, комедия, беготня, безветрие, баталия, гарантия, гостиница, говядина, гимнастика, парикмахер, паутина, погремушка, пирамида, тараторить, табуретка, телевизор, конденсатор, коромысло, комментарий, баснописец, батарея, безработный, добровольный, дисциплина, годовщина, губернатор, гигиена, пансионат, переполох, перегрузить, переступить, переписать, тяжеловоз, калейдоскоп, комбинезон, диагональ, диапазон, голосовать, гемоглобин. Пятисложные Парфюмерия, подберезовик, помещение, территория, типография, консультация, конституция, бухгалтерия, биография, безработица, долговременный, дипломатия, дирижировать, гастролировать, география, геометрия, переустройство, перегородка, переговоры, температура, татуировка, командировка, кандидатура, домохозяйка, ди
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|