Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе
Реферат
Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности
Выполнил: ст.гр. 94–Р–1 Бочаров И.В.
Проверил: Курышов С.А.
Нижний Новгород. 1998
Введение
Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет осо- бую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воин- ских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Воинское воспитание представляет собой целенаправленную дея- тельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необ- ходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это - стойкость, мужество, отвага. Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане оп- ределяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и во- инскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функцио- нирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на са- мом высоком государственном уровне.
Основными компонентами содержания воинского воспитания явля- ются: - воспитание у военнослужащих глубокого понимания историчес- кого предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительст- ва, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой го- товности; - формирование у личного состава непоколебимой верности во- енной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны; - развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения; - выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества; - формирование морально-боевых качеств, которые особенно не- обходимы военнослужащим в бою, - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения по- беды над врагом; - воспитание личного состава в духе гордости за принадлеж- ность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления разви- вать и обогащать их боевые традиции. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, где главная роль должна принадлежать воинской дисциплине. Единоначалие в армии и на фло- те, его последовательное осуществление в многогранной деятельнос- ти военных кадров неотрывны от процесса воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности. Место и значение этого про- цесса в содержании воинского воспитания определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая де- ятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется по-
нятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспита- ние развивает у них уважение к законам, на которых зиждется пра- вопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскры- вает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способство- вать утверждению и поддержанию уставного порядка. Особое значение придается личной примерности офицеров в со- четании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.
Боевые традиции
В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных цен- ностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по фор- мированию у личного состава высоких морально-боевых качеств за- щитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздейс- твия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы про- паганды и агитации. Таким образом, воинское воспитание - целенаправленный про- цесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитни- ков государства Российского. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспита- ние служит необходимым условием развития личности воина, укрепле- ния морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил Рос-
сии, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана. Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правили, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, сво- ей Родине. Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции пов- семестно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средс- тво воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции. Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются: - беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, посто- янная готовность защищать ее до последней капли крови; - непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность; - верность воинскому долгу, военной присяге, самоотвержен- ность и массовый героизм в бою; - любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля; - постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерс- тва, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину; - войсковое товарищество и коллективизм, уважение к команди- ру и защита его в бою. Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаган- да способствует формированию у воинов высоких морально-боевых ка- честв, необходимых для достижения победы в современном бою, помо- гают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным ду- хом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием. Выдающийся полководец М.В.Фрунзе считал традиции нашей армии залогом будущих великих подвигов советских воинов. В своем приветствии воинам героической 51-й Перекопской дивизии он указывал на то, чтобы "память о слав-
ном прошлом запечатлелась и, не умирая, передавалось из поколения в поколение новым составом полков дивизии. Воспитательное воздействие боевых традиций заключается преж- де всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, без- заветно служить Родине. Сила положительного примера - это огром- ная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий стано- вятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно ведь из истории, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своим телом амбразуры вражеских до- тов и дзотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немец- ко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Со- ветского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействия не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом. Славной страницей в истории русского военно-морского флота вошло Наваринское сражение 1827 года, когда дважды было нанесено сокрушительное поражение турецкому флоту. В этом сражении особен- но отличился экипаж корабля "Азов" под командованием Лазарева. "Азов" получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж ко- рабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и кор- вет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на бе- рег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля "Азов" первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота. Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, це- ментировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисцип- лины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил фло- та. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков. Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, ве- личие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повыше- ния их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.
Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упор- ного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспи- тать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно.
Воспитательная работа. Взаимоотношения в коллективе
Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться навсех упомянутых уровнях. Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюдаможно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства от- дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени- ях в воинских коллективах. Можно ли избежать их? Если нет, то хотя бы свести до минимума. Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальных человеческих отношений? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю- дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по данному вопросу. Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше- ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос- лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий. Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений яв- ляется важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания под- разделения в постоянной боевой готовности. В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего об- щества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к се- бе и людям, сочетаемая с заботой о них. Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная пов- седневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравс- твенную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее прояв- ление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций. Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Воору- женных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины. Заключение
Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического сотояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.
Список использованной литературы
1. "Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат - 1985г.,- 178 с.
2."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва- 1979г.- 273 с.
3. "О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат,Москва- 1990г.
4. "История государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с.
5. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются.- М.: Воениздат, 1986.
5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в подразделениях. - М.:Воениздат, 1987.
6. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт,анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|